Трудности школьной адаптации.
статья (1 класс) на тему
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка. Способность понимать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности - учебу, подчиниться ее требованиям и условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности школьной адаптации.
Беляева Ж.Л.
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка. Способность понимать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности - учебу, подчиниться ее требованиям и условиям.
Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.
Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмечаемые в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению - социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
А дальше у ребенка возникают физиологические и психологические трудности: жалобы на головную боль, усталость, раздражительность.
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1-й класс.
К сожалению, в настоящее время здоровыми, начинают обучение всего лишь 25% детей. За последние 30 лет ,число практически здоровых первоклассников снизилось с 61 до 46%. Кроме того, среди детей, начинающих обучение с 6 лет, около 16% не готовы к школьному обучению, а у 30-50% выявляется функциональная незрелость. Факторы, затрудняющие адаптацию ребенка к школе
1. Неготовность ребенка к обучению
2. Нарушения в состоянии здоровья
3. Характер семейного воспитания
4. Раннее начало систематического обучения.
5. Жесткость требований педагога и родителей.
6. Ситуации постоянных неудач и другие психотравмирующие факторы.
7. Несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям.
8. Нарушения в организации внешкольного режима дня.
Вывод может быть только один: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимально бережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых - только этим мы можем помочь ребенку.
Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же - методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
. Установление тесной связи учителя с родителями ученика. Учитель должен:
- согласовать с родителями систему требований к ребенку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой - непосильных для него повышенных требований;
- организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания;
- организовать встречи родителей со школьным врачом.
С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм : “Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. ”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания "Трудности школьной адаптации"
Работа представлена в виде конспекта, презентации и буклета для родителей учащихся 1 класса. Проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе, можно с помощью несложных тестов. Как сделать, чтобы ма...
"Трудности школьной адаптации"
Материал для проведения родительского собрания в 1 классе....
Психологическая программа «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)
Программа предназначена для подростков с трудностями социальной адаптации, часто их относят к группе "трудных". Цель данной программы - создание условий для развития жизненно необходимых навыков и фор...
Рекомендации родителям учащихся, имеющих трудности с адаптацией в ГПД.
Если ваш ребёнок посещает группу продленного дня (т.е. находиться в школе с утра и до вечера) эти советы помогут пройти адаптацию более успешно....
«Трудности в школьной адаптации первоклассников»
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство де...
ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
В ДАННОМ ДОКЛАДЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....
Статья "Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. "
В статье рассмотрены проблемы школьной адаптации в рамках инклюзивного обучения детей с психофизическими нарушениями. Автор обобщил особенности учеников с аутизмом, которые должны учитывать учителя пр...