рабочая программа по чтению 3 класс (2100) Бунеевы
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Шарапова Светлана Олеговна

Подробная программа,содержащая все необходимые разделы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc314 КБ

Предварительный просмотр:

\

Утверждаю:                                         Согласовано:                                   Рассмотрено:

Директор школы № __                       Зам.директора по УВР                   на  заседании МО

__________ Ф.И.О.                             _________ Ф.И.О.                          Протокол №_____

«____»___________20__г                 «____»__________20__г                от__________20__г

                                                                   ГБОУ гимназия  № 405  

Рабочая программа

по литературному чтению

УМК «Школа 2100»

3 класс

1

Учебный методический комплект:

  • «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях

Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2011 г.)

  • Тетрадь по литературному чтению для 3 класса  

Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2011 г.)

  • Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс

Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина  (Москва  «Баласс» 2011 г.)

  • Уроки литературного чтения во 3-м классе  (Методические рекомендации для учителя)

Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева  (Москва «Баласс» 2011 г)

  • «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов)

Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2009 г.)

Количество часов на изучение программы            102 ч

Количество часов в неделю                                          3  ч

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».

2

3

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем  как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их  самостоятельно выбирать. Достижение этой  цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 3-м классе дети, которые уже  знакомы с двумя источниками чтения  –  фольклором и  современной детской литературой,  открывают для  себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения,  поэму, пьесу-сказку. Здесь   находят свою  реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы  и  текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения,  включённые в учебник для  3-го кл., позволяют показать  детям  мир  литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной  детской литературы, произведения русских писателей и поэтов  XX  в., доступные  для   детского  чтения;  современную детскую литературу

В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третьеклассницы  Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики  чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136  ч. в год) или  по три  часа  в неделю (102  ч. в год).  Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или  306  часов  (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценость  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI. Содержание учебного предмета

Прощание с летом  (6 или 4 ч). Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние   путешествия  и  приключения  (19   или   15   ч).  Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа   летом   (9  или   7  ч).  Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

«Глухая  пора   листопада...»  (8  или  6  ч).  Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...» (18 или 11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...» (12 или 9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 или 6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой  и папой  (12  или 9 ч). Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним  музыкой   сердца...»  (9  или  6  ч).  Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

День смеха (4 или 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

«О весна,  без конца  и без краю...» (8 или 5 ч). Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

День  Победы   (5  или  4  ч).  Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная  земля  (6 или 5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение автор- ского  заглавия в ряду  данных).

Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному приду- мыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанав- ливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из пред- ложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.

Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;

– речь  героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных про- изведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не толь- ко к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и

небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

VII. Таблица предметных требований

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;
  • овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
  • определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
  • приобщение к литературе как к искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

проведения

план

факт

понятия

Предметные результаты

УУД


1

Вводный урок.

Знакомство с новым учебником.

Г. Сапгир «Нарисованное солнце».

Ю. Ким «Светлый день»

1

Чтение стихотворных произведений наизусть (декламация)

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворение с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и заглавия текста;

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

(учебник).

Выучить одно стихотворение по выбору с.4-5

Раздел 1. Прощание с летом (4 часа)

2

В. Драгунский «Англичанин Павля»

1

 Формирование умения писать на тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

Расширять понятие о жанре юмористического рассказа.

Уметь соотносить понятия герой – персонаж – рассказ – автор

с. 8–11 (учебник);

с. 1, № 1 (тетрадь)

3

К. Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Каким мне запомнилось это лето»

1

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению


Характер героя, его поступки и их мотивы

Письменные творческие работы по окончании чтения каждого раздела. Составление устных и письменных описаний-миниатюр

с. 3, № 3 (тетрадь)

4

Б. Заходер «Что красивее всего?»

 Анализ сочинений-миниатюр

1

Уметь выразительно читать стихотворение

 Уметь подробно и выборочно пересказывать тест

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Формирование умения писать на тему. Этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана

с. 20–21; выразительное чтение

5

Урок внеклассного чтения. Структура книги. Что я читал летом? Где, что, как и почему?

