ТРУДНОСТИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
методическая разработка (1 класс) на тему

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

В ДАННОМ ДОКЛАДЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_shkolnoy_adaptatsii_doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ШТУРМУЙТЕ КАЖДУЮ ПРОБЛЕМУ С ЭНТУЗИАЗМОМ,

                          КАК ЕСЛИ БЫ ОТ ЭТОГО ЗАВИСЕЛА ВАША ЖИЗНЬ».

                                                                                                                Ш.А.Амонашвили

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, тем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным  будет это напряжение – либо слишком малым, либо чрезмерным.

Что же такое адаптация? По определению Г.А.Дорофеевой, адаптация – «сложный, многофакторный процесс включения человека в новые условия жизнедеятельности, в новую систему требований и контроля, в новый коллектив».

Привыкание к изменившимся условиям – это проблема для любого человека, но мне хочется остановиться на адаптации первоклассников, ведь мы знаем, как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу Проблема  включает в себя как психологический, так и педагогический аспект.

Психологический аспетк проблемы.

Учителю начальной школы, обучающему первоклассников, приходится одновременно контролировать и вопросы общения детей друг с другом, со взрослыми, и психофизиологическое самочувствие детей, и течение учебного процесса, и многое другое. Основными критериями адаптированного первоклассника являются:

  • Положительное отношение к школе.
  • Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
  • Адекватное восприятие школьником предъявляемых к нему требований.
  • Лёгкое усвоение учебного материала.
  • Проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и иных поручений.

Адаптационный период – это временной отрезок (условно обозначим его рамками одной учебной четверти – от трёх-четырёх недель до двух месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка), в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе. Степень тяжести адаптации зависит от физиологических и психологических факторов.

Педагогический аспект проблемы.

В 1-й класс могут быть приняты дети, которым к 1 сентября текущего года исполнилось 6,5-7 лет. Обучение должно строиться с учётом особенностей организации деятельности детей данного возраста. Для первоклассников адаптация к школе протекает болезненно, дети глубоко переживают это дисгармоничное для них время. Поэтому учителя начальных классов нашей школы на адаптационный период ставят следующие цели: 

  • Облегчить естественный процесс, сделав его по возможности безболезненным для учащихся.
  • Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую школьникам и учителям лучше понять друг друга.
  • Создать атмосферу сотрудничества между учителем и родителями.

Трудности школьной адаптации.

1.Начало систематического обучения в школе требует определённой психологической готовности ребёнка. Способность понимать особую роль ученика является одним из показателей возможности принять вместо игры новый вид деятельности – учёбу, подчиниться её требованиям и условиям. Однако не все дети обладают этой способностью – именно они, несмотря на достаточный объём знаний и хорошую память, с трудом адаптируются к школе.

2.Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учёбы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, относительную условность общения, чтобы отличить учительницу от мамы или бабушки, с которыми можно капризничать. Если уровень волевого развития мал, то ребёнок с трудом адаптируется к школе.

3.Малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно в определённом темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это также оказывает существенные трудности в период адаптации.

4.Умение сосредотачиваться, удерживать своё  внимание на том или ином виде деятельности, слушать учителя,  не отвлекаясь,  у разных детей также различно. Одни не могут и пяти минут работать сосредоточенно, другие на протяжении всего урока внимательны и работоспособны. Важно помнить, что причиной такого невнимания может быть как быстрая утомляемость из-за плохого состояния здоровья, так и собственно психологическая неготовность – слабое развитие произвольного внимания, недостаточный уровень волевой готовности. Бывает, что ребёнок интеллектуально очень хорошо  развит, а работать в классе не может.

5.Многие родители считают, что главное условие готовности к школе – объём знаний ребёнка. В своих стараниях родители нередко теряют чувство меры, поскольку возможности детей, их возрастные особенности в расчёт не берутся. В результате дети читают стихи, но не понимают их смысла, потому что не знают значения многих слов, или могут назвать созвездия нашей галактики, но не знают, на какой улице живут. Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объём тех сведений и знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.

6.Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются дети, которых учили читать, но не развивали речь и способность различать звуки; которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики, и особенно движений пальцев руки.

