Факультативная программа “Мой край”
методическая разработка (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2
г. Йошкар-Олы»
Факультативная программа
“Мой край”
Разработала:
учитель начальных классов Л.А.Алексеева
2014г.
Пояснительная записка
Программа по краеведению “Мой край” является актуальной т.к. в Российской Федерации и, наряду с реформированием социально – политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами.
В настоящее время молодому поколению так не хватает патриотических чувств к своей Родине. Наши дети должны знать, что любовь к Родине начинается с малого возраста, с любви к своей малой родине, с уважения людей старшего поколения, со знания истории и культуры своего народа.
Знакомство с народной культурой у детей младшего школьного возраста происходит через освоение традиционных народных игр, которые составляют неотъемлемую часть культуры любого народа. Народная игра незаменима как фактор гуманизации отношений в мире детей и взрослых, приобщения к национальным традициям, путь обретения семейно – родовой, общенародной памяти.
Национальные традиции воспитания являются не только главным условием духовного становления личности, но и той основы, на которой происходит взаимообогащение культур.
Всё вышесказанное, обусловило создание факультативной программы по краеведению “Мой край”
Цель программы: способствовать воспитанию нравственно- патриотических чувств, любви к своей малой родине.
Задачи программы:
- формировать активность и толерантность самосознания учащихся;
- воспитывать нравственно-патриотических качества личности: любовь к своей малой родине и её прошлому, к России, к миру;
- осваивать многовековое культурное наследие народа мари через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;
- способствовать воспитанию экологически ориентированного поведения учащихся и пропаганде здорового образа жизни;
- создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
- укреплять семейные отношения.
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
- принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
- принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
- принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
- принцип тематизма;
- принцип последовательности;
- принцип культуросообразности;
- принцип деятельностного подхода.
Познавательная деятельность
1.Наблюдение за объектами окружающего мира.
2.Анализ результатов наблюдений.
3.Изучение исторических объектов города.
4. Творческие работы: сообщения, сочинения, рисунки, рукотворные изделия и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией
- Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
- Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, использование интернет - ресурса..
- Элементарное обоснование собственного суждения.
- Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
- Беседы с людьми старшего поколения.
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс, включает шесть разделов, которые повторяются в каждом классе:
- «Моя малая Родина»
- «Из истории Царевококшайска»
- «Йошкар - Ола. Портрет города во времени»
- «Марийская народная культура”
- «Гордость нашего края»
- «Красота родного края в творчествах художников и писателей»
Данный факультативный курс предназначается для 4 класса и рассчитан на 34 занятия. Занятие проводится 1 раз в неделю.
В программе выделено 6 учебных тем. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может перераспределить часы по своему усмотрению.
Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся, будут использоваться разделы учебников А.А Пекпаева «Родной край», А.Г.Иванова, К.Н.Санукова «История марийского народа», сборник очерков о столице Республики Марий Эл «Навсегда у меня в сердце ты….».
Творческое отношение к изучаемому материалу способствует изучению истории марийского народа, достопримечательностей современного города и его историческое прошлое, поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой, а также культурой других народов, как составной частью великой многонациональной России, узнать о людях, именами которых названы наши улицы, бульвары. “Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Обучающиеся должны понимать глубокий смысл данной пословицы с малых лет.
Концентрическое построение и тематическая цельность программы помогают обеспечить прочность усвоения материала. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей и достопримечательностями своего города, его многонациональным населением, знакомятся с экологическими зонами природы (парками, заповедниками), географическими объектами края.
Содержание программы:
- Методические рекомендации для учителя.
- Примерное тематическое планирование за 4-й класс, с указанием времени на теоретическую и практическую часть, экскурсии.
- Контроль уровня обученности.
Организация деятельности
- Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
- Соблюдение правил коллективной работы.
- Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
- Работа в парах, группах.
Формы работы:
- Экскурсии в музеи, по достопримечательностям города, походы по родному краю.
- Встречи с почётными жителями города, со знаменитыми людьми республики, с людьми разных национальностей.
- Семейно-родовые праздники.
- Презентации индивидуальных и коллективных проектов.
- Освоение традиционных народных игр.
- Выставки поделок, рисунков, альбомов ко Дню образования республики.
- Просмотр видеоматериалов о Йошкар-Оле.
Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками ИЗО и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному и нравственно патриотическому развитию младшего школьника.
Программа факультатива даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
1. Моя малая Родина (4 часа)
- моя деревня, мое село
- моя республика
- административные районы республики
- творческая работа
2. Из истории Царевококшайска (8 часов)
- основание города
- царевококшайские воеводы
- знаменитые люди Царевококшайска
3. Йошкар-Ола. Портреты города во времени (8 часов)
- развитие города
- город во время Великой Отечественной войны
- улицы нашего города
- достопримечательности современного города
4. Культура народов (3 часа)
- марийские народные обряды
- русские народные обряды
- Гордость края (8 часов)
- герои- земляки
- почетные граждане города
- Красота родного края (3 часа)
- творчество художников А. Бакулевского, В.Чеботкина, С.Таныгина, С.Адиятуллиной, В.Панова;
- творчество писателей К.Васина, С.Чавайна, М.Казакова;
- творчество поэтов С.Вишневского, С.Николаева, В.Регеж-Горохова
Контрольно измерительные материалы.
1 раздел.
1.В каком году Марийская автономная область получила статус республики?
2.Первый президент республики? Назовите все президентов РМЭ.
3.Сколько административных районов в нашей республике?
4.Назовите самый большой район по территории.
5.Назовите самый густонаселенный район республики.
6.Назовите район, который расположен на правом берегу реки Волги.
7.Сколько городов в РМЭ?
2 раздел.
1.В каком году основан город Йошкар-Ола?
2.Первое название города?
3.Кто был первым воеводой Царева -города на Кокшаге?
4.Чем занимались воеводы города?
5.Как коренной народ относился к новоназначенным воеводам?
6.Назовите фамилии городовых воевод Царевококшайска 1584-1781 годов.
7.В каком году Краснококшайск переименовали на Йошкар-Олу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...