1

Книги

Ю. Дмитри-ева о приро-де («Большая книга леса»,

«Пароль», «Пусть живет!» и др.)

Раздел 2. летние приключения и путешествия (14 часов)

7

Введение в новый раздел. Ю. Ким «Отважный охотник»

1

 



Уметь: 

– осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст;

– читать текст вслух в равномерном темпе без учета скорости

с. 24 (учебник); выучить стихотворение наизусть

8

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 1 и 3-й глав

1

План из предложений текста (цитатный план)

с. 25–33 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

9

С. Голицын «Сорок изыскателей». Чтение 4-й главы

1

Деление текста на смысловые части, составление простого плана

Составление небольших монологических высказываний с опорой на авторский текст

Определение темы и главной мысли произведения

Развитие умения по ходу чтения представлять картины, устно выражать то, что представили

Уметь делить текст на части, составлять простой план

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Самостоятельно прогнозировать содержание текста  по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

с. 34–43 (учебник); с. 4, № 2 (тетрадь)

10

С. Голицын «Сорок изыскателей»

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении


-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

с. 42–43 (учебник); с. 5, № 2 (тетрадь)

11

И. Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Чтение 1–5-й частей главы первой

1

Уметь определять тему и главную мысль

Развитие умения выделять ключевые слова в тексте, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли

с. 44–47 (учебник)

12

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1–6-й частей главы восьмой

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

с. 55–61 (учебник); с. 7, № 1 (тетрадь)

13

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение 1–4-й частей главы тринадцатой

1

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

Пересказ прочитанного (подробный и выборочный)

с. 61–67 (учебник); с. 7, № 2 (тетрадь)

14–

15

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Заключительный урок

2

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении

Развитие умения соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

Деление текста на смысловые части

Уметь приводить примеры художественных произведений



-составлять рассказ-характеристику героя;


-составлять устные и письменные описания;

Высказывание своего отношения к прочитанному

с. 7, № 3 (тетрадь)

 

16

Б. Емельянов «Игра»

1

с. 69–73 (учебник); с. 8, № 2 (тетрадь)

17

К. Паустовский «Кот-ворюга». Работа с понятиями образ– персонаж, автор

1

Уметь оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор Соотношение понятий герой – персонаж – рассказчик – автор

с. 77, № 2 (учебник); с. 9, № 3 (тетрадь)

18

К. Паустовский «Жильцы старого дома»

1

Уметь пересказывать текст

Составление устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи

с. 78–81 (учебник), читать;

с. 85, № 1, 2

19

К. Паустовский «Жильцы старого до-ма». Завершение работы над рассказом

1

Уметь создавать небольшой устный рассказ на заданную тему

Рассказ об одном из жильцов старого дома

20

Проверочная работа.Обучающее сочинение.

1

Целостное восприятие произведения; отработка техники чтения

Уметь самостоятельно работать с книгой, анализировать текст

Составление рассказов и анализа

(по прочитанному)

Г. Снегирев «В разных краях»,

В. Арсеньев «Встречи

в тайге»

Раздел 3. природа летом (8 часов)

21

Введение в новый раздел.

С. Есенин «С добрым утром»

1

Чтение стихотворных произведений наизусть

Осознанное чтение текста художественного произведения

Высказывание и аргументация своего отношения к прочитанному

Чтение стихотворных произведений наизусть

Сравнения, олицетворения, эпитеты в художественном тексте

Уметь видеть в художественном произведении средства художественной выразительности


-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

-делить текст на части, составлять простой план;



-самостоятельно формулировать главную мысль текста;






Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

с. 88 (учебник); выучить наизусть стихотворение

22

А.П.Чехов Степь.

1

Уметь видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения

С.90-91 вопросы

23

А. Н. Толстой «Детство Никиты».

 Главы «В купальне» «Стрелка барометра»

С 92-98 читать

24-25

А. Н. Толстой «Детство Никиты».

Завершение работы над главами

2

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Выразительное чтение 1-й части главы «Стрелка барометра»

26

И. С. Тургенев «Голуби».

