Форма организации учебной деятельности
статья (2 класс) на тему

Угримова Александра Ивановна

Процесс обучения есть взаимодействие преподавания и учения, следовательно  метод обучения представляет собой систему последовательного взаимодействия учителя и учеников, направленного на усвоение  учебного материала. Метод обучения изначально связывает, объединяет учителя и учеников, но каждому предписыват различные функции, от каждого требует строго определенного вклада в достижение целей обучения.

                Что касается форм обучения, то их существование напрямую связано с существованием различных методов обучения, которые реализуются как в непосредственном, так и в опосредованном (дистанционном) общении. В процессе обучения ученик одновременно является как субъектом учебно-познавательной деятельности, так и субъектом общения, вступающим то в опосредованное общение, например, через книгу или специально предъявленное учителем задание (индивидуальная форма учебной работы), то в общение непосредственное – с учителем или другим учеником (парная форма учебной работы), то в общение с группой учащихся (групповая, коллективная форма работы). В соответствии с этим общеизвестны индивидуальная, парная, коллективная и фронтальная формы учебной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_raboty_na_uroke.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Процесс обучения есть взаимодействие преподавания и учения, следовательно  метод обучения представляет собой систему последовательного взаимодействия учителя и учеников, направленного на усвоение  учебного материала. Метод обучения изначально связывает, объединяет учителя и учеников, но каждому предписыват различные функции, от каждого требует строго определенного вклада в достижение целей обучения.

        Что касается форм обучения, то их существование напрямую связано с существованием различных методов обучения, которые реализуются как в непосредственном, так и в опосредованном (дистанционном) общении. В процессе обучения ученик одновременно является как субъектом учебно-познавательной деятельности, так и субъектом общения, вступающим то в опосредованное общение, например, через книгу или специально предъявленное учителем задание (индивидуальная форма учебной работы), то в общение непосредственное – с учителем или другим учеником (парная форма учебной работы), то в общение с группой учащихся (групповая, коллективная форма работы). В соответствии с этим общеизвестны индивидуальная, парная, коллективная и фронтальная формы учебной работы.

        Приведу некоторые особенности, достоинства и недостатки форм учебной работы. Фронтальная форма учебной работы характеризуется тем, что «учитель работает, взаимодействует, общается одновременно со всеми учащимися класса, перед которыми ставится одна или несколько общих учебных задач, оказывает на них личное идейно-эмоциональное влияние». То, что учитель объясняет, показывает, излагает учебный материал одновременно для всех учащихся учебной группы, считается большим достоинством этой формы учебной работы. Естественно, от учителя требуется умение держать в поле зрения всех учащихся, установить и поддерживать благоприятные деловые  и личные отношения со всем классом, всей учебной группой.        

К недостаткам фронтальной работы относят невозможность учесть уровень развития каждого ученика, его познавательные интересы, специальные способности и тому подобное.

         Так же существует парная форма учебной работы, которая осуществляется в режиме «ученик-ученик». Парная форма позволяет совершенствовать навыки общения, взаимоконтроля и взаимопроверки. В парной работе происходит обмен знаниями, умениями и навыками. Но при организации парной работы у учителя возникают трудности контроля за вкладом каждого из членов пары, уровнем их инициативности в общении.

        Групповая форма учебной работы, которая предусматривает деление учебной группы на различные по составу учебные  подгруппы, используется практически на всех этапах  усвоения учебного материала;  при изучении нового, при выполнении всякого рода упражнений, особенно коммуникативной  направленности, при закреплении  и повторении.  Организация групповой работы на уроке в классе требует от педагога высокого уровня мастерства и совершенно необходима. Особенно актуальной работа в группах стала при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Без регулярно проводимой на уроках работы в группах,  невозможно достичь таких определённых в стандарте метапредметных результатов, как: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определять общую цель и путь ее достижения;  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Класс делится на несколько групп. Группа может состоять из учеников, сидящих в одном ряду или за двумя соседними партами. Группы начинают выполнять упражнение сначала  устно, делая лишь необходимые пометки  на предложенных учителем листах бумаги. После завершения обсуждения в группах проходит презентация результатов работы – от каждой группы выступает один ученик.

Несомненными достоинствами этой формы учебной работы являются следующие: снижение тревожности ребенка, что активирует его познавательную творческую активность; эмоциональная включенность  ученика в совместную деятельность ;  повышение мотивации за счет необычности формы занятия и духа соревнования, возможности проявить себя и повысить свой статус в группе; активный обмен знаниями, умениями и навыками между учениками; освоение новых и реализация уже сформированных навыков общения; реальная возможность для учащихся предъявить свой субъективный опыт и в то же время внести коррективы в процесс овладения тем или иным понятием, то есть освободиться от субъективизма, заблуждений.

        Несмотря на перечисленные достоинства, групповые формы учебной работы использовались и продолжают использоваться явно недостаточно. Это связано и с тем, что управление групповыми формами учебной работы не являются простым делом и, прямо скажем, подразумевает достаточно высокий уровень профессиональной квалификации учителя. Кроме того, групповые формы учебной работы, как правило, сопровождаются своеобразным рабочим шумом, что до недавнего времени вызывало у администрации школ негативное отношение и даже интерпретировалось  как неумение «владеть классом». Зато в настоящее время у многих учителей наблюдается настоящий бум групповых форм учебной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД

Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"...

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов.

Домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности учащихся начальных классов....

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка

В данном материале рассказывается об особенностях организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка (УМК "Перспективная начальная школа")...

формы организации учебной деятельности одарённых детей

презентация даёт краткое представление о работе с одарёнными детьми в учебной деятельности...

Формы организации учебной деятельности на уроке в начальной школе

В статье указываются формы организации учебной деятельности на уроке,  дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества на уроке как важ...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми

Внеурочные формы организации учебной деятельности как ресурс школы в работе с одаренными детьми...