7.Несомненно, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состоянием здоровья, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс. К сожалению, в настоящее время здоровыми начинают обучение всего лишь 25% детей. За последние 20 лет число практически здоровых первоклассников снизилось с 61 до 46%.

 8.Специальные обследования показывают, что в течение последних лет около 15-20% детей, поступающих в школу, имеют различные нарушения нервно-психического здоровья. Уже с первых дней становится ясно, что этим детям трудно. Беспокойные, плаксивые, они не понимают, что такое урок, очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая никакого внимания на учителя, не могут овладеть навыками счёта, письма, чтения. Им явно не по силам школьный режим и школьная нагрузка.

9.Нарушения в организации внешкольного режима дня – трудность в адаптации первоклассников. Большинство детей ежедневно не досыпают 1,5-2 часа, многие недостаточно гуляют (1-1,5 часа, вместо трёх), по 2-3 часа, а то и более проводят у телевизора и компьютера.

Условия успешной адаптации первоклассника.

1.Одним из главных условий успешной адаптации является  создание положительного микроклимата. « Дети – активные существа.…А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили). Задача учителя – поддержать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы, Важно, чтобы ребёнок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

2.Учёт возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребёнка. Несоответствие требований и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям функционального состояния его центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности, резко выраженной утомляемости.

3. Дифференцированное обучение. Согласно педагогическому словарю «дифференциация в обучении и образовании – это организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объёма образования создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым ребёнком».

4. Создание условий для полноценного отдыха. К сожалению, взрослые мало об этом думают, нагружая ребёнка занятиями в разных секциях и кружках, не создавая условий для его полноценного отдыха и стараясь не замечать тревожных изменений в состоянии здоровья. Учебная, психическая и эмоциональная перегрузка создаёт ситуацию стресса, срывает процесс адаптации.

5. Помощь родителей в подготовке ребёнка к школе, определение степени его готовности. Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

  • Общее развитие (в первую очередь памяти, внимания и интеллекта).
  • Воспитание умения произвольно управлять собой (делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, даже если совсем не хочется).
  • Формирование мотивов, побуждающих к учению.

6. Установление тесной связи учителя с родителями ученика:

  • Согласовать  с родителями систему требований к ребёнку и отношение к его поведению, чтобы избежать, с одной стороны, вседозволенности, а с другой – непосильных для него повышенных требований.
  • Организовать встречи родителей со школьным психологом для индивидуальных бесед, коррекционной работы с родителями, обсуждения проблем воспитания.

Вывод: Адаптация ребёнка  к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Так, исследования показали, что к концу первого полугодия к условиям школьной жизни привыкают 69% детей, а у 31% отмечается неполная адаптация, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Из них у 8% детей социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Поэтому в период адаптации должно быть обеспечено тесное сотрудничество учителя, психолога и родителей. Их совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы этот сложный период в жизни ребёнка прошёл как можно быстрее и наименее безболезненно.

     

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Трудности школьной адаптации"

Работа представлена в виде конспекта, презентации и буклета для родителей учащихся 1 класса. Проверить, готов ли Ваш ребенок к обучению в школе, можно с помощью несложных тестов. Как сделать, чтобы ма...

"Трудности школьной адаптации"

Материал для проведения родительского собрания в 1 классе....

Психологическая программа «ТОЧКА ОПОРЫ» (для подростков с трудностями социальной адаптации)

Программа предназначена для подростков с трудностями социальной адаптации, часто их относят к группе "трудных". Цель данной программы - создание условий для развития жизненно необходимых навыков и фор...

Рекомендации родителям учащихся, имеющих трудности с адаптацией в ГПД.

Если ваш ребёнок  посещает группу продленного дня (т.е. находиться в школе с утра и до вечера) эти советы помогут пройти адаптацию более успешно....

Трудности школьной адаптации.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка. Способность понимать особую роль у...

«Трудности в школьной адаптации первоклассников»

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство де...

Статья "Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. "

В статье рассмотрены проблемы школьной адаптации в рамках инклюзивного обучения детей с психофизическими нарушениями. Автор обобщил особенности учеников с аутизмом, которые должны учитывать учителя пр...