Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Эрудит" 4 класс. Курс данной программы расчитан на 1 час в неделю. Данный курс готовит детей к олимпиадам по русскому языку и математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_erudit.docx | 36.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА « Эрудит»
4 класс
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга».
- Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено
КО СПб 07.-9.2011г. № 1757-р).
Программа курса «Эрудит» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования на основе авторской программы учителя Чернышовой Ольги Владимировны., ГБОУ СОШ № 48, г. Москва, ссылка на сайт: http://festival.1september.ru/articles/590689/
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и адресована учащимся 4 класса общеобразовательной школы на 2014-2015 уч.г
Актуальность программы «Эрудит» для 4 класса в ориентации на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Цель.
- Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.
- Сформировать индивидуальные творческие способности личности.
Задачи.
- развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников,
- формирование активного мышления,
- корректировать личностное и интеллектуальное развитие учащихся;
- совершенствовать учебные умения и навыки;
- активизировать познавательный интерес;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуального направления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:
- разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.
- развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности.
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.
- умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- расширение знаний учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.
Учебный план ГБОУ гимназия № 524 отводит на общеинтелектуальную деятельность в
4 классе 1 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в год.
Формы организации: проведение внеклассных занятий, игровые уроки, викторины, соревнования, конкурсы, тьюторских консультаций, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. - Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни.
- Индивидуальный путь саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации ученика.
УУД. | Результат. |
Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, работать по плану. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Личностные. Положительная динамика детского отношения к процессу познания. | Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
.
Технологии и методики:
- уровневая дифференциация
- проблемное обучение
- моделирующая деятельность
- поисковая деятельность
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровье сберегающие технологии
Межпредметные связи:
- с уроками русского языка (углубленное изучение предмета)
- с уроками литературного чтения ( формирование монологической речи при ответах)
- с уроками математики (углубленное изучение предмета)
Формы подведения итогов.
- Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство).
- Участие в интеллектуальных конкурсах способствует развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
- Объём кружковых занятий и виды учебной работы.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
II раздел. Русский язык. Литературное чтение.
Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.
IV. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программа на учебный год
Темы кружковых занятий | Количество часов |
1.Интеллектуальные игры. Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) | 1ч |
2. Интеллектуальные игры. Игры со словами (анаграммы, ребусы, головоломки, загадки) | 1ч |
3.Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") | 1ч |
4. Интеллектуальные игры. Игры с числами. | 1ч |
5.Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.) | 1ч |
6.Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.) | 1ч |
7. Развивающие игры. (Развиваем слуховую и зрительную память) | 1ч |
8. Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы, фразеологизмы. Пословицы). | 1ч |
9.Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет | 2ч |
10.Олимпиадные задания по русскому языку. Фонетика. | 2ч |
11. Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика. | 1ч |
12.Олимпиадные задания по русскому языку. Морфология. | 2ч |
13.Олимпиадные задания по русскому языку. Лексика. | 2ч |
14.Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости. | 1ч |
15.Олимпиадные задания по математике. Геометрия в пространстве. | 1ч |
16. Олимпиадные задания по математике. Арифметический материал. Составление выражений. | 1ч |
17. Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет. | 2ч |
18.Математические фокусы. | 1ч |
19.Олимпиадные задания по математике. Логические задачи. | 2ч |
20. Олимпиадные задания по математике. Текстовые задачи. | 2ч |
21.Олимпиадные задания по математике. Комбинаторика. | 2ч |
22.Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). | 1ч |
23. Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет. | 2ч |
24.Интересные приёмы устных вычислений. | 1ч |
25.Задачки о времени. | 1ч |
Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю)
№ | Дата | Темы. Разделы | Формы организации занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидакти-ческие материалы | Формы подведения итогов |
1 | I раздел. Математика. 20 часов Теория. Построение алгоритма при решении нестандартных задач. Диаграммы, таблицы, схемы. Практика: Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года. | Беседа. Дискуссия. Лекция. | Эмоциональные методы: Поощрение. Познавательные: Учебные дискуссии. Опора на жизненный опыт. Социальные: Умение договариваться друг с другом. Практические: Самостоятельный творческий поиск. Словесные: Беседа. Дискуссия. Лекция. | Олимпиадные и нестандартные задания по математике. Интернет ресурсы. | Участие в районных и интернет-олимпиадах | |
2 | II раздел. Русский язык 14 часов Теория. Правила русского языка. Фонетика, морфология, синтаксис- разделы русского языка. Практика: Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Анализ олимпиад по русскому языку текущего года. | Беседа. Дискуссия. Лекция. | Эмоциональные методы: Поощрение. Познавательные: Учебные дискуссии. Опора на жизненный опыт. Социальные: Умение договариваться друг с другом. Практические: Самостоятельный творческий поиск. Словесные: Беседа. Дискуссия. Лекция. | Олимпиадные и нестандартные задания по математике. Интернет ресурсы. | Участие в районных и интернет-олимпиадах | |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
№ | Название и форма мероприятий | сроки | ресурсы | предполагаемый результат | ФИО отв. |
1 | Участие в олимпиаде «Кенгуру» и «Русский медвежонок» | Конец ноября | Решение задач по математике для 4 классов конкурса-игры «Кенгуру». текущего года. Выполнение заданий по русскому языку для 4 классов игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». текущего года. | Максимальные баллы за участие в олимпиадах | Басова Светлана Сергеевна |
2 | Участие в интеллектуальном марафоне по программе 2100 (школьный тур) внутри класса | Декабрь | Задания интеллектуаль-ного марафона | Максимальные баллы за участие в интеллектуальном марафоне | Басова Светлана Сергеевна |
3. | Участие в интеллектуальном марафоне по программе 2100 (школьный тур) внутри параллели | Январь | Задания интеллектуаль-ного марафона | Максимальные баллы за участие в интеллектуальном марафоне умение осуществить анализ результатов | Басова Светлана Сергеевна |
4. | Участие в районных олимпиадах 4-х классов | Февраль-март | Олимпиада «Юный натуралист», олимпиада «Эрудит», Интеллектуаль-ный марафон. | Максимальные баллы за участие в олимпиадах. | Басова Светлана Сергеевна, группа учащихся ответственных за участие в олимпиадах |
5. | Подведение итогов | Апрель-май | Олимпиадные задания по предметам | Анализ результатов участия в районных и городских олимпиадах | Басова Светлана Сергеевна, учащиеся класса |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Интернет-ресурсы.
- Энциклопедии.
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2008.
4. Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.
5. Кенгуру-2006.Задачи, решения, итоги. - СПб.-2006.
6. Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.
7. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.
8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005.
9. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.
10. Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
11. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...