Дети "группы риска"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Лыткарино Московской области»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Школа №8
_____________ Т.А.Рыжикова
«___»________________201___г.
Программа индивидуальной реабилитации
несовершеннолетнего и его семьи
Классный руководитель:
Жалнина Елена Николаевна
г.Лыткарино, 201___ г.
Раздел I.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- ФИО ученика (цы) ______________________________________________________________
- Класс _______________
- Дата (число, месяц, год) и место рождения__________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Домашний адрес, домашний телефон _____________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Семья ребенка:
Мать__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Отец _________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:
Состав семьи:___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Жилищно-бытовые условия ______________________________________________________
Взаимоотношения в семье ________________________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье _____________________________________
_______________________________________________________________________________
Воспитательный потенциал семьи _________________________________________________
- Группа здоровья ребенка, заболевания: _____________________________________________
- Характер ребёнка _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________ - Качества личности (положительные, отрицательные) _________________________________
_______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Положение ребенка в коллективе__________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- Учебная деятельность:
успеваемость ___________________________________________________________________
уровень знаний _________________________________________________________________
мотивация обучения _____________________________________________________________
посещаемость уроков____________________________________________________________
способности к обучению ___________________________________________________________
познавательный интерес _________________________________________________________
- Трудовая деятельность:
предпочитаемые виды труда ______________________________________________________
участие в трудовых делах ________________________________________________________
- Внеурочная деятельность (участие в жизни класса, школы) ___________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Круг общения:
в школе __________________________________________________________________________
вне школы _______________________________________________________________________
- Дата постановки на внутришкольный учет, причина _________________________________
_________________________________________________________________________________
- Состоял ли ранее на внутришкольном учете (дата снятия с учета) ______________________
_________________________________________________________________________________
- Состоит ли на учёте в КДН (дата постановки, причина) _____________________________ ______________________________________________________________________________
- Состоял ли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) ______________________________________________________________________________
- Разное:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В Совет профилактики
МБОУ Школа №8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О ПОСТАНОВКЕ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ УЧАЩЕГОСЯ
ФИО учащегося ___________________________________________________________________ Дата рождения_____________________________ Класс__________________________________
Сведения о родителях:
Ф.И.О. матери_____________________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________________________
Ф.И.О. отца_______________________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________________________
Ф.И.О. опекуна____________________________________________________________________
Место работы _____________________________________________________________________
Социальный статус семьи (многодетная малоимущая, малоимущая, полная, неполная (одинокая мать или одинокий отец), опекунская) _______________________________________
_________________________________________________________________________________
Адрес места жительства ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Считаю необходимым поставить на внутришкольный учет учащегося _____________________
класса ___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по причине_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сведения о проделанной работе классным руководителем (до постановки на ВШУ):
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель: __________________ Жалнина Е.Н.
«_____»______________________201 ____ г.
Раздел II.
ХАРАКТЕРИСТИКА
1.Общие сведения об учащемся:
Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быт в семье, взаимоотношения членов семьи, отношение к учащемуся в семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые выясняет особенность личности учащегося. Наиболее существенные факты из биографии учащегося.
2. Направленность личности учащегося:
а) общественное лицо школьника, его стремление и идеалы.
б) интересы и склонности учащегося.
в) отношение учащегося к коллективу и самому себе.
г) отношение учащегося к учению и самому себе.
3. Волевые качества учащегося.
Целеустремленность, активность, инициативность. Настойчивость, как относится к встречающимся трудностям, как их преодолевает. Дисциплинированность и степень ее сознательности.
4. Эмоциональная сторона характера:
Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоционального переживания, устойчивость чувств. Какое настроение преобладает: живость или вялость, быстрота или медлительность, темперамент.
5. Особенности умственного развития учащегося.
Как учится, понимает материал, излагаемый на уроках. Проявляет самостоятельность, критичность в суждениях и выводах. Умеет ли правильно выражать свои мысли в устойчивой письменной форме.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
- Какое положение занимает учащийся в коллективе?
