Рабочая программа кружка "Риторика"(общекультурное направление) 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, составленная в соответствии п.19.5 ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika.docx | 82.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Риторика»
(общекультурное направление)
Программа кружка «Риторика» в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г № 1897), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требований к результатам освоения ООП НОО, программы универсальных учебных действий (УУД), планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников. При составлении программы использовалась авторская программа начального общего образования Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской Детская риторика в рассказах и рисунках М.: Баласс.
I Пояснительная записка
Кружок «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Многолетний опыт работы показывает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи - обучение общению.
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения. Этот курс дополняет курс лингвистики языка (но не заменяет его).
Актуальность выбора определена следующими факторами:
· на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
· обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается с первого класса.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А. Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель риторики как предмета филологического цикла:
- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
- риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне,
- этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
II. Общая характеристика учебного предмета
Отличительные особенности от других программ:
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности.
В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Учебный курс направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о моделях речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Методы и формы преподавания
Курс риторики в школе - сугубо практический. Цель курса научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д.
Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
-риторический анализ устных и письменных текстов;
-риторические задачи;
-риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У-1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
-что сказал говорящий;
-что хотел сказать;
-что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи формируют группу умений У-2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит - пишет (адресант);
- кому говорит - пишет (адресат);
- почему (причина);
- для чего, зачем (задача высказывания);
- что - о чем (содержание высказывания);
- как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
- где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
- когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие - роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа реализуется во внеурочной деятельности в 4-ом классе 1 час в неделю и рассчитана на 34 часа
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
VI. Содержание учебного предмета
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема урока | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | |
ОБЩЕНИЕ | |||
Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | 2 | Называть компоненты речевой ситуации (П). Объяснять, почему их нужно учитывать для того, чтобы общение было успешным (П). Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении (П). Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. (П). | |
Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | Объяснять значение улыбки как средства для установления и поддержания контакта, выражения доброжелательного и внимательного отношения к собеседнику (П). Демонстрировать уместное использование улыбки в разных ситуациях общения (П). | ||
Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | 2 | Называть словесные и несловесные средства устной речи (П). Объяснять роль пауз, логических ударений (П). Определять уместность употребления несловесных средств при устном общении (П). Демонстрировать уместное употребление несловесных средств (П). | |
Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить – поддержать. | 2 | Называть этикетные формулы утешения (П). Реализовывать этикетный жанр утешения в зависимости от речевой ситуации (П). Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом (П). | |
Какой я слушатель. | 1 | Оценивать себя как слушателя (П). | |
Я – читатель. | 1 | Оценивать себя как читателя (П). | |
ТЕКСТ | |||
Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац.
| 3 | Моделировать рассуждение, повествование, описание на одну и ту же тему в зависимости от предложенных начальных и конечных предложений – абзацев (П). Называть признаки текста (П). Подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам (П). | |
Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | 1 | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации (П). Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения (П). | |
Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. | 2 | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни (П). Различать знаки-символы и знаки-копии (П). Называть языковые знаки (П). Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков (Н). Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное (Н). | |
Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | 2 | ||
Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | 1 | Различать описания разных стилей (П). Анализировать оценочное высказывание с точки зрения его убедительности и вежливости (П). Вежливо и убедительно оценивать чужую работу, характер и т.д. (П). | |
Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. | 3
| Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении (П).
| |
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | |||
Словарная статья. | 2 | Анализировать словарную статью (П). Реализовывать словарную статью к новым словам (Н). | |
Рассказ. Хочу рассказать. | 2 | Анализировать типичную структуру рассказа (П). Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни (П). | |
Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. | 4 | Отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию (П). | |
ОБОБЩЕНИЕ | |||
Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. | 4 | Приводить примеры связи используемых людьми видов речевой деятельности (П). Называть изученные речевые жанры (П). Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются (П). Называть этикетные речевые жанры (П). Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам (П). Оценивать свои речевые привычки (П). Формулировать правила эффективного общения (П). Объяснять роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач (П). |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
В риторике как предмете филологического цикла проверяются следующие умения и навыки:
-умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности:
-передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета,
-выразительности при характеристике образов.
Учитель контролирует: умение ориентироваться в книге, произведениях разных жанров.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Нравственно-риторические идеи:
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)
Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)
Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. (В.А. Сухомлинский)
Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
- взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
- правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
- умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
- умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.
Умения | Понятийные и инструментальные знания |
Речевая деятельность | |
У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь. | Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. |
У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. | Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования. | Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. |
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная) | |
У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов. | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. |
Текст. Речевые жанры | |
У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста. У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту. | Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. |
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). |
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Умение вежливо оценить чужую работу. | Вежливая оценка. |
У-2. Умение утешить словом и делом. | Утешение. |
Типы текстов | |
У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте). У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств | Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. |
У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами. | |
У-1. Различать описания разных стилей. У-2. Создавать описания двух разных стилей. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. |
У-1. Анализировать словарные статьи. У-2. Создавать к новым словам словарные статьи. | Словарные статьи в толковом и в других словарях. |
У-1. Анализировать типичную структуру рассказа. У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
Речевые информационные жанры | |
У-1. Отделять сообщение о самом событии и отношение автора к событию. У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. У-2. Написать информационную заметку в газету типа что-где-когда и как произошло; письмо в редакцию. | Хроника. Фотография в газетном тексте. Подпись к фотографии. Информационная заметка. |
Речевая деятельность | |
У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь. | Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. У-2. Воспроизводить по опорному конспекту услышанное и прочитанное. | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. |
У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. У-1. Определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность. | Г оворение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования. | Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование. |
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная) | |
У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов. | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. |
Текст Речевые жанры | |
У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста. У-2. Подбирать конечное (завершающее) предложение к незавершенному тексту. | Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. |
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). |
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Умение вежливо оценить чужую работу. | Вежливая оценка. |
У-2. Умение утешить словом и делом. | Утешение. |
Типы текстов | |
У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте). У-1. Анализировать вывод в рассуждении, убедительность доказательств. | Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. |
У-2. Создавать текст типа рассуждения с несколькими доказательствами. | |
У-1. Различать описания разных стилей. У-2. Создавать описания двух разных стилей. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. |
У-1. Анализировать словарные статьи. У-2. Создавать к новым словам словарные статьи. | Словарные статьи в толковом и в других словарях. |
У-1. Анализировать типичную структуру рассказа. У-2. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях своей жизни. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
Речевые информационные жанры | |
У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию. У-1. Определять особенности содержания и речевого оформления информационных жанров. У-1. Анализировать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям. У-2. Написать информационную заметку в газету типа что-где-когда и как произошло; письмо в редакцию. | Хроника. Фотография в газетном тексте. Подпись к фотографии. Информационная заметка. |
VIII. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Оборудование класса
- Учебные столы двухместные с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения дидактических материалов
Технические средства обучения
- Проектор
- Компьютер
- Магнитофон
Примеры работ при использовании компьютера:
-анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
-редактирование (взаиморедактирование);
-создание текста, его коллективное обсуждение;
-создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
-создание речевых жанров с использованием многомерного
-представления информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.
Печатные пособия
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2011 г.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2011г.
- Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя Под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», «Риторика» для 1–11-го классов в соответствии с образовательной программой «Школа 2100».
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Учебник-тетрадь «Детская риторика» «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, «Методические рекомендации» к учебнику «Детская риторика в рассказах и рисунках». - М., БАЛАСС - Ювента, 2012 г.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
1. Какие из средств устного общения не имеют отношения к голосу, хотя и связаны с ни
а) тон
б) темы
в) громкость
г) мимика
2. Определите жанр
Солнышко, повернись! Красное, разожгись!
Приложение к программе
«Формы подведения итогов реализации ОП»
Итоговый тест
Красное солнышко в дорогу выезжает
Зимний холод забивает.
а) поговорка б) скороговорка в) закличка
3. В каком предложении используются слова утешения?
а) Полно печалиться – дело поправится.
б) Вот еще, буду я огорчаться.
в) Я думаю, все закончится хорошо.
4. Какое из указанных слов является типом речи?
а) рассуждение
б) сказка
в) поэма
5. Прочитайте объявления в музее. Какое из них является скрытым запрещением?
а) Руками не трогать.
б) Фото запрещено.
в) Спасибо за тишину!
6. Какое предложение содержит вежливую оценку работы?
а) Тебе еще надо много работать.
б) Твоя работа просто ужасна.
в) Ты много работал, и хотя еще не все получилось, ты молодец.
7. Укажите газетные информационные жанры
а) хроника
б) заметка
в) репортаж
г) былина
8. Является ли приведенные ниже предложения текстом?
Хроника – распространенная в средние века летопись, запись событий в том порядке, в каком они происходили. В наше время хроника – отдел оперативной информации в печати.
А) да Б) нет
9. Если текст содержит ответы на вопросы что?, где?, когда?, то это:
а) хроника
б) информационная заметка
в) рассказ
10. Какие слова обозначают понятия науки о языке?
а) словотворчество
б) словоупотребление
в) многословие
г) пустословие
11. Какой отказ является вежливым?
а) Не дам книгу, самому нужна.
б) Мне жаль, но пока я не могу дать тебе книгу.
в) Я бы с удовольствием, но…
12. Укажите вторичные тексты
а) пересказ
б) план
в) пословица
г) конспект
13. Какая реплика является примером вежливой критики?
а) «Все было хорошо на званом обеде. Жаль только, что хозяйка не подумала о подходящей посуде»
б) «Не знаю, зачем меня пригласили на обед. Ни крошки нельзя съесть из этой посуды. Больше не приду»
14. Ослик Иа потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить. Но как?
а) Нечего искать иголку в стоге сена.
б) Не переживай из-за пустяков. Я обязательно помогу тебе.
15. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) щАвель
б) цемЕнт
в) прИнять
г) фАрфор
16. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) Любимыми его игрушками были пистолеты, барабаны, знамена, сабли.
2) Так появились первые потешные солдаты.
3) С детских лет обнаружилась в Петре тяга к военным играм.
4) Вероятно, тогда у него появилась мысль создать из сверстников настоящее ребячье воинство, снарядив его настоящим оружием, и играть в настоящие военные игры.
а) 1, 3, 2, 4
б) 4, 3, 2, 1
в) 3, 1, 4, 2
г) 3, 4, 1, 2
17. Вам нужно вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Какой из вариантов отказа вы выберете?
а) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
б) Не нужны мне твои сокровища! Я хочу домой.
в) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки. Но не могу взять их и остаться в твоем царстве. Меня ждут на земле друзья и невеста.
18. В каком предложении находится метафора?
а) У российских фигуристов все золото.
б) Пятнадцатый вагон находится в хвосте поезда.
в) Самовар загудел.
19. В тексте «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые / и это самое / рыбу, ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали /» - нарушено коммуникативное качество речи:
а) точность, ясность
б) правильность
в) логичность
20. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
а) нет
б) да
21. Укажите антонимические пары
А). Подлинный успех - мнимый успех.
Б). Тропическая жара сменилась полярной стужей.
В). Тертый калач - стреляный воробей.
22. Укажите реплики, неуместные для официального общения.
а) Конечно, помогу, о чем разговор?
б) Все это брехня. Кто вам сказал?
в) Спасибо. Обязательно сделано.
23. Ударение падает на первый слог в слове:
а) Иконопись
б) Портфель
в) Звонит
24. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) чихает
б) положить
в) ложим
г) сохли
25. В каком предложении вместо слова ТЕПЛЫЙ нужно употребить ТЕПЛОВОЙ?
а) Спасибо вам за теплые слова.
б) Уютно волчатам в теплой норе.
в) Летом можно получить теплый удар.
г) Осенью птицы улетают в теплые края.
Ответы:
1-Г
2-В
3-А
4-А
5-В
6-В
7-А, Б, В
8-А
9-Б
10-А
11-Б
12-Г
13-А
14-Б
15-Б
16-В
17-В
18-Б
19-А
20-А
21-А, Б
22-А, Б
23-А
24-В
25-В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
ПРОГРАММА КУРСА ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОРИГАМИ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА
В программу входит: статус документа, нормативная база, цель программы, задачи программы, ценностные ориентиры курса, формы и методы обучения, описание курса в учебном плане, планируемые результ...
Рабочая программа по художественному направлению внеурочной деятельности 4 класс.
Представлена рабочая программа в соответствии с ФГОС. Содержит все необхдимые компоненты, в том числе и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по изобразительному творчеству «Юные художники»...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года
Программа " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Город Мастеров» для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 2 года
Программа"Город мастеров" разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности...