Организация системы работы с одарёнными детьми
статья на тему

Илюхина Ольга Ивановна

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому в начальной школе необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжат начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it.rab_.odar_.deti_.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования  (повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования (СИПКРО)

Итоговая работа

на тему:

 «Организация системы работы с одарёнными детьми »

 Курсы повышения квалификации  по ИОЧ

ВБ:             11.04.2011 – 15.04.2011

«Особенности работы в четырёхлетней начальной школе в условиях обновления содержания образования»

Выполнила:

Илюхина Ольга Ивановна

учитель начальных классов,

МОУ Домашкинская СОШ

муниципального района

 Кинельский

2011

Анализ ситуации

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели.

    Установка в России на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального  ресурса, и только современная реформа образования в России позволяет вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

    В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:

  • Общая интеллектуальная  (академическая) одаренность
  • Информационно-коммуникативная одаренность
  • Творческая одаренность
  • Социальная одаренность
  • Спортивная одаренность

Для развития каждого вида одаренности необходимо разработать систему мероприятий, включенную в образовательную модель  школы. При моделировании будут учтены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволит обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому в начальной школе необходимо создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжат начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)

Вопреки мифу о том, что талант сам пробьётся, одарённому ребёнку необходима поддержка и, особенно со стороны близких, т.е.родителей.

Одарённый ребёнок отличается от своих сверстников и чаще всего является «белой вороной», поэтому ему необходима помощь в выборе тактики поведения и общения, особенно со сверстниками.

Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество  психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Цель проекта:

  •   Создать систему работы с одарёнными детьми в школе первой ступени

Задачи проекта:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу.
  • Выбрать методику выявления одарённых детей.
  • Провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям.
  • Информацию об одарённых детях довести до сведения родителей, учителей, работающих в данном классе, педагогов дополнительного образования.
  • Разработать методическое сопровождение.
  • Познакомить педагогов и родителей с комплексным психолого-педагогическим подходом к изучению, выявлению и сохранению одаренности.

Планируемые  результаты реализации проекта:                                                                                                          

1.Повышение интеллектуального уровня учащихся.

2.Творческая самореализация выпускника начальной школы.                                                            

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

4.Формирование системы работы с одарёнными учащимися.

Показатели эффективности реализации  проекта .

Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к  которым у них есть способности.
  2. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  3. Повышение уровня владения детьми общепредметными  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Система работы с одаренными детьми

      Одарённые дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы.

 Методы:

1.Частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

2.Исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

3.Проблемный;

4.Проективный.

   Формы:

1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

2.Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

3.Участие в школьных, окружных, областных и всероссийских предметных  олимпиадах;

4.Психологические консультации, тренинги, тестирование;

5.Конкурсы, интеллектуальные игры, спортивные соревнования;

6.Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

7.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам);

8.Создание детских портфолио.

   Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо  применять современные технологии:игровые, учебно-исследовательские,коммуниативные,проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

План  реализации проекта

    Этапы реализация проекта:

 Первый этап – диагностико-организационный. Он включает в себя:

  • создание нормативно-правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта;
  • изучение контингента учащихся с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

     Второй этап – организационно-практический,  связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях.На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети»;
  • психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Третий этап – итогово-аналитический (контроль и анализ хода реализации проекта, достигнутых результатов). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • система работы с одаренными детьми; определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана  дальнейшей работы в этом направлении.

План-график

№ п/п

Направления

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу «Одарённые дети»

1. Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми»

Сентябрь

Учитель

2. Организация тренингов по выявлению детской одаренности в разных направлениях

Ежемесячно

Кл.рук.

Ежемесячно

Совет детской организации

2

Создание банка данных одарённых детей школы

1. Анкетно-биографические сведения по одарённым детям

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

2. Анкетирование учащихся

В течение учебного года

Психолог

3

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

1. Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение учебного года

Кл.рук-ль

4

Систематизация работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

1. Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр по предметам, электронных энциклопедий

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

2. Применение на уроках современных технологий: учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых, здоровьесберегающих.

В течение учебного года

Учитель

3. Использование элементов дифференцированного обучения, направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение учебного года

Учитель

4. Проведение нестандартных форм уроков: урок-творческая мастерская, урок-исследование, урок-поиск и др.

В течение учебного года

Кл.рук.

5

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные и творческие кружки, спортивные секции)

1. Функционирование предметных и творческих кружков, спортивных секций

В течение года

Педагоги дополнительного образования

2. Предметные классные, школьные, окружные олимпиады

Октябрь – апрель

Кл.рук.

3. Интеллектуальный марафон «Знай и люби свой край»

Октябрь

Зам. директора по УВР

4.Всероссийский конкурс «Медвежонок»

ноябрь

Кл.рук.

5. Математический турнир «Считай, решай, отгадывай»

Ноябрь

Кл.рук.

6.Литературный конкурс «Пегас»

Январь

Шк.библиотекарь

7.Математический конкурс «Кенгуру»

Апрель

Кл.рук.

6

Проведение мероприятий с родителями одарённых детей

1. Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

октябрь

Школьный психолог

2. Круглый стол «Организация досуга одаренных детей»

Декабрь

Зам. директора по ВР

4. Индивидуальные консультации школьного психолога

Март

Школьный психолог

5. Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ

В течение года

Педагоги дополнительного образования

6. Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Род.комитет

7. Награждение благодарственными письмами родителей учащихся

Май

Кл.рук.

Ресурсная база реализации проекта

Нормативно-правовые основы работы с одаренными и способными детьми:

1. Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

2. Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ;

5. Президентская программа «Дети России», утвержденная Правительством РФ.

Ресурсы

1.МАТЕРИАЛЬНЫЕ – КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС, БИБЛИОТЕКА, СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ.

2.ФИНАНСОВЫЕ – СРЕДСТВА РОДИТЕЛЕЙ.

3.ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ – МЕДРАБОТНИК, ПСИХОЛОГ, ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ШКОЛЫ ИСКУССТВ, ТРЕНЕР ДЮСШ. 

Список литературы

  1. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. - Москва, Парвинэ, 2003
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000
  3.  Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога.- 1998.- №3
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
  5. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. Екатеринбург. У-Фактория, 2004
  6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
  7. Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Владос,2000
  8. Ресурсы интернет.

Мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка

В результате  первичного тестирования детей было выявлено, что 3% имеют повышенные  способности к математике, 2% - к музыке, 4%  к рисованию и 4% к физкультуре.

Повторный мониторинг свидетельствует о развитии творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей.

Оценка оказанного воздействия от реализации проекта

В результате  деятельности учителей по работе с одарёнными детьми получены следующие результаты:

  • 1 ребёнок стал призёром окружной олимпиады по математике;
  • 5 детей приняли участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»;
  • 1 девочка стала победителем  областного конкурса рисунков «Дети и безопасность»;
  •  4 человека стали членами сборной команды школы по футболу.

Наращивание потенциала  проекта

  • Выступить на заседании МО учителей начальных классов.
  • Написать статью в методический журнал.

Работа с родителями

1.Психологическое сопровождение семьи   одарённого ребёнка.

2. Информационная среда для родителей.

3. Совместная практическая деятельность  ребёнка и его родителей.

4. Поддержка и поощрение родителей на   уровне школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе.

Теоретические основы организации исследовательской работы с одаренными детьми в начальной школе.  Определение понятия «одаренный ребёнок».               ...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...