И. А. Бунин «Розы»

1

Уметь видеть в произведении средства художественной выразительности

Чтение стихотворения наизусть

с. 99–100; выучить наизусть

27

В. В. Бианки «Неслышимка»

1

Выразительное чтение наизусть выбранных стихотворений с объяснением своего выбора; пояснение средств выразительности, непонятных слов

  • осознанное, правильное, выразительное чтение;
  • умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • деление текста на части, составление простого плана;
  • самостоятельное формулирование главной мысли текста;
  • нахождение в тексте материала для характеристики героя;

с. 105 (учебник); № 3 – пересказ

–28

Б. Пастернак «За поворотом». Обобщение по разделу 3. Проверочная работа № 3 (15–20 минут)

2

с. 107 (учебник); с. 17 (тетрадь)

Раздел 4. уроки и переменки (9 часов)

29

. Э. Успенский «Школа клоунов». Первый день занятий

1

Умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному


Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Формирование умения писать на тему. Этапы подготовки к сочинению:

с. 111–120 (учебник). Пересказ «Приложения первого»

Э. Успенский «Школа клоунов». Второй день занятий

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Сочинение-фантазия на тему «Шко-ла моей мечты»

30

Э. Успенский «Школа клоунов». Заключительный урок.

Б. Заходер «Перемена»

2

Определение темы и главной мысли произведения


Осознанное чтение текста художественного произведения

Составление характеристик героев и их сравнение, анализ событий, героев произведения

Инсценирование; аргументированное объяснение точки зрения героев

Определение темы и главной мысли произведения

Уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному


-знать признаки драматического произведения;


-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;




-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, составление плана

с. 128 (учебник); выучить стихотворение наизусть

31

Г. Куликов «Как я влиял на Севку»

1

Уметь самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам

Обучение работе над образом литературного героя: портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою, собственное отношение к герою

с. 129–135, читать

32

Г.Куликов Как я влиял на Севку. Заключительный урок.

Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Связь с уроками изобразительного искусства

33

Б. Заходер «Вредный кот».

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» (начало работы с текстом)

1

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать подготовленные тексты

С.147-151озоглавить части

Уметь: 

– делить текст на смысловые части;

– составлять вопросы к прочитанному

-использовать выборочное чтение для подтверждения какой





– либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;





-самостоятельно находить в произведениях слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики;

с. 151–156;

озаглавить

части 5–6

34

Л.

Гераскина«В стране невыученных уроков»

1

Уметь подробно и выборочно пересказывать текст

с. 159–167;

пересказ глав 9, 10, 11, 12 на выбор

35

Л. Гераскина

«В стране невыученных уроков»

1

Уметь составлять монологические высказывания с опорой на текст

Инсценировка глав

10 и 11

36–
43

О. Григорьев

«Витамин роста»

(завершение работы), «После уроков», «Кто прав»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

с. 173.

Выучить

наизусть

одно стихотворение по выбору

        37

Обобщающий урок по разделу 4.

Проверочннннннннная работа (15–20 минут).

1

Знать названия,

основное содержание изученных произведений

Творческие работы. Сочинение сказок, рассказов

Написать

сочинение

на одну из

тем: «Если бы я был учителем»;

«На каких уроках мне не бывает скучно»

Раздел 5 Глухая пора  листопада(6 часов)

38

Введение в раздел . Стихи Пушкина , Бальмонта

Любое стихотворение наизусть

39

К. Паустовский

«Мой дом»

1


Пересказывание

текста


Чтение стихотворных произведений наизусть по выбору

Уметь пересказывать текст

с. 179–181,

пересказ

40

Г. Сапгир «Четыре конверта»,

Д. Самойлов «Перед снегом»

1

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

Выразительное чтение одного стихотворения по выбору,

с. 182–184

41

К. Паустовский

«Прощание с летом»

1

Уметь читать осознанно текст художественного произведения

Заучивание наизусть и выразительное чтение небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации

Выучить наизусть

1, 2 или 8-й

абзацы

42


43

Обобщающий урок по разделу 5.

Проверочная работа № 5.

