Программа театрального кружка для внеурочной деятельности "Знакомьтесь, театр!"
рабочая программа (2 класс) на тему
Целью программы является обеспечение духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка средствами театральной деятельности в рамках инклюзивного обучения. Программа кружка рассчитана на детей начальной школы общеобразовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности. Театральный кружок. | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Таганрога
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ № 5
Приказ от 1.09.2015 № _______
__________Е.В.Миргородская
м.п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____________________________________________________________
уровень общего образования, класс
__________________________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов__________________________________
Учитель_________________________________________________________
Программа разработана на основе__________________________________
_______________________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Программа
«Знакомьтесь: театр»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)
Составитель: Гава И.В., учитель высшей категории средней общеобразовательной школы № 5 г.Таганрога Ростовской области;
Неверовская А.Н., педагог-психолог средней общеобразовательной школы № 5 г.Таганрога Ростовской области.
Пояснительная записка.
Дети должны жить в мире красоты и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А. Сухомлинский
Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует расширению духовно-нравственного диапазона детей, повышению культуры поведения, а главное социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в социуме.
Театральное искусство способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, показать границу добра и зла, уметь услышать и слышать других. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети лучше всего находят точки соприкосновения и взаимодействия, получая максимально положительный результат.
Программа «Знакомьтесь: театр» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности начальной школы. Срок реализации программы 1 учебный год в течение 9 месяцев, с сентября по май. Общее количество часов в год – 33 часа. Количество детей, посещающих кружок не более 15 человек. Программа рассчитана для учащихся начальной школы. Занятия проводятся 40 минут в соответствии с нормами СанПина. Отличительной особенностью программы является то, что программа адаптирована как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Программа являет собой синтез типовых и современных образовательных технологий и программ по всеобщему театральному образованию. Содержание планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Так же организуется проведение тематических бесед, заучивание текстов, репетиции.
Целью программы является обеспечение духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, нравственного развития ребенка средствами театральной деятельности в рамках инклюзивного обучения.
Программа кружка рассчитана на детей начальной школы общеобразовательного учреждения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в группе. Программа состоит из 4-х разделов: «Вхождение в театральную деятельность», «Совершенствование речевой культуры», «Знакомство с профессиями актер и режиссёр », «Инсценирование». Каждый из разделов решает взаимосвязанных задач.
Задачи программы:
- Реализация творческих возможностей каждого ребенка, развивая такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
- Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками;
- Развитие эмоциональной сферы детей;
- Повышение уровня самооценки у детей;
- Развитие компенсаторных возможностей у детей;
- Активизация познавательных процессов детей;
- Включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в работу кружка
- Воспитание (прививание) здорового эстетического вкуса
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, способствует подъему духовно-нравственной культуры детей, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. В детях развивается толерантность, эмпатия, сочувствие и взаимопомощь, уверенность.
Беседы о театре не только знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра, но и способствуют раскрытию внутреннего потенциала каждого ребенка.
Также, необходимо отметить, что театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Театральная деятельность позволяет детям ограниченными возможностями накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживаний, и со-чувствия, и со-творчества. Участие в спектаклях и постановках делает детей более общительными, коммуникабельными, раскрепощенными, воспитывает волевые качества, заставляя подчиняться сюжету. Дети с ограниченными возможностями очень любят этот вид деятельности, активно включаясь в творческий процесс.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов является выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, ведь в театральную деятельность вовлекаются все ребята, не зависимо от психофизиологических особенностей, для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться, что в свою очередь приносит положительную динамику в развитие каждого ребенка.
Тематическое планирование работы кружка «Знакомьтесь: театр» на 2014-2015г.
