Программа духовно-нравственного развития
учебно-методическое пособие на тему
Программа духовно-нравственного развития для начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennaya.docx | 41.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
Важнейшей целью современного отечественного образования и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Становится очевидным необходимость возрождения в школе как основ высокой человеческой нравственности и глубокой ответственности, восприятия гуманистических обязанностей.
Исходя из основной цели духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Российской школы, начальная школа как воспитательная система, определила следующую цель: эффективно содействовать становлению и развитию духовно-нравственного , ответственного, инициативного маленького гражданина России, формированию его индивидуальности, способности к личному самоопределению и творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя, умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся 1 ступени обучения.
Личностная культура | Социальная культура |
|
|
Семейная культура | |
|
Основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
Основным содержанием духовно-нравственного развития , воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях, передаваемых от поколений к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, религия, наука, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
- Патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству. Задача педагога- воспитание уважительного, бережного отношения к истории Отечества, своему краю, помочь детям осознать, что чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни современников- соотечественников, личным вкладом во благо Родины.
- Социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
- Гражданственность- служение Отечество, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших. Задача педагога- заложить в сознание детей, что семья величайшая нравственная ценность.
- Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремление и настойчивость. Задача педагога- одухотворить детский труд, сделать его созидательным, творческим, воспитать уважение к людям, достигшим успехов в жизни честным трудом, учить бескорыстию, добротворчеству, благотворительности.
- Наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания учащихся- мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели - развитию личности ученика.
- Традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
- Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. Задача педагога- помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к её мировым сокровищам.
- Природа- эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Задача педагога- донести до детей, что будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Сегодня особенно важны интегрированные процессы в образовании, способные создать целостную картину мира.
- Человечество- мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Актуальной задачей воспитания являются преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в творческую дипломатию, а главное- создание в школе атмосферы гражданского мира и национального согласия.
В школе воспитание реализуется через воспитательную работу- целенаправленную деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей.
В основу воспитательной работы начальной ступени образования положены следующие принципы:
- Принцип природосообразности, который предполагает обязательный учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей и максимальное сближение развития в жизни детей с жизнью живой природы;
- Принцип культуросообразности, который предполагает опору в воспитании на национальные, этнорегиональные традиции народов, учёт языковой среды обитания растущего человека, местные условия;
- Принцип гуманности, который выражается в отношениях сотрудничества учителя и ученика на основе уважения к ребёнку и доверия к нему;
Всё это предполагает взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов жизненных ценностей.
В организации духовно-нравственного воспитания используются следующие подходы:
- Системный, который реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
- Деятельностный, который проявляется в организации жизнедеятельности учащихся, наполненный разнообразными делами;
- Личностно- ориентированный, который охватывает основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, ориентирует детей на вечные общечеловеческие ценности.
Этапы построения системы духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников в начальной школе.
1 этап - подготовительный.
На данном этапе решаются задачи:
- Определение цели, задач, содержания духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся;
- Создание условий для реализации поставленных целей и задач программы;
- Формирование коллектива единомышленников;
- Отбор ведущих педагогических идей;
- Определение ведущих направлений и видов деятельности;
- Формирование коллективной копилки классных, коллективных, разновозрастных общих ключевых дел;
- Установление взаимосвязи с центрами дополнительного образования, родительской общественностью;
- Зарождение классных, школьных мероприятий;
- Решение проблем материально- технического и нормативно- методического обеспечения;
2 этап - реализация программы.
- Формирование и развитие классных коллективов;
- Развитие органов детского самоуправления;
- Реализация направлений деятельности через разработку классных и школьных программ развития и воспитания.
3 этап - аналитико-обобщающий.
- Школьный коллектив начальной школы - это содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества;
- Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- Развитие демократического стиля руководства и отношений;
- Накопление и укрепление школьных традиций, способствующих укреплению школьного коллектива;
- Совершенствование методического мастерства педагогов, классных руководителей, способствующего более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность и решать вопросы духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
- Обобщение опыта педагогов, родителей, учащихся школы, администрации по моделированию и построению воспитательной системы; определение перспектив и путей саморазвития, обновление содержания.
Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития, воспитания в начальной школе.
Для решения поставленных задач духовно- нравственное воспитание в школе проводится по следующим направлениям:
Направление «Я- гражданин и патриот России»
Цель: пробудить интерес к прошлому своего народа, Отечества- России.
Задачи:
- создание условия для гражданского становления детей, формирования активной жизненной позиции;
- формирование гуманистического мировоззрения у учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
- формировать гордость за отечественную историю, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- приобщение детей к духовно- нравственным ценностям своего народа;
- воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона.
Ценности: любовь к Отечеству, Родине, своему народу, своему краю, служение Отечеству, самопожертвование во имя других людей, чувство собственного достоинства, свобода, право и обязанность, Закон и правопорядок, Конституция государства, правовое государство, гражданское общество.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Изучение российской символики и законов. | |||
Единый классный час «Моя Родина- Россия»- 1- 4 классы. | |||
Единые классные часы «Государственные символы России», «Город, в котором я живу», «Край, в котором я живу», «История моего села», «Достопримечательности моего края», «История и традиция моей школы» | |||
Участие в акциях: «Школа- наш второй дом»; «Помним ветеранов» | |||
Школа правовых знаний | |||
Классные часы «Моя Родина- Россия»; «Я- ученик. Мои права и обязанности» | Беседы: «Жить- Родине служить», «Ваши права, дети» | «Мы и закон» (разбор конкретных ситуаций), «Что такое право?» | «Конституция- основной закон нашей жизни». |
Формирование школьного самоуправления. Тематические классные часы, посвящённые Дню защитников Отечества. | |||
Про великих и знаменитых | |||
«Русские богатыри» | «Известные люди села». | «Мои предки в труде и в бою» | |
Единый классный час «И помнит мир спасённый…». Конкурс рисунков «День Победы». Встречи с ветеранами войны и тыла. | |||
Праздники и традиции школы | |||
«Рождество», «Новый год», «Сагаалган- праздник Белого месяца», «23 февраля», «8 марта- женский день», «Обычаи бурятского народа», «Традиции старообрядцев», «Пасха» | |||
«Дангина- принцесса Белого месяца», «Гэсэр», «Масленица»- конкурс народного костюма, традиции и обычаи. | |||
«Как празднуют Новый год в разных странах» | |||
Конкурсы | |||
Проект «Моя малая Родина»- презентация. | Конкурс патриотической песни, смотр песни и строя. | «Россия- родина моя»( конкурс фотографий) | |
Конкурс рисунков «День Победы», «Живи и помни». Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя!» | |||
Читательские конференции | |||
Литературная гостиная (выставка книг бурятских поэтов и писателей) | |||
Час былины «Преданья старины глубокой» | |||
Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто незабыто…» | |||
Мой язык- язык добра и света | |||
Прощание с Азбукой | Конкурс чтецов | ||
«Что за прелесть эти сказки!», Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» | |||
Социальные проекты | |||
«Подари другу книжку», «Школьный набат», «Нам здесь жить» | |||
Родительские собрания | |||
«С чего начинается Родина?» | «Что значит охранять Родину» | «Растим свободного гражданина» | «Растим патриота и гражданина», «Выборы. Наш голос в ответе за судьбу Родины» |
Направление «Я, моя семья, мои друзья»
Цель: формирование ценностного отношения к традиционным семейным отношениям, маме, как хранительнице семейного очага.
Задачи:
- изучать с учащимися нравственные традиции их семейных поколений;
- способствовать приобретению положительного нравственного опыта, создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;
- создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся.
Ценности: ценность семьи; традиционных семейных отношений; уважение родителей; ценностное отношение к матери; уважение достоинства человека; нравственные категории: долг, честь, порядочность, ответственность, скромность, душевная и духовная красота; бережное отношение к младшим и старшим; умение общаться; эмпатия; этика в поведении.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Чем дошкольник отличается от школьника?» | «Зачем я хожу в школу?» | «Обязанности ученика в школе и дома» «Поступки человека и его характер» | |
Общеклассные «Как вести себя одному дома?». «Мой режим дня» | |||
«Почему человек должен учиться?», «Знания- это мой клад» | «Самый лучший способ хорошо учиться- это научиться хорошо учить себя» | «Настойчивость и упрямство» «Хочу, не хочу, надо…» «Хочу, могу, умею» «Точность, обязательность, аккуратность» | |
«Добро и зло в сказках» «В гостях у сказки» | «Сказка ложь, да в ней намёк» «Мой любимый сказочный герой» | «Дорогами сказок» «Литературные сказки» | |
«Что такое умение слушать? Как вести себя при разговоре со взрослыми и товарищами?» | |||
Час откровения | |||
«Путешествие в страну знаний», «Злые чувства- враги здоровья» | «Научись радоваться успехам одноклассников, товарищей», «Нам радость не сулит обида чья-то» | «Труд- лучшее лекарство от лени и глупого поведения», « Когда человека уважают? Как добиться уважения?», «Доброе слово, что ясный день» | |
Школа хороших манер | |||
Твой внешний вид. | К тебе пришли гости. | Культура речи. Школа, дом- одна семья | Хозяин и гости. Правила этикета. |
Беседа с элементами игры: «Кого можно назвать вежливым человеком?» Ролевые игры: «Волшебное слово», «Мой дом- моя семья» | |||
Школа вежливости: «Волшебные слова», «Мой класс и мои друзья»- игра. | |||
Этические беседы | |||
Проект «Моя семья», «Будь непримири-мым к грубости и чёрствости» | «Мои семейные обязанности», «Не будь равнодушным» | «Дружба начинается с улыбки», «Недопустимость кличек и прозвищ» | «Ласковое слово, что солнышко в дому», «Твоя готовность выступить против лжи и нечестности» |
«Доброта спасёт мир», «Уважая себя уважайте других», «Вежливые слова» | «Я и мои друзья», «Друг в моей жизни», «История моей дружбы» | «Что такое умение слушать и как вести себя в разговоре со взрослыми и товарищами»- практикум. | «Правила поведения на каждый день», «Как вести себя дома, на улице, в гостях»- практикум. |
Чтение художественных рассказов о настоящей дружбе. | |||
Что означает твоё имя? | Составление родословной. Конкурс газет «Моя семья- моя радость», «Моя фамилия», «Труд младшего школьника в семье» | ||
«День Матери» | |||
Конкурс «Дочки- матери» | «Моя любимая мамочка», «Праздник семейных династий», «Мы с папой –настоящие мужчины» | ||
Рыцарский турнир | |||
Выставка детских рисунков, фоторепортаж «Панорама добрых дел» (за учебный год) | |||
«День рождения моей семьи», «Мама, папа, я- читающая семья» | |||
Помощь родителей. Какой она должна быть? | Поощрение хорошего поведения. Какой должна быть действенная похвала? Виды поощрения. | Как развить ответственность в наших детях? | Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств. |
Повышение педагогической культуры родителей: - проведение родительских собраний: «Нравственное воспитание младших школьников», «Семья и религия: воспитание толерантности», - организация клуба молодых родителей. |
- Направление «Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»
Цель: охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи: воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое, полезные привычки, преодоление, безопасность.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Классные часы | |||
«Дружи с водой» (гигиена и ежедневные гигиенические процедуры) | «Мой режим дня», «Чистота- залог здоровья», «Курильщик- сам себе могильщик», «Виды травм. Их предупреждение. Первая помощь», «Кладовая природы» | «Скажи –нет! Вредным привычкам», «Береги здоровье смолоду», «Наш организм» | «Правильное питание- залог хорошего здоровья», «Если хочешь быть здоров- закаляйся!» |
Практикум «Правила поведения на дороге» | Конкурс агитбригад «Мы за безопасность на дорогах» | ||
«Светофор» Составляем карту безопасного маршрута из школы домой. | |||
«Основы личной безопасности дома», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Полезные и вредные привычки» | |||
Конкурс рисунков «В здоровом теле- здоровый дух!», «Осторожно, огонь!», «Соблюдай правила дорожного движения!» | |||
Традиционный праздник «Золотая осень» Легкоатлетический кросс «День здоровья» | |||
Разучивание и проведение «Весёлых физзарядок», «Физминуток» | |||
Динамические переменки, подвижные игры. | |||
«Папа, мама, я – спортивная семья!», «Весёлые старты» | |||
Родительские собрания | |||
«Режим дня- основа здорового образа жизни», «Физическое воспитание в семье» | «Учить детей быть здоровыми», «Азбука дорожной безопасности», «Как закаливать детей», встречи с врачом. | «Учить детей беречь здоровье», «Организация отдыха детей в семье» | |
«Вредное воздействие телевидения, видео и компьютера на ребёнка» |
Направление «Земля- общий дом человечества»
Цель: Формирование основ экологической культуры.
Задачи: формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Классные часы | |||
«Планета- наш общий дом». | «Природная кладовая нашей Родины», «Уникальная природа нашего края», «Помоги исчезающим видам растений и животных нашей Республики», «Помоги братьям нашим меньшим», «Лес- наше богатство» | ||
Экскурсии | |||
Экскурсия в Музей природы | Экскурсия по родному селу. Экскурсия в краеведческий музей г. Минусинска. | ||
Конкурсы | |||
Конкурс рисунков «Береги лес». Конкурс поделок из природного материала «Дары природы», «Осенняя фантазия» | |||
Конкурс «Лучшая кормушка для птиц» | |||
Природа и я | |||
Правила поведения на природе. Беседа «Человек и природа» | |||
Дни здоровья (общешкольные выходы на природу) | |||
Наблюдение за состоянием природы, насекомыми, почвой, положением солнца, неба, комнатными растениями | |||
Операции | |||
Вырастим дерево «Аллея дружбы» | |||
Праздники «Золотая осень» |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Цель: формирование эстетического вкуса у детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты.
Задачи:
- приобщать учащихся к культурному, духовному, национальному наследию;
- формировать художественный вкус учащихся, их эстетическую позицию;
- создать условия для развития творческой одарённости детей.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Содержание воспитательной работы: - знакомство с различными видами искусства; - формирование навыков создавать красивое, овладевая различными средствами, пробуя свои силы в многообразных формах творческой эстетической деятельности. | Формы работы: - классные часы (ознакомление с народными промыслами), проведение уроков этики; - занятия в кружках и творческих объединениях; - конкурсы юных поэтов, певцов и музыкантов школы. - конкурсы поделок, выставки, ярмарки; Игры, конкурсы по изучению национальных традиций, обрядов и быта. |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Планируемые результаты воспитания определяются поставленной целью и задачами:
- Изменения в поведении школьника: проявление коммуникативной активности (высказывание своих суждений, анализ высказывания участников беседы); умении вести монологическую речь (умение рассказывать, описание, представить презентацию творческой работы)
- Соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; появление инициативы, самостоятельности, самоорганизации;
- Создание условия для реальной социально-значимой деятельности, обеспечивающих социализацию личности младшего школьника.
- Изменение объёма знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- Использовать полученную на занятиях информацию во внеурочной, внешкольной деятельности, в реальной жизненной ситуации;
- Высказывать краткую характеристику общечеловеческих ценностей и осознанное понимание следовать им;
- Способность объективно оценивать других людей, собственные, а также героев из художественных произведений с точки зрения соответствия нравственным ценностям;
- Сформировать навыки саморегуляции, самоконтроля, самоконтроля, самооценки, выражающееся в способности «видеть» свои недостатки и желании их исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...