Подготовка к сочинению

2

Различение жанров художественной литературы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений




-использовать выборочное чтение для подтверждения какой – либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию

Написать

сочинение

по наблюдениям

на тему «Разная осень»

44

Урок внеклассного чтения. Знакомство

с детской периодической печатью

1

Уметь высказывать оценочные суждения по прочитанным произведениям

Периодические издания для детей

Журналы

«Мурзилка», «Миша», «Почему»

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (9 часов)-1 час внекл. чтения

45



46

Введение в раздел.

Г. Сапгир

«Леса-чудеса». Русская сказка «Кот и лиса». В. Берестов

«Сказка»

2

Заучивание наизусть и выразительное чтение

стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Выучить стихотворение В. Берестова

«Сказка» наизусть

47

Русские народные

сказки «Никита Кожемяка», «Как мужик гусей делил»

1

Знать особенности языка народных сказок

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

Подготовиться к инсценированию. Выучить роли наизусть

48

Обобщающий урок по теме «Русские

народные сказки».

Б. Гребенщиков «Под небом голубым…»

1

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона

Озаглавливание частей текста

Выделение ключевых слов в тексте или частях текста

Обучение пересказу текста

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения



соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;







-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать жителей сказочного города

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Синдбад-море-ход»

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

Формирование умения писать на тему.

Озаглавить 4, 5, 6-ю части, записать в тетрадь

49

Авторские сказки

Ш. Перро «Ослиная шкура»

1

Уметь находить в тексте ключевые слова

Выписать ключевые слова, с. 26,

№ 3 (рабочая тетрадь)

50

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

1

Уметь пересказывать текст

– делить текст на части, составлять простой план;

;

Пересказ

сказки

51

А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (чтение главы «Элли в плену

у людоеда»)

1

Уметь подробно и кратко пересказывать текст

Ответить на вопросы

учебника и выполнить задание 3

(тетрадь)

52

Пьеса – драматическое произведение.

С. Маршак «Сказка про козла»

1

Урок ознакомления с новым материалом

Пьеса. Признаки драматического произведения

Урок развития связной речи

Формирование умения писать на тему. Сочинение сказки

Урок развития умений и навыков

Формирование умения использовать выборочное чтение для подтверждения мысли

Уметь составлять план

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя

Составить план из пословиц.

Задание 2,

(тетрадь,

с. 29)

53-54

В. Высоцкий «Песня Кэрролла».

Обобщающий урок по разделу.

Творческая работа – сочинение сказки

2

Уметь писать сочинение на заданную тему

Дописать сказку. Оформить работу (нарисовать рисунки и обложку)

55

Внеклассное чтение. Сказки-путешествия. В. Губарев «Королевство Кривых зеркал», С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Уметь высказывать оценочные суждения  по прочитанному

Заучивание наизусть и выразительное чтение небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации

Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (9 часов)

56

Введение в новый

раздел. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша».

1

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном произведении.

Формирование умения понимать образные выражения, представлять картину, нарисованную автором

Знать авторов и героев произведений



-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и заглавия текста;









-отвечать на вопросы учителя по прочитанному;

Выучить

стихотворение наизусть. Сделать выписки на страничку «Зима»

57-58

К. Бальмонт «Снежинка»,

И. Бродский «Вечером».

Ю. Мориц «Настоящий секрет»,  

А. Барто «В защиту Деда Мороза»

2

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа

Обучение работе над образом литературного героя

Сравнение, олицетворение, эпитет. Формирование умения понимать образные выражения

Самостоятельное разделение текста на части, озаглавливание частей

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, составление плана

Выучить стихотворение по выбору наизусть.

Сделать выписки на страничку «Зима»

59

В. Драгунский «Кот в сапогах»

1

Уметь составлять характеристику героя

Подготовить выразительное чтение рассказа

60

Б. Пастернак «Снег идет», А. Башлачов

«Рождественская»,

Д. Самойлов «Город зимний»

1

Уметь находить сравнения, олицетворения, эпитеты без определения терминов

Выучить одно стихотворение по выбору наизусть

61

В. Бианки «По следам»

1

Уметь делить текст на части

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

Озаглавить части. Ответить на вопросы,

с. 87

62-63

Проверочная работа по разделу 7

(15–20 минут). Обобщающий урок по разделу. Подготовка к сочинению

2

Уметь писать сочинение на выбранную тему

Выбрать тему на

с. 76 и написать сочинение

64

Внеклассное чтение. Сказка-пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Уметь пересказывать текст

Придумать свою концовку сказки-пьесы

Раздел 8. животные в нашем доме (6 часов)

65-66

Введение в раздел.

