Факультативная программа “Мой край”
методическая разработка (4 класс) на тему

Программа по краеведению “Мой край”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_moy_kray.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №  2

г. Йошкар-Олы»

Факультативная  программа

“Мой край”

Разработала:

учитель начальных классов Л.А.Алексеева

2014г.

Пояснительная записка


Программа по краеведению “Мой край” является актуальной т.к. в Российской Федерации и, наряду с реформированием социально – политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами.

В настоящее время  молодому  поколению  так не хватает  патриотических чувств  к своей Родине.  Наши дети  должны знать, что любовь к Родине начинается с малого возраста, с любви к своей малой родине, с уважения людей старшего поколения, со знания  истории и культуры своего народа.

Знакомство с народной культурой у детей младшего школьного возраста происходит через освоение традиционных народных игр, которые составляют неотъемлемую часть культуры любого народа. Народная игра незаменима как фактор гуманизации отношений в мире детей и взрослых, приобщения к национальным традициям, путь обретения семейно – родовой, общенародной памяти.

Национальные традиции воспитания являются не только главным условием духовного становления личности, но и той основы, на которой происходит взаимообогащение культур.

Всё вышесказанное, обусловило создание  факультативной  программы по краеведению “Мой край” 

Цель программы: способствовать воспитанию нравственно-  патриотических чувств, любви к своей малой родине. 

Задачи программы:

  • формировать активность и толерантность самосознания учащихся;
  • воспитывать нравственно-патриотических  качества личности: любовь к своей малой родине и её прошлому, к России, к миру;
  • осваивать многовековое культурное наследие  народа  мари через  игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;
  • способствовать воспитанию экологически ориентированного поведения учащихся и пропаганде здорового образа жизни;
  • создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
  • укреплять семейные отношения.

Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
  • принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
  • принцип тематизма;
  • принцип последовательности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип деятельностного подхода.

Познавательная деятельность

1.Наблюдение за объектами окружающего мира.

2.Анализ результатов наблюдений.

3.Изучение  исторических  объектов города.

4. Творческие работы: сообщения, сочинения, рисунки, рукотворные изделия и т.д.

Речевая деятельность и работа с информацией

  1. Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
  2. Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, использование интернет - ресурса..
  3. Элементарное обоснование собственного  суждения.
  4. Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
  5. Беседы с людьми старшего поколения.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1 по 4 класс, включает  шесть  разделов, которые повторяются в каждом классе:

  • «Моя малая Родина»
  • «Из истории Царевококшайска»
  • «Йошкар - Ола. Портрет города во времени»
  • «Марийская народная культура”
  • «Гордость нашего края»
  • «Красота родного края в творчествах художников и писателей»

Данный факультативный курс предназначается для 4 класса и рассчитан на 34 занятия. Занятие проводится 1 раз в неделю.

  В программе выделено 6 учебных тем. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может  перераспределить часы по своему усмотрению.

 Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся,  будут использоваться разделы  учебников А.А Пекпаева «Родной край», А.Г.Иванова,  К.Н.Санукова «История марийского народа», сборник очерков о столице Республики Марий Эл «Навсегда у меня в сердце ты….».

Творческое отношение к  изучаемому материалу способствует  изучению истории марийского народа, достопримечательностей  современного города и его историческое прошлое, поможет учащимся узнать природу своего края,  его богатства, познакомиться с традициями и культурой, а также культурой других народов, как составной частью  великой многонациональной  России, узнать о людях, именами которых названы наши улицы, бульвары. “Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Обучающиеся  должны понимать   глубокий  смысл данной пословицы  с малых лет.

Концентрическое построение и тематическая цельность программы помогают обеспечить прочность усвоения материала. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей и достопримечательностями  своего города, его многонациональным населением, знакомятся с экологическими  зонами  природы (парками, заповедниками), географическими объектами края.

Содержание программы:

  1. Методические рекомендации для учителя.
  2. Примерное тематическое планирование за 4-й класс, с указанием времени на теоретическую и практическую часть, экскурсии.
  3. Контроль уровня обученности.

Организация деятельности

  1. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
  2. Соблюдение правил коллективной работы.
  3. Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
  4. Работа в парах, группах.

Формы работы:

  1. Экскурсии в музеи, по достопримечательностям города, походы по родному краю.
  2. Встречи с почётными жителями города, со  знаменитыми людьми республики, с людьми разных национальностей.
  3. Семейно-родовые праздники.
  4. Презентации индивидуальных и коллективных проектов.
  5. Освоение  традиционных народных игр.
  6. Выставки поделок, рисунков, альбомов ко Дню образования республики.
  7. Просмотр видеоматериалов о Йошкар-Оле.

Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками ИЗО  и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному  и  нравственно патриотическому  развитию младшего школьника.

Программа факультатива даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

1. Моя малая Родина (4 часа)

  • моя деревня, мое село
  • моя республика
  • административные районы республики
  • творческая работа

2. Из истории Царевококшайска (8 часов)

  • основание города
  • царевококшайские воеводы
  • знаменитые люди Царевококшайска

3. Йошкар-Ола. Портреты города во времени (8 часов)

  • развитие города
  • город во время Великой Отечественной войны
  • улицы нашего города
  • достопримечательности современного города

4. Культура народов (3 часа)

  • марийские народные обряды
  • русские народные обряды
  1. Гордость края (8 часов)
  • герои- земляки
  • почетные граждане города
  1. Красота родного края (3 часа)
  • творчество художников А. Бакулевского,  В.Чеботкина, С.Таныгина, С.Адиятуллиной, В.Панова;
  • творчество писателей К.Васина, С.Чавайна, М.Казакова;
  • творчество поэтов С.Вишневского, С.Николаева, В.Регеж-Горохова

Контрольно измерительные материалы.

1 раздел.

1.В каком году Марийская автономная область получила  статус республики?

2.Первый президент республики? Назовите все президентов РМЭ.

3.Сколько административных районов  в нашей республике?

4.Назовите самый большой район по территории.

5.Назовите самый густонаселенный район  республики.

6.Назовите район, который расположен на правом берегу реки Волги.

7.Сколько городов в РМЭ?

2 раздел.

1.В каком году основан город Йошкар-Ола?

2.Первое название города?

3.Кто был первым воеводой Царева -города на Кокшаге?

4.Чем занимались воеводы города?

5.Как коренной народ относился к новоназначенным воеводам?

6.Назовите фамилии городовых воевод Царевококшайска 1584-1781 годов.

7.В каком году Краснококшайск переименовали на Йошкар-Олу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...