Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»
статья (1 класс) на тему

Санчес Виктория Сергеевна

Введение:

Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение которого похоже на поведение гиперактивного ребенка. В следствии чего выбрала данную тему для самообразования.

 

Цель: раскрыть некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулировать правила взаимодействия и направления в плане общего воспитания гиперактивного ребёнка; как играть с гиперактивными детьми.

 

Гиперактивный ребенок стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

            Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

 

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

Гиперактивные дети создают дополнительные трудности в работе учителю: они очень подвижны, вспыльчивы. Раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению различных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов».

 

 

              КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

         (СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЁНКОМ)

 

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше  признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности?  Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

                  Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при её заполнении и интерпретации.

 

 

Взаимодействие учителя с гиперактивным ребёнком

 Следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопрово- ждаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

 В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость ученика будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Всё это даёт результаты, если подобную линию поведения по отношению к ученику выберут и его родители.

 

                      КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ

            Проявление гиперактивного ребёнка в школе осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

            Пример 1.  К психологу подошли с жалобой на одного из своих учеников:  «Игорь просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя вести. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, делала замечания в присутствии родителей, оставляла в классе во время прогулки. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо.. Игорь с каждым днём дерзит всё больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?»

            Пример 2.  Юле М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить её в другой детский сад, потому что её присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для неё, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая её содержимое на детей. В тихий час она не спит. А громко поёт песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день  вызвало беспокойство родителей других детей.

            Подобные примеры знакомы многим из нас. Забегая вперёд, отметим: эффективность работы учителя будет во многом зависеть от выбранной им стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены.

            В случае с Игорем выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете все педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребёнка и пришли к выводу: ни один не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помог музыкальный руководитель. Он отметил, что у Игоря абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Игоря в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребёнок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Игоря, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться, и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Игорь «раскрылся», обрёл своё Я, и пусть не сразу, но и взрослые и сверстники стали замечать происходящие в нём перемены. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребёнком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика. К Юле был найден другой подход. Оказалось, что дома с её поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит её в ежовых рукавицах. Психолог ДОУ провёл тренинг для воспитателей на тему «Работа с гиперактивным ребёнком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Юлей. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Юлей демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Её зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала всё новые и новые капризы ребёнка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот, ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Юле, который оказался приемлемым и для родителей. Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категорич- ным, но кратким «нельзя», после чего ребёнку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепин на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И ещё: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

            Поведение Юли, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитателей, постепенно начало изменяться. Она  стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовала в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям.

            В результате целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели поняли, что они нужны ребёнку, и применили несколько новых приёмов, одним из которых (он оказался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, укладывая ребёнка спать в тихий час, воспитатель, садясь рядом с Юлей, поглаживал её, произносил тихие и ласковые слова. Мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость девочки снижались, иногда она даже засыпала, а просыпаясь отдохнув- шей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.

            Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы учителей, психологов, медиков.

            Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?

            Пример 3. Денис учится в школе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает учителя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе урокабывает очень невнимателен. Учитель и родители, обсудив проблемы ребёнка, стараются совместными усилиями помочь ему.

            В медицинской карте Дениса стоит диагноз – «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жёстко и непреклонно. Но не учли того, что от ребёнка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.

            Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите. Чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

            В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижны- ми играми.

            Конечно же учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка.              Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

            В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы учитель может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

            Чтобы у ребёнка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера, заведённого на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребёнком.

            С первых же дней обучения в школе ребёнку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребёнку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому нужно учить правила. Для этого можно использовать следующий приём. Когда учитель даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно ещё для начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

            В процессе работы, если ребёнок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок всё равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен чётко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребёнку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что всё для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него всё получится. Вы верите в это..

            Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребёнка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 мин. Одним из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…»

            Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

 

 

 

 

                 ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

 

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней на первых уроках.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с уителем.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ учителя С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Гимназия №10"

Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными

детьми»

Санчес В.С

 учитель начальных классов

2016 год

Тема:      « Особенности работы с гиперактивными

детьми»

Введение:

Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение которого похоже на поведение гиперактивного ребенка. В следствии чего выбрала данную тему для самообразования.

Цель: раскрыть некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулировать правила взаимодействия и направления в плане общего воспитания гиперактивного ребёнка; как играть с гиперактивными детьми.

Гиперактивный ребенок стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

        Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

Гиперактивные дети создают дополнительные трудности в работе учителю: они очень подвижны, вспыльчивы. Раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к возникновению различных ситуаций. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно концентрировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов».

              КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

         (СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЁНКОМ)

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше  признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности?  Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт». В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу. Согласитесь: ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно только убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста. Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются.

                Особенно часто взрослые не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при её заполнении и интерпретации.

Взаимодействие учителя с гиперактивным ребёнком

 Следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопрово- ждаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.

Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

 В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость ученика будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.

Всё это даёт результаты, если подобную линию поведения по отношению к ученику выберут и его родители.

                  КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ

        Проявление гиперактивного ребёнка в школе осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

        Пример 1.  К психологу подошли с жалобой на одного из своих учеников:  «Игорь просто издевается надо мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя вести. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него: ставила в угол, делала замечания в присутствии родителей, оставляла в классе во время прогулки. Мама и бабушка, которые воспитывают Игоря, не в состоянии изменить что-либо.. Игорь с каждым днём дерзит всё больше, а однажды даже пытался уйти из дома. Что делать?»

        Пример 2.  Юле М. всего 5 лет. Но родители были вынуждены уже дважды переводить её в другой детский сад, потому что её присутствие в группе, по словам воспитателя, опасно для здоровья окружающих. Юля то носится по группе, как вихрь, то бросает в детей игрушки, когда они говорят что-нибудь неприятное для неё, то пытается выхватить у воспитателя тарелку с супом, проливая её содержимое на детей. В тихий час она не спит. А громко поёт песни. Появление Юли в новом детском саду в первый же день  вызвало беспокойство родителей других детей.

        Подобные примеры знакомы многим из нас. Забегая вперёд, отметим: эффективность работы учителя будет во многом зависеть от выбранной им стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены.

        В случае с Игорем выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете все педагоги проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребёнка и пришли к выводу: ни один не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Вот тут-то и помог музыкальный руководитель. Он отметил, что у Игоря абсолютный слух и очень редкий для мальчиков такого возраста голос. Она пригласила Игоря в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу. Ребёнок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Игоря, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться, и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Игорь «раскрылся», обрёл своё Я, и пусть не сразу, но и взрослые и сверстники стали замечать происходящие в нём перемены. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребёнком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика. К Юле был найден другой подход. Оказалось, что дома с её поведением проблем не возникало. Юля послушна и некапризна: папа держит её в ежовых рукавицах. Психолог ДОУ провёл тренинг для воспитателей на тему «Работа с гиперактивным ребёнком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Юлей. Раньше воспитатели пытались использовать в общении с Юлей демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Её зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала всё новые и новые капризы ребёнка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот, ни другой способ не является эффективным. Поэтому воспитатели выбрали иной подход к Юле, который оказался приемлемым и для родителей. Мягкая форма замечаний и запретов воспитателей была заменена категорич- ным, но кратким «нельзя», после чего ребёнку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но, если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепин на неё лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик». Но прежде чем вводить такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И ещё: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.

        Поведение Юли, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и воспитателей, постепенно начало изменяться. Она  стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовала в их действиях и уверенность, и внимание к своим желаниям и стремлениям.

        В результате целенаправленной работы удалось наладить взаимоотношения с девочкой. Воспитатели поняли, что они нужны ребёнку, и применили несколько новых приёмов, одним из которых (он оказался очень эффективным) стал тактильный контакт. Так, укладывая ребёнка спать в тихий час, воспитатель, садясь рядом с Юлей, поглаживал её, произносил тихие и ласковые слова. Мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость девочки снижались, иногда она даже засыпала, а просыпаясь отдохнув- шей, становилась менее импульсивной и непредсказуемой.

        Таким образом, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы учителей, психологов, медиков.

        Однако иногда, даже работая в едином ключе, взрослые не могут добиться желаемого результата. Почему?

        Пример 3. Денис учится в школе. Он очень любит читать, на занятиях по развитию речи и обучению грамоте всегда много отвечает. Правда, при этом бесцеремонно перебивает учителя, вскакивает из-за стола и всегда хочет успеть первым. Однако в процессе урокабывает очень невнимателен. Учитель и родители, обсудив проблемы ребёнка, стараются совместными усилиями помочь ему.

        В медицинской карте Дениса стоит диагноз – «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Зная, что к проявлениям гиперактивности относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, взрослые приняли решение бороться с недугом жёстко и непреклонно. Но не учли того, что от ребёнка нельзя требовать выполнения такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.

        Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите. Чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.

        В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижны- ми играми.

        Конечно же учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка.          Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которого влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

        В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы учитель может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

        Чтобы у ребёнка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного дела, можно использовать не словесные сигналы, а к примеру, сигнал таймера, заведённого на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к воспитателю и он готов к перемене вида деятельности. Конечно, это не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребёнком.

        С первых же дней обучения в школе ребёнку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене он должен подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребёнку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые. Поэтому нужно учить правила. Для этого можно использовать следующий приём. Когда учитель даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно ещё для начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

        В процессе работы, если ребёнок нарушит одно из правил, установленных им же самим, взрослый может без лишних слов указать ему на список правил. Свод правил может иметь постоянное название, например «Советы самому себе». В тех случаях, когда составление такого свода правил невозможно или нецелесообразно, педагог может ограничиться только словесной инструкцией. Но при этом важно иметь в виду: инструкция должна быть очень конкретной и содержать не более 10 слов. В противном случае ребёнок всё равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а следовательно, не сможет выполнить задание. Педагог должен чётко установить правила и предупредить о последствиях их несоблюдения. Однако следует объяснить ребёнку: если он «нечаянно» нарушит какое-либо правило, это не означает, что всё для него потеряно и дальше уже незачем стараться. Конечно же, он может исправить свою ошибку. У него всё получится. Вы верите в это..

        Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребёнка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 мин. Одним из вариантов поощрения – выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Какие? Воспитатели могут узнать о том, что любят дети, беседуя с ними или попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен…»

        Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.

                 ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней на первых уроках.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с уителем.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ учителя С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)

Данная статья помогает узнать об особенностях  работы в классах с раздельным обучением....

Статья на тему: "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов чело...

Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы

Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы...

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

Статья на тему «Особенности работы в обучении пересказу детей с ОВЗ».

Вам представлены 4 способа обучения пересказу детей с ОВЗ....

Статья на тему "Особенности работы воспитателя ГПД"

Как построить систему работы начинающему воспитателю ГПД, с чего начинать, на что обратить внимание....