В. Берестов «Прощание с другом».

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»

2

Пересказ текста

Умение находить в произведении слова, выражения, которые автор использует для описания или характеристики

Заучивание наизусть стихотворения

Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание частей

Обучение краткому пересказу

Уметь пересказывать текст

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

Подготовить пересказ текста от 3-го лица

67

Ю. Коринец «Ханг и Чанг»

1

Уметь отвечать на вопросы к тексту

Выполнить задание

№ 2 на

с. 100;

задать 2 вопроса по содержанию

В. Драгунский «Дымка и Антон».

Г. Сапгир «Морская собака»

Уметь заучивать произведения наизусть

Прочитать и выучить наизусть стихотворение

Г. Сапгира

68

Ю. Коваль «Капитан Клюквин»

1

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Прочитать, озаглавить и пересказать 6-ю часть рассказа

»

Уметь пересказывать текст

69

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони». Обобщающий урок по разделу. Устный журнал «Добро в твоем сердце».

1

Формирование умения писать на тему: обдумывание, формулирование главной мысли

Уметь писать сочинение на заданную тему

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

Написать сочинение на одну из

тем на

с. 115

70

Внеклассное чтение. О братьях наших меньших


Проверочная работа

1

Заучивание наизусть стихотворений

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

Рассказы о животных

В. Чапли-

ной, Б. Жит-кова



Раздел 9. мы с мамой и папой (9 часов)

71

Введение в раздел. Э. Успенский «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой». В.

1

Знание авторов и героев произведений

Уметь заучивать наизусть стихотворения и выразительно читать

-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;



-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;




-делить текст на части, составлять простой план;








-самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– делить текст на части, составлять простой план;

Выучить наизусть одно стихотворение по выбору

72

Драгунский «Бы…»

1

Умение заучивать наизусть небольшие отрывки прозы

Выучить наизусть отрывок из рассказа

73

Ю Коренец «Подарки под подушкой

1

Составление устных описаний-миниатюр

Уметь писать сочинение на заданную тему

Выучить наизусть стихотворение

А. Барто или написать сочинение-миниатюру,

с. 4

74

И Дик «Красные яблоки

1

Умение составлять план из предложений текста

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

Цитата

Озаглавить части 4, 5, 6, 7-ю. Составить цитатный план рассказа

75

В. Драгунский «Девочка на шаре». «Счастье – это когда тебя понимают…»

1

Обучение работе над образом литературного героя

Уметь находить в тексте материал для характеристики героя

Придумать продолжение рассказа

Завершение работы над рассказом

77

В. Драгунский «Тайное всегда становится явным».

1

Самостоятельное деление текста на части и озаглавливание частей

Уметь делить текст на части

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

Разделить текст на три части.

Озаглавить получивши-еся части

78

Подготовка к сочинению о своей семье. Обобщающий урок по разделу 9. Проверочная работа по разделу 9 (15–20 минут)

1

Формирование умения писать на тему: обдумывать тему, формулировать главную мысль

Уметь писать сочинение на заданную тему

Написать сочинение, оформить его фотографиями, рисунками

79

Внеклассное чтение. От чистого сердца

1

Высказывание своего отношения к написанному автором

Уметь самостоятельно находить произведения на заданную тему

обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, составление плана

Стихи

А. Барто,

Е. Благининой, Е. Пер-мяка, В. Драгунского;

Г. Юрмин «Про тетрадь, парту, карандаши и карту»

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (6 часов)

80

Введение в раздел.

О. Мандельштам «Рояль»..

