ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему
Изучить влияние пальчиковой гимнастики на повышение работоспособности школьников начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki_dlya.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность исследования: Проблема утомления младших школьников и повышение их работоспособности на сегодняшний день одна из самых сложно решаемых проблем. Это связано с большим объемом информации, которую в этом возрасте усвоить сложно, так как дети физиологически к этому еще не готовы.
Работоспособность – это способность человека эффективно выполнять конкретную деятельность в отведенное для этого время.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1-я – физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;
2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, уровень шума и другие;
3-я – психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Лица, обладающие высокой скоростью (активностью) нервных процессов, имеют хорошую работоспособность.
Учащиеся младших классов, особенно первых и вторых, быстро утомляются при однообразной работе.
Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящихся в постоянном напряжении, мышцы кисти работающей руки. В результате, к концу урока их внимание значительно снижается, и они начинают отвлекаться, разговаривать и даже баловаться. Это свидетельствует о том, что наступило утомление центральной нервной системы. В результате в клетках головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Утомление является защитной реакцией организма, направленной на сохранение нервных клеток мозга от разрушения.
Поэтому вопросы изучения снижения утомления и повышения работоспособности младших школьников являются очень актуальными.
Русский физиолог И. М. Сеченов доказал, что организм при утомлении быстрее приходит в состояние высокой работоспособности при смене деятельности. Это позволяет сделать важный вывод, что активный отдых – наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма. Одним из важных способов повышения работоспособности школьников начальных классов являются физкультминутки. Они создают возможность кратковременного отдыха тех групп мышц, раздражение которых происходило во время учебных занятий.
Ученые считают, что активное внимание у учащихся –ого класса составляет 20-25 минут. А после 30 минут у них падает работоспособность. Поэтому физкультминутка чаще проводится после 25-30 минуты урока в течении 2-3 минут.
Гипотеза исследования: Использование пальчиковой гимнастики на уроках школьников начальных классов снизит утомление и повысит их работоспособность.
Объект исследования: Учебный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: Пальчиковая гимнастика как средство повышения работоспособности младших школьников на уроке.
Цель исследования: Изучить влияние пальчиковой гимнастики на повышение работоспособности школьников начальных классов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
Задачи исследования:
- с помощью теппинг-теста исследовать работоспособность младших школьников;
- изучить влияние пальчиковой гимнастики на повышение работоспособности школьников начальных классов.
Методы исследования: В исследовании применялись методы наблюдения, анализа, сравнения.
Уровень физической работоспособности определяли с помощью теппинг-теста, предложенного Е. П. Ильиным. Он основан на изменении количества движений кистью за определенное время. Для исследования лист бумаги делят на шесть квадратов размером 10*10 см. школьники ручкой должны в каждом квадрате за пять секунд поставить как можно больше точек. Все задание выполняется за 30 секунд (6 квадратов по 5 секунд) в максимальном темпе. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по часовой стрелке, не прерывая работы.
В данном варианте теппинг-тест определяет выносливость нервной системы. Чем больше точек ученик поставил за 30 секунд, тем больше выносливость его нервной системы, и тем выше его работоспособность.
Организация исследования: Исследование проводилось в школе № 49. В эксперименте приняли участие ученики двух вторых классов. Учащиеся 2 «В» класса (14 девочек и 8 мальчиков) составили экспериментальную группу, а учащиеся 2 «А» класса (10 девочек и 8 мальчиков) составили контрольную группу.
В экспериментальной группе на каждом уроке на 25-0й-30-ой минуте под руководством Милены Шаламай проводилась пальчиковая гимнастика, а в контрольной группе – нет.
Пальчиковая гимнастика – это физкультминутка с подбором специальных упражнений для рук, которые выполняются с проговариванием речитатива. Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики и синхронизации работы полушарий головного мозга. В некоторых упражнениях используется точечный массаж, позволяющий активизировать внимание и память.
Кисть в состоянии выполнять сложные и многообразные действия. Она обладает высокой чувствительностью и подвижностью. Высокий уровень развития мелкой моторики рук является необходимым условием успеха в учебной и трудовой деятельности. Необходимо постоянно тренировать мышцы рук, выполнять различные упражнения для кисти и пальцев во время утренней гимнастики, перед тем, как делать домашнее задание, на любом уроке в школе на перемене. Если постоянно и систематически делать упражнения для рук, то это благоприятно отразится на умственных способностях, памяти, внимании. Упражнения для рук укрепят мышцы. Они будут меньше уставать вовремя письма; повысится их координация, сила и гибкость; легче будут даваться мелкие и точные движения, руки станут не только сильные, но и красивые.
Результаты исследования: До начала эксперимента (в конце сентября) в экспериментальной и контрольной группах был проведен теппинг-тест. Рассчитаны суммарные значения точек за 30 секунд для каждого ученика и в целом для групп. Затем определены их групповые значения.
Анализ результатов показал, что в экспериментальной группе изначально был более высокий уровень работоспособности, чем в контрольной. Он составил 156,0 в экспериментальной группе и 130,0 в контрольной группе у девочек, а у мальчиков 139,5 в экспериментальной группе и 122,8 в контрольной группе.
В конце эксперимента (в начале декабря) также в обеих группах был проведен теппинг-тест. Оказалось, что количество точек во 2 «В» классе практически во всех квадратах увеличилось и в среднем составило 167,2 у девочек, т.е. увеличилось на 6,7%, и 148,0 у мальчиков, т.е. увеличилось на 6,1%. В контрольной группе результаты, по сравнению с начальными, практически не изменились и оказались равным у девочек 129,3, а у мальчиков 124,1, т.е. увеличились на 0,5% и 1,0% соответственно.
Таким образом, использование пальчиковой гимнастики повысило работоспособность школьников на уроке.
Вывод: Пальчиковая гимнастика, применяемая на уроке, снижает утомление и обеспечивает более длительное сохранение работоспособности младших школьников.
Практическая значимость: Ученику младшего школьного возраста (7-10 лет) необходим активный отдых на уроке и, прежде всего, различные виды физкультминуток (как в данном случае пальчиковая гимнастика). Они способствуют снижению утомления, вызванного учебной деятельностью, уменьшают влияние нагрузок на мышцы кисти, повышают положительные эмоции и, в целом, увеличивают работоспособность школьника. Мы советуем всем школьникам проводить физкультминутки не только на уроках, но и дома при выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.
Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...
Использование экологических игр на занятиях с младшими школьниками для повышения мотивации к изучению природы
В дополнительном образовании особое место занимают такие формы занятий по экологической направленности, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают авторитет знаний и инд...
Особенности использования пальчиковой гимнастики на уроках ритмики с обучающимися с умственной отсталостью
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование ком...
Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока
В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....
Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста
В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....
Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников( из опыта работы)
Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...
Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой
Технология, направленная на развитие и подготовку руки ребёнка к письму, а также способствующая стимулированию речевого развития....