(лидер, популярный, приятный, непопулярный, изолированный, отверженный)
- Как относится учащийся к мнению коллектива, требованиям, критическим замечаниям?
(благожелательно, серьёзно, болезненно, равнодушно, враждебно)
- Стиль отношений со сверстниками (спокойно-доброжелательный; агрессивный; неустойчивый; обособленный)
- Пользуется ли авторитетом в коллективе?
(у большинства мальчиков, только у девочек, у небольшой группы, не пользуется
авторитетом)
- Имеет ли друзей? (только в своем классе, вне класса, и в классе и вне класса, сверстников, старше себя, младше себя, ни с кем не дружит)
- В качестве кого участвует в школьных мероприятиях?
(инициатор, организатор, активный участник, пассивный исполнитель, дезорганизатор, не участвует)
- Как выполняет общественные поручения? (с удовольствием, хорошо, удовлетворительно,
плохо, уклоняется от поручений)
- С кем чаще всего бывают конфликты? (с одноклассниками, учащимися других классов, учителями, родителями и родственниками)
Раздел III.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Школа №8
_____________ Т.А.Рыжикова
«___»______________201___г.
АКТ
обследования жилищно – бытовых условий
от «____»________________201___г.
ФИО членов комиссии и должность:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО ребёнка ________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________________________
проживающего по адресу ______________________________________________________________
Класс________________________________________________________________________________
Успеваемость ________________________________________________________________________
Посещение кружков, секций____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Обследованием установлено, что семья состоит из _______ человек.
ФИО членов семьи | Место работы или учёбы | Год рождения | Родственное отношение |
Общая площадь квартиры _________ Санитарное состояние________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Имеется ли необходимая мебель ________________________________________________________
Социальный статус семьи _____________________________________________________________
Взаимоотношения в семье _____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Обеспеченность ребёнка вещами, канцтоварами __________________________________________
Внешний вид ребёнка _________________________________________________________________
В связи с чем производилось обследование _______________________________________________
Во время обследования несовершеннолетний находился ____________________________________
и занимался _________________________________________________________________________
Во время обследования проведена беседа _________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подписи членов комиссии: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Обследование проведено в присутствии: _________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Раздел IV.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей | Мнение учителя |
Предметы, изучаемые с Удовольствием | |||
Предметы, вызывающие Трудности | |||
Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно |
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ
Параметры | Мнение ученика | Мнение родителей |
Полностью самостоятелен | ||
Оказывается эпизодическая помощь (указать какая, по каким предметам) | ||
Оказывается постоянная помощь в виде… |
Примечания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Содержание наблюдений | Не наблюдается | Иногда | Часто |
1 | Учебная деятельность:
| |||
2 | Взаимоотношения со сверстниками. Положение в классе:
Отношение к другим детям:
| |||
3 | Взаимоотношения со взрослыми. С учителями:
С родителями:
| |||
4 | Проведение свободного времени:
|
КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ
5 | Отношения к труду, профессиональная ориентация. Выбор профессии (для старшеклассников):
Отношение к труду:
| |||
6 | Поведение и поступки. В школе:
В семье:
Противоправные поступки:
|
Раздел V.
Индивидуальный план сопровождения
УЧЕНИК ________________________________________ Куратор ____________________________________
Сроки КОРРЕКЦИИ с «____» ________________201___ г. по «____» _______________201___ г.
Причина_________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Мероприятие | Учащийся, родители учащегося | Ответственный | Срок выполнения | Отметка о выполнении, результат |
Вывод о поведенческой симптоматике ученика_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подписи ответственных лиц за выполнение плана:
Представитель семьи: __________________________ ___________________________Ф.И.О. «____» ______________20 __г. | Координатор: __________________________ ___________________________Ф.И.О. «____» ______________20__г. | Куратор: __________________________ ____________________________Ф.И.О. «____» ______________20__г. |
Заключение о результатах коррекционной работы (причины ее не эффективности) __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В Совет профилактики
МБОУ Школа №8
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О СНЯТИИ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА УЧАЩЕГОСЯ
ФИО учащегося _____________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________ Класