Речевые разминки – путь развития коммуникативной компетенции младших школьников
статья на тему
Статья посвящена учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevye_razminki.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые разминки – путь развития коммуникативной компетенции младших школьников
Алехина Е.Н.
Современное производство нуждается в таких работниках, которые обладают не только базовыми качествами грамотного человека, но и развитой коммуникативной компетентностью, умением выслушивать коллег и противников, грамотно отстаивать свою точку зрения, уметь добиваться необходимых решений в разных инстанциях, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической речью.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходится на детский возраст.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психологическое развитие. Это говорит о необходимости развития речевых умений и навыков младших школьников с первых дней их пребывания в школе.
Один из приёмов, способствующих решению этой проблемы - речевые разминки.
Речевые разминки – это короткие по времени (2-3 минуты) динамичные речевые упражнения. Обычно они являются первым структурным элементом урока. Особенно важна эта часть урока в первом и втором классах при изучении окружающего мира.
Структура речевой разминки:
- постановка учебной задачи учителем;
-проведение инструктажа (или показ образца);
- решение детьми поставленной речевой задачи;
- анализ и оценка.
При проведении речевых разминок необходимо создать в классе ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для этого следует не предлагать в начале обучения главные роли детям с недостаточно развитой речью, стеснительным и замкнутым ребятам, чтобы не отбить у них желания участвовать в выполнении речевых упражнений. Необходимо помогать им, говорить вместе с ними. Чтобы упражнения проходили в более эмоциональной обстановке, можно изготовить несложные элементы костюмов, маски для персонажей.
Речевые разминки способны решить следующие конкретные задачи развития речи:
- учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;
- формировать умения и навыки участия в диалоге;
- учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение и др.);
- развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Развитие умения отвечать на вопрос и строить собственный вопрос.
- Уже на 2-3 неделе обучения в первом классе, учитель, ведя диалог, незаметно для детей учит задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию. Плакат с вопросительными словами вывешивается на доску.
Спросите меня …
Какое (настроение)?
Почему?
Что (случилось)?
Кто (виноват)?
Как (помочь)?
Когда (произошло)?
Куда (ходил)?
Какая (погода)?
- Затем вопросы усложняются. Устраивается минутка Почемучки по схеме: спроси – отвечу, когда дети могут задать учителю любые интересующие их вопросы на любую тему.
Например:
Почему птицы поют?
Куда на зиму деваются насекомые?
Почему листья осенью желтеют?
Почему вода в море солёная?
Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире.
- Игровое упражнение «Вопросы цепочкой».
Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «да» и «нет». Дети должны так сформулировать вопрос, чтобы соседу необходимо было дать развёрнутый ответ. Примеры подобных вопросов:
Чем занимался в выходной день?
Какое блюдо у тебя самое любимое?
Почему ты грустишь?
Какое у тебя настроение?
Какую книгу прочитал на каникулах?
Что нового узнал из экскурсии?
- Упражнения с использованием художественных произведений, например стихотворений, где есть вопросы, на которые отвечают дети.
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Кто стучится в дверь ко мне?
Чайки, чайки! Где ваш дом?
- Работа с картинками с изображением различных предметов включает следующие упражнения:
- учитель показывает картинку с изображением животных, растений, предметов, предлагает задать любые вопросы к этой картинке: Кто это? Где живёт? Чем питается? и др.;
- игра- соревнование «Кто больше задаст вопросов к «рисунку»;
- игра «Угадай». На столе разложены картинки с изображением различных предметов. Ученик берёт одну картинку. Остальные пытаются угадать, что изображено на картинке. Они задают такие вопросы, на которые ученик с карточкой может ответить только «да» или «нет»;
- игра «Маска». На одного из учащихся надевается маска или ободок с изображением животного или сказочного героя. Ученик должен отгадать кто он, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».
Такие игры учат точной постановке вопросов. Постепенно у детей вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых можно быстро определить задуманный предмет или объект.
Формирование умений и навыков участия в диалоге
Другим очень важным упражнением для речевой разминки является разыгрывание диалогов.
Диалоги реальных лиц.
Ситуациями для таких диалогов могут быть:
- приветствие знакомых;
-прощание с другом после окончания занятий;
- попроситься в игру;
- поблагодарить за помощь;
- познакомиться с новым одноклассником;
- попросить ручку у соседа по парте;
- купить тетрадь в магазине.
Телефонные диалоги.
Особенностью таких диалогов является отсутствие зрительного контакта с собеседником. Обучение детей общению по телефону не только способствует развитию диалогической речи, но и знакомит с правилами ведения такого разговора.
Ребята вывели следующие правила ведения телефонного диалога:
- сначала следует представиться;
- затем правильно поприветствовать собеседника;
- говорить нужно чётко, ясно, достаточно громко и выразительно;
- если ошибся номером, следует извиниться;
- заканчивает разговор тот, кто звонил.
Для телефонных диалогов подойдут следующее темы:
- узнать у одноклассника причину отсутствия на уроке;
- пригласить друга на прогулку;
- поздравление с праздником;
- приглашение на день рождения и др.
Позже ситуации для разыгрывания усложняются. Нужно позвонить в соответствующую службу и:
- вызвать скорую помощь больному;
- узнать когда прилетает самолёт;
- послать по телефону телеграмму;
- заказать билеты в цирк.
Далее предлагаются более сложные ситуации, когда:
- мальчик звонит своему другу, а трубку берёт мама друга;
- позвонил знакомым, но ошибся номером.
Диалоги животных и растений.
Например:
Встреча в лукошке(беседуют грибы, ягоды или лекарственные растения).
Осенью на овощной грядке.
Встреча двух муравьёв.
Волк и лиса.
Цветы в букете.
Белка и ёж(подготовка к зиме).
Диалоги неодушевлённых(оживших) предметов.
Однажды в портфеле ученика разговорились тетради по математике и русскому языку (учебники, карандаши).
В ночь под Новый год ожили ёлочные украшения (детские игрушки, столовые приборы).
Однажды ночью школьная парта жаловалась учительскому столу.
Развитие умения понимать жесты, мимику и воспроизводить их.
Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках - те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы.
- Упражнения с использованием иллюстративного материала:рисунки разных выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и др.) или рисунки животных (грустных, веселых, испуганных и т.д.).
Например, упражнения типа «встреча». Два человека выходят к доске, один из них берет рисунок с изображением определенного выражения лица. Другой ученик, ориентируясь по рисунку начинает диалог. Направлений для развертывания сюжета может быть много:
Чему ты удивляешься?
О чем ты задумался?
Почему ты плачешь?
Что тебя рассмешило?
Что тебя огорчило?
Почему ты сердитый?
Такие упражнения, основанные на использовании опорных графических изображений, облегчают поиск ответа, но в то же время требуют четкости его формулировки.
- Упражнения пантомимические сценки.
- сценки, воспроизводящие движения человека (съесть яблоко, мыть посуду, умываться, читать, делать зарядку и др.);
- сценки, воспроизводящие движения животных (зайчик скачет, лиса крадется, пингвин шагает и др.); Игра «Зоопарк» - один ученик воспроизводит движения животного – остальные отгадывают. Игра «Море волнуется» - ребята принимают различные позы, а ведущий отгадывает, что они изображают.
- сценки, отражающие явления природы (падают снежинки).
III. Знакомство учащихся с жестами, которые могут быть приятными для собеседника или обозначать неприятные чувства.
- Эти жесты говорят об открытости собеседников.
- Угрожающий жест.
- Этот жест неприятен для собеседника.
- Вести разговор, держать руки в карманах некультурно.
- Раскрытая ладонь свидетельствует о доброжелательности собеседника.
- Неприятный для собеседника жест.
Разыгрывание пантомимических сценок с использованием мимики и жестов:
-приветствие знакомых;
-встреча друзей;
-девочка рада подарку;
-на приеме у зубного врача;
-продавец и покупатель.
Использование мимики и жестов делает общение более выразительным, эмоциональным.
Речевые разминки учат детей слушать вопросы, отвечать на них, строить собственные вопросы, формируют навыки участия в диалоге, учат школьников разыгрывать небольшие сценки, развивают умение понимать жесты, мимику.
Речевые упражнения создают благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению, то есть способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся первого – второго классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.
В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»
«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...
Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...
ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
На начальном этапе одна из главных задач, стоящих перед учителем: научить детей общению, сотрудничеству, умению слышать и слушать другого и мыслить вместе с ним, то есть содействовать развитию коммуни...
Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.
Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...
Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.
Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....