1

Обучение подробному пересказу

Уметь пересказывать текст



высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);







-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

Пересказ

Подготовить подробный пересказ 1 и 2-й частей

81-82

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «…Волшебник и великий музыкант»

2

Обучение выборочному пересказу

Уметь пересказывать текст

Выборочный пересказ

Подготовить выборочный пересказ: «Что чувствовала Дагни, слушая музыку Грига…»

83

Г. Цыферов «Тайна запечного сверчка», «Небольшое выступление», «О сказочной тайне маленького Моцарта», «О танцующем снеге»,

«О Вене и серебряной шпаге принца»

1

Обучение выразительному чтению

с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и логического ударения

Уметь выразительно читать

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Подготовить диалог Моцарта и Сверчка к инсценированию

84

В. Драгунский «Независимый Горбушка»

Обучение пересказу

Уметь пересказывать текст

Подготовить к пересказу любую часть

85

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.

Подготовка к сочинению на тему «Что я представляю, когда слушаю музыку…»

1

Формировать умение писать на тему

Знать авторов и героев произведений

-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

Написать сочинение

на тему

«Что я пред-ставляю себе, когда слушаю музыку…»

Раздел 11. день смеха (3 часа)

86

Введение в раздел.

Г. Сапгир «Смеяцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот»

1

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения

Уметь  заучивать наизусть и выразительно читать

стихотворения

-находить в тексте материал для характеристики героя;



-подробно и выборочно пересказывать текст;




-составлять рассказ-характеристику героя;



-составлять устные и письменные описания;

Выучить стихотворение наизусть

87

В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора». Ю. Мориц «Малиновая кошка». Дву-стишия О. Григорьева

1

Формирование внимательного отношения к языку художественных

произведений

Уметь выразительно читать произведения

– самостоятельно формулировать главную мысль текста

Выразительное чтение стихотворения

88

Обобщающий урок «Весёлая мозаика»

1

Высказывание своего отношения к написанному автором

Уметь высказывать свое отношение к прочитанному

Раздел 12. весна (5 часа)

89-90

Введение в раздел. Стихи о весне

Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича,

В. Маяковского,

О. Мандельштама,

С. Чёрного,

Б. Окуджавы

2

Заучивание наизусть стихотворного произведения

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения


-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;








-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Выучить одно стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию

91

А. Толстой «Детство Никиты», глава

1

Обучение делению текста на части

Уметь делить текст на части

– составлять устные и письменные описания;

Разделить текст на три части, озаглавить части

92

Б. Окуджава «Весна»

93

Проверочная работа по разделам 11 и 12 (15–20 минут). Творческая работа: сочинение о весне

1

Формирование умения писать на заданную тему

Уметь писать сочинение на заданную тему

Написать сочинение. Оформить работу рисунками

Раздел 13. день Победы (4 часа)

94-96

Введение в раздел.

А. Ахматова «Памяти друга», В. Драгунский «Арбузный переулок». Стихи о вой-не В. Высоцкого,

Б. Окуджавы,

А. Твардовского

3

Формирование умения выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, логического ударения

Уметь выразительно читать

-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения;





-знать признаки драматического произведения;

высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

Читать выразительно стихи. Нарисовать плакат «Пусть всегда будет мир»

97

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

1

Самостоятельный выбор книг на заданную тему

Уметь пересказывать текст

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С. Алексеев «Они защи-щали Москву»

Раздел 14. Родная земля (3 часа)

98-100

Введение в раздел.

К. Паустовский «Бескорыстие», В. Бахаревский, Г. Цыферов «Дубенка», Б. Окуджава «Песенка об Арбате», С. Козлов «Где живет солнце?»

3

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения.

Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения

Уметь пересказывать текст



-самостоятельно находить в произведениях слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики;











-высказывать своё отношение к прочитанному;

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

Пересказать «Дубенку» или вы-

учить наизусть стихотворение

Б. Окуджа-

вы

101

Заключительный урок. Проверка техники чтения

1

– составлять рассказ-характеристику героя;

102

Внеклассное чтение. Любимые книги. Любимые писатели

1

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

Список литературы на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа. Литературное чтение. Школа 2100

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального об...

рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс

рабочая программа литературное чтение "Школа 2100" 3 класс...

Рабочая программа курса "Чтение" Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 2 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-вания и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл...

Рабочая программа для 4 класса 2100

Рабочая программа для 4 класса 2100...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...