"Система работы с одарёнными детьми"
материал (3 класс) на тему

Ракитина Наталия Леонидовна

Обмен опытом, доклад на МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Андросовки муниципального района Красноармейский Самарской области

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов

Ракитиной Н.Л.

Андросовка, 2016 г

Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

 С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности.  Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.               

           Конкретной программы по работе с одарёнными детьми у меня нет. Но мне бы хотелось представить систему работы с одарёнными детьми, хотелось бы отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми ведётся по двум направлениям:

  • интеллектуальному;
  • эстетическому.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с  первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности,  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями

             Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом  для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.

           В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой деятельности.  

Одна из форм работы  – научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.  Принимая участие в районной, окружной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проект. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.  

Дети 3 класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов,  что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Так  в 2015/2016 учебном году  Виолетта К. заняла II место на районных Толстовских чтениях, I место в районной научно-практической конференции и III место на окружной научно-практической конференции для младших школьников, I место в районном конкурсе детского художественного творчества «Самара космическая».  

А ученицы 3 класса Виолетта К., Маша К. и Юля Ф. стали призёрами межокружной олимпиады младших школьников «Путь к успеху».

        Результаты и успехи  не могут не радовать.  Но я не собираюсь  останавливаться на достигнутом. В моих планах:

  • дальнейшая активизация научно - исследовательской деятельности младших школьников;
  • развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности  учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах различного уровня;

       Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения:   это и усиление подготовки учащихся к районным и окружным олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально - техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в нашей школе. 

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете

Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека.                      ...