Возрождение семейных традиций через дополнительное образование
статья на тему
Доклад на тему "Возрождение семейных традиций через дополнительное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Возрождение семейных традиций через дополнительное образование" Разработала: учитель МБОУ СОШ с.Ольховец Богословских Т.В.
С.Ольховец 2016 год |
В процессе развития ребенка педагогика выделяет три сферы – образование (целенаправленное воздействие на ребенка), семью (основной институт социализации личности) и социум (стихийное влияние “улицы”). Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства.
Семья представляется для человека психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления духовных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка – главная ошибка семейного воспитания.
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе учреждения дополнительного образования. Актуальным становится взаимодействие семьи и УДОД в интересах развития личности ребенка. В сотрудничестве с родителями педагоги видят большие воспитательные возможности. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения – становление личности ребенка. Оно состоит в одухотворении подрастающего поколения, в раскрытии человеческих способностей и качеств, в приобщении к высшим духовно-нравственным ценностям. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
- социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей их участия в жизни общества;
- социально – экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
- технико – гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни;
- демографический – определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, видно, что решающую роль в его эффективности на любом возрастном этапе играет семья.
Создание союза трех социальных сил: педагоги — дети — родители –один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
В УДОД большое внимание должно уделяться формированию позитивного имиджа семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального статуса семьи. Отзывы родителей о работе УДОД, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому не случайно каждый родитель должен быть желанным гостем в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения должны учитываться педагогами при организации работы с детьми.
Цель работы УДОД по сотрудничеству с семьей д.б.:
Организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Задачи:
- Изучить семьи путем выявления их возможностей по воспитанию детей.
- Организовать семейное воспитание через возрождение семейной досуговой деятельности.
- Развивать культуру внутрисемейного общения.
- Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и родителей.
- Создать творческую группу по поддержке и взаимодействию с семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый образ жизни.
- Определить формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
- Организовать родительский всеобуч в УДОД.
- Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и родителям.
- Анализировать результаты совместной деятельности педагогического коллектива УДОД и родителей по воспитанию обучающихся.
Для возвращения национальной памяти в содержание работы УДОД должны быть заложены принципы нового отношения к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь “сито” веков. Организация семейных праздников, основанных на русских народных традициях, обычаях, обрядах реализуют понимание детьми-горожанами быта, обычаев, обрядов русского народа. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственного и эмоционального развития такие праздники способствуют и социальному развитию детей.
Воспитательная работа по сотрудничеству с семьёй обеспечивается методически. К числу используемых методов воспитания мы относим:
- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
- методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;
- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;
- метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).
Главными функциями семьи являются:
- воспитательная;
- оздоровительная;
- духовно-нравственная;
- познавательно-образовательная;
- бытовая;
- трудовая;
- культурно-просветительная;
- досугово-творческая;
- охранно-защитная.
Взаимодействие семьи и УДОД направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и УДОД являются:
- информационная;
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая.
В практике работы УДОД должны применяться самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
- Дни открытых дверей;
- семейные клубные дни;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- анкетирование родителей;
- выставки творческих работ;
- открытые занятия;
- родительский лекторий;
- творческие мастерские;
- семейные праздники;
- праздничные программы;
- вечер отдыха;
- конкурсы;
- мастер – класс;
- час общения;
- тренинговое занятие для родителей;
- круглый стол;
- концерты;
- краеведческая акция;
- спортивно – игровые программы;
- экскурсия;
- фестиваль;
- бюллетени “Для вас, родители”.
Основные направления организации работы УДОД с семьёй:
- Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Разработка тематического оформления по работе с семьей – информационный стенд “Для Вас, родители”.
Возрождение духовно-нравственных ценностей и традиций современной семьи еще возможно. Пусть и не много, но все-таки есть семьи, где традиции чтут и помнят. И это уже хорошо! На это нужно обращать внимание сегодня, чтобы не допустить потери такого важного института как семья завтра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Возрождение культурных традиций, связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация
«Возрождение культурных традиций, связанных с театральной, хореографической, вокальной и концертной деятельностью», социальный проект+презентация...
Эмблема участника семейного фестиваля - конкурса "Возрождение родных языков через всех и каждого"
Эмблема участника семейного фестиваля - конкурса "Возрождение родных языков через всех и каждого" ученицы 3 класс Федькович Анастасии....
Проект "Возрождение русских традиций"
Я предлагаю воспитательный проект «Возрождение русских традиций», который знакомит учащихся с традициями русского народа....
Формирование духовно-нравственной личности через дополнительное образование
Выступление на семинаре...
"Казачество как возрождение народных традиций"
Интерес к прошлому своей страны всегда существовал в людях. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине....
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)
В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...
"Возрождение семейных традиций для сокращения потребления и энергосбережения"
Понимая, что чрезмерное потребление природных ресурсов стало причиной множества экологических проблем, мы с учащимися начальной школы решили разобраться, а как люди жили раньше, как удавалось потребля...