1 четверть
№ | Тема | Содержание | Дата |
1 | Введение в театральную деятельность. Что такое театр. | Знакомство друг с другом. Цели и задачи театрального кружка «Знакомьтесь: театр». Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Беседа «Специфика театрального мастерства». Нормы и правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Практикум: выполнение театральных этюдов (импровизация под музыку, театральная гимнастика). | |
2 | Учимся быть артистами. | Знакомство с понятиями «театр», «артист», «гримёр», «сцена», «декорации», «занавес». Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. Учим проявлять свою индивидуальность и неповторимость. | |
3 | Одну простую сказку хотим вам рассказать. | Чтение. Беседа по содержанию. Анализ характера героев. Учить детей ориентироваться а пространстве, равномерно размещаться по площадке. Учимся строить диалог с партнёром на заданную тему. Учимся сочинять небольшие сказки, подбирать простейшие рифмы. Русский народный костюм. Игра «Пантомима». | |
4 | Знакомство со сказкой «Теремок». | Переосмысление сказки как источника тепла, уюта и взаимопонимания. Распределение ролей, инсценирование, определение необходимых декораций к сказке. Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах». Активизировать словарь детей. | |
5 | Репетиция сказки «Теремок». | Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Музыкальное сопровождение. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Пантомимическая игра «Что за сказка?» | |
6 | Репетиция сказки «Теремок». | Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки». Интонационные упражнения. | |
7 | Инсценирование сказки «Теремок». | Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. Обсуждение костюмов главных героев. Игра — загадка «Узнай, кто это?». Этюд на расслабление «Разговор с лесом». | |
8 | «И снова осень у порога, уходит снова лето — жаль». | Подготовка к школьному празднику. Репетиция стихов, инсценирование сказки, изготовление декораций и костюмов. Проведение праздника с приглашением родителей. |
2 четверть
9 | Какие представления бывают в театре. | Беседа по содержанию. Театр — искусство коллективное, спектакль — результат творческого труда многих людей творческих профессий. Знакомство с понятием реквизит. Показ презентации. Музыкальные пластические игры и упражнения. Учимся верить в воображаемую ситуацию. | |
10 | Культура и техника речи. | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата 1. Упражнение «Дуем на свечу (одуванчик, горячее молоко, пушинку), «Надуваем щёки». 2. Упражнения для языка. Упражнения для губ. «Радиотеатр: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т.п.) | |
11 | Творческий пересказ сказки. | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | |
12 | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». | Чтение сказки. Беседа по содержанию. Распределение сказки по ролям. Анализ характеров героев. Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать её. Упражнения — этюды, отражающие образы персонажей сказки. | |
13 | Репетиция сказки «Заюшкина избушка». | Репетиция сказки по ролям. Определение необходимых декораций и костюмов. Учить узнавать героя по характерных признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Игра «Угадай героя». Упражнения на отработку интонационной выразительности. | |
14 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка». | Обсуждение костюмов героев, изготовление декораций. Музыкальное сопровождение к сказке. Развиваем двигательные способности детей, пластическую выразительность. | |
15 | «В целом мире торжество». | Подготовка к школьному мероприятию. Разучивание песен и стихов. Разбор понятий «дарим радость», «гостеприимство», «добрая весть». Показ сказки. Проведение праздника с приглашением родителей. |
3 четверть
16 | Кто такие артисты. | Тематическая беседа. Знакомство с русским театральным искусством. Показ презентации. Упражнения в интонировании диалогов. Игра «Найди и покажи эмоцию». Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: радость, грусть, злость, страх. Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов. | |
17 | Мастерская актёра и режиссера. | Знакомство с профессиями актер и режиссёр. Главное в профессии — воображение. Тренинг «Хоровод», «Змейка». Дидактическая игра «Полёт в страну Фантазию», «Куклы и кукловод». | |
18 | Преодолеваем страх. | Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. Изображение различных степеней страха. Игра «Преодолеваем страх». Ряжение в костюмы. | |
19 | Рассказываем про любимые сказки. | Учимся связно и логически передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Рассказы детей по ассоциациям. Дидактическая игра «Придумай рифму». | |
20 | Играем в сказку. Сказки К.Д.Ушинского. | Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. Чтение сказок Ушинского «Ветер и солнце», «Петух да собака». Деление детей на малые группы. Распределение ролей. | |
21 | Сказки К.Д.Ушинского. | Инсценирование сказок Ушинского «Ветер и солнце», «Петух да собака». Анализ характеров героев. Деление детей на малые группы. Проработка сюжетной линии. Обсуждение передачи образов. Развитие правильного речевого дыхания. | |
22 | Сказки К.Д. Ушинского. | Обсуждение декораций к сказкам. Музыкальное сопровождение к сказкам. Распределение ролей. Этюды «Одно и то же по-разному» «Угадай: что я делаю». | |
23 | «Сороки – день весеннего равноденствия». | Возрождение забытых календарных праздников, воспитание интереса к прошлому нашего народа. Выбор сказок Ушинского для показа. Смена сфер творческого самовыражения – слово, тетстопластика («жаворонки» из теста), пластическое интонирование. Упражнения руками «Крылышки», прыжки вперёд и назад, повороты вокруг себя. Этюд «Сорока – белобока». | |
24 | «Сороки — день весеннего равноденствия». | Репетиция сказки. Изготовление костюмов и декораций. Обсуждение характеров героев. Музыкальное сопровождение к сказке. Коммуникативно-лингвистические игры: «Несчастный обидчик», «Прочь, обида». | |
25 | «Сороки — день весеннего равноденствия». | Подготовка к школьному мероприятию. Проведение концерта для родителей, сверстников. |
4 четверть
26 | Учимся говорить чётко. | Отработка и развитие дикции (проговаривание скороговорок). Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозе». Игра «Придумай рифму». | |
27 | Волшебный и поучительный мир сказок. Выбор литературного материала. | Учимся связно и логически передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. Чтение и анализ сказок. Беседа о поучительном аспекте сказок. Игровой тренинг «Нос, пол, потолок», «Театральные жмурки». | |
28 | Знакомство со сказками Л.Н. Толстого. | Обсуждение декораций к сказкам. Музыкальное сопровождение к сказкам. Анализ характеров героев. Распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Беседа о том, чему могут нас научить сказки великих русских писателей. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | |
29 | Репетиция сказок Л.Н. Толстого. | Учимся понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развиваем умение детей охарактеризовать героев сказки, давать им нравственную оценку. Дидактическая игра «Придумай рифму», «Узнай героя. | |
30 | Репетиция сказок Л.Н. Толстого. | Подготовка костюмов, изготовление декораций. Совершенствовать выразительность движений и передачу образа. Учить распознавать эмоции радости, грусти. злости по мимике и интонации. Продолжаем развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | |
31 | Репетиция и инсценировка сказок Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. | Работа над инсценированием, изготовление декораций. Доброта как основное качество русского народа. Осмысление выражения: «Совесть – не повесть, в архив не сдашь». Разыгрывание русских народных песен. Ритмические упражнения. Групповые этюды. Музыкально-пластическая импровизация «Сказочная птица». | |
32 | Репетиция и инсценировка сказок Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. | Репетиция сказок по ролям. Расположение участников во время участия. Музыкальные пластические игры и упражнения. Групповые этюды на координацию тела, чувства ритма. | |
33 | Закрытие театрального сезона. | «Капустник» - показ любимых инсценировок. Подведение итогов работы кружка. Награждение всех артистов за их труд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка "Капельки солнца"
Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...
Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"
Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...
Проект Программа театрального кружка
Внеурочная деятельность...
Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса
Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...
Рабочая программа театрального кружка "Мир театра".
Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей начальных классов. Расчитана на 4 года обучения....
Авторская программа "Веселые Петрушки" театрального кружка по внеурочной деятельности.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает ...
Программа театрального кружка "Театр и я"
Срок реализации программы 4 года...