Измерение температуры
опыты и эксперименты (4 класс) на тему
Конспект открытого занятия внеурочной деятельности по физике в начальной школе. заседание "Клубу Почемучек" направлено на развитие умений измерять температуру различных объектов с помощью термометров с разной ценой деления, а также способности учащихся оценивать себя и друзей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие внеурочной деятельности по физике в начальной школе | 664.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб Почемучек
Калабухова Марина Михайловна
МБОУ «ООШ №6» г. Топки,
учитель физики
Заседание «Клуба Почемучек».
Тема: Измерение температуры.
Целевая аудитория: учащиеся 4-го класса.
Тип урока: открытие и присвоение новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Цель: научить измерять температуру.
Задачи: познакомить учащихся с устройством и назначением разных видов термометров; научить:
- определять цену деления термометра;
- измерять температуру разных объектов;
- записывать показания термометра;
- сравнивать результаты, делать выводы.
Формируемые УУД:
Личностные - освоение новых видов деятельности, развитие познавательного интереса к окружающему миру, ценностных ориентиров, способности к самооценке.
Познавательные - постановка, формулирование проблемы и способов ее решения, выдвижение гипотез, сравнение полученных результатов, формулирование выводов.
Регулятивные - умение ставить цели и задачи, контролировать и корректировать свою деятельность.
Коммуникативные - умение слушать и понимать, согласованно выполнять совместную деятельность, контролировать действия друг друга.
Оборудование: персональный компьютер, видеопроектор;
термометры:
- лабораторные - 6,
- медицинские электронные - 3,
- уличный – 1.
Дополнительно – три емкости с водой разной температуры, стаканы с горячей и холодной водой, комнатные растения в цветочных горшках.
Ход занятия.
- Здравствуйте, дорогие Почемучки! Рада новой встрече с вами. Давайте вспомним, почему наш клуб так называется? (Ответы детей). Верно, потому что мы часто задаем вопрос «Почему?», так как хотим все знать. Заседание клуба почемучек объявляю открытым.
- Вспомните, что мы делали на прошлых заседаниях? Чем занимались? Какие приборы использовали? ( Ответы детей).
Проблемная ситуация. Предлагается потрогать рукой парту, тетрадь, свой лоб.
- Ребята, что вы ощущаете? (Ответы детей).
- А сейчас я приглашаю двух учеников поучаствовать в эксперименте. Один из них опускает руку на несколько секунд в горячую воду (370С-390С), другой – на несколько секунд в холодную (150С – 180С). После этого оба ученика опускают те же руки в воду комнатной температуры (200 С-220 С).
- А что вы чувствуете сейчас? Та рука, что была в горячей воде, чувствует холод, а та, что была в холодной воде, - тепло. Почему?
- Можем ли мы с помощью руки точно определить, какова температура воды? Нет. Для этого нужен точный прибор. Как он называется? Правильно, термометр. Подумайте, какова тема нашего заседания. (Дети называют тему).
Тема: Измерение температуры.
- Тема нашего очередного заседания - «Измерение температуры». Пожалуйста, запишите тему в тетрадь. Подумайте, а какова цель нашего занятия? Правильно, - научиться измерять температуру.
Цель: научиться измеряться температуру.
- Ребята, а как мы с вами всегда работаем? По плану. ( Ответы детей). Давайте составим план нашей работы.
План:
Ι. Задать и записать «Мои вопросы».
ΙΙ. Вспомнить устройство термометра.
ΙΙΙ. Измерить температуру разных тел.
Ι. По традиции, вы должны задать и записать вопросы, которые бы вы хотели сегодня обсудить. Предлагайте, свои вопросы. Очень много вопросов! Молодцы! Но сначала я вам задам вопрос: «Что такое температура?» (Слушаем ответы учащихся.)
- Учитель: Различные объекты, которые нас окружают, могут быть холодными или теплыми, или даже очень горячими. Чтобы описать эти свойства тел, ученые придумали специальную величину и назвали ее температура. Это физическая величина, характеризующая степень «нагретости» тела, и есть температура.
Слово температура нерусское, происходит оно от латинского слова «temperatura», что значит надлежащее смешение – нормальное состояние.
Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из своего опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Однако таким способом нельзя точно узнать температуру.
ΙΙ. Каким же прибором можно точно измерить температуру? Конечно, термометром! Термометр – слово нерусское и происходит от двух греческих корней: «терм» - тепло, «метрео» – измерение. (Записывают в тетради). Таким образом, термометр – это измеритель тепла, прибор для измерения температуры. Термометрами можно измерять температуру воздуха, воды, почвы, тела человека и животных.
Какие бывают термометры? Что ими измеряют? (Ответы детей). Есть разные термометры и назначение их разное.
Вспомните, что мы делали на прошлых занятиях? Измеряли длину, определяли цену деления, изучали свойства воздуха. Какие? Бесцветный, прозрачный, без вкуса и запаха, не сохраняет объем и форму. А какое основное свойство воздуха? Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении.
Жидкостные термометры работают по тому же принципу - объем жидкости изменяется при изменении ее температуры. Жидкость занимает меньший объем при низкой температуре и больший объем при высокой
Устройство термометра.
У термометра всего три главные детали:
- Стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом.
- Шкала – это планка с нанесёнными на нее делениями.
- Стеклянный футляр, куда помещены шкала и трубка.
Шкала термометра имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Единицу измерения температуры назвали в честь Андерса Цельсия — шведского астронома (16 в.). Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа) и заглавной буквой С.
В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +50С. Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак " - " и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -50С. (Запишите в тетрадь). 00С – это температура таяния льда, а 1000 С – это температура кипения воды.
А теперь расскажите о правилах работы с термометром. (Рассказ детей).
ΙΙΙ. Прежде, чем измерять температуру, мы должны определить цену деления термометра. Вспомните, цену деления каких приборов мы находили? Линейки, динамометра. У вас на столах есть термометры и памятка о том, как найти цену деления. Используя ее, определите цену деления лабораторного термометра.
Физминутка.
ΙV. А теперь разделитесь на группы. Каждый из вас имеет один из фрагментов разных картинок. Посмотрите, есть ли у кого-нибудь похожие? Соедините фрагменты в единое целое. Что у вас получилось? Изображение воды, земли, человека. Эта картинки разделили вас на три группы. Первая группа будет измерять температуру воды, вторая – почвы, а третья - человека.
Практическая работа в группах. У каждой группы есть свой маршрутный лист. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните измерения.
Инструкция.
- Внимательно рассмотрите таблицу.
- Сделайте предположения, какие числа могут быть в таблице.
- Измерьте температуру тел.
- Запишите результаты измерений в таблицу.
- Проверьте, подтвердилось ли ваше предположение.
- Сравните результаты и сделайте вывод.
- Занесите результаты в сводную таблицу на компьютере.
Рабочая группа № 1
Измерение температуры воды
№ опыта | Объект исследования | Показания термометра, 0С |
1 | Горячая вода | |
2 | Холодная вода |
Рабочая группа № 2
Измерение температуры почвы
№ опыта | Объект исследования | Показания термометра, 0С |
1 | Почва из цветочного горшка с бегонией | |
2 | Почва из цветочного горшка с фиалкой |
Рабочая группа № 3
№ опыта | Объект исследования (Ф. И. ученика) | Показания лабораторного термометра, 0С | Показания электронного термометра, 0С |
1 | |||
2 | |||
3 |
Измерение температуры тела человека
Сводная таблица.
Объект исследования | Показания термометра, 0С | ||
Горячая вода | |||
Холодная вода | |||
Почва из цветочного горшка с бегонией | |||
Почва из цветочного горшка с фиалкой | |||
Имя ученика | лабораторного | электронного | |
Какой же вывод можно сделать? Температура разных тел неодинакова. Чем горячее тело, тем выше столбик термометра, значит температура больше. И наоборот, чем холоднее тело, тем ниже столбик термометра и меньше температура.
С чем это связано? Почему так происходит? Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь это запомнить.
А какое значение имеет знание температуры? Большое, потому что живая природа, например, очень зависит от температуры. Для растений, животных, человека особенно важна температура воздуха, воды, почвы. Растениям для роста требуется тепло. Не случайно зимой рост большинства растений прекращается. Животные тоже нуждаются в тепле Люди при разной температуре воздуха по-разному одеваются, зимой обогревают помещения. Для растений, животных, человека опасны и сильная жара, и сильный мороз.
Да и неживая природа тоже зависит от температуры. Например, вода может быть жидкой, стать льдом или превратиться в пар, если температура будет сильно изменяться.
Рефлексия.
Достигли мы этой цели?
Какое было задание?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
На все ли вопросы получили ответы?
Где можно найти информацию?
Закончите фразу: «Сегодня я понял(а)…», «Сегодня я узнал(а)…».
А теперь настало время оценить себя необычным способом. Отметьте на шкале термометра (модель на доске) ту температуру, которая, соответствует вашей оценке: чем выше оценка, тем выше температура!
Заседание «Клуба Почемучек» объявляю закрытым. Благодарю все за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме:"Измерение температуры"
Конспект к уроку окружающего мира во 2 классе по образовательной программе "Планета знаний" по теме:"Измерение температуры"...
Презентация "Измерение температуры"
Презентация по окружающему миру 2 класс "Измерение температуры"...
Урок окружающего мира с учебно-лабораторным оборудованием по теме "Измерение температуры"
Цель: раскрытие понятия "температура тела", "температура воды." Знакомство с водным термометром, его устройством и назначением. Освоить проведение экспериментов в подключённом режиме и фиксирова...
2 класс. Окружающий мир. Измерение температуры.
Конспект по обучению грамоте по РО система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.Урок окружающего мира2 «А» классТема: «Измерение температуры»...
Паспорт проекта "Измерение температуры тела человека"
В днном документе представлен паспорт исследовательского проекта для начальной школы на тему "Измерение теспературы тела человека"...
Презентация "Измерение температуры"
Предлагаю презентацию по окружающему миру для 2 класса на тему "Измерение температуры". Знакомство с разного вида термометрами. Можно использова разным программам...
Практическая работа "Измерение температуры почвы и воздуха, глубины промерзания почвы"
Измерение температуры почвы и воздуха, глубины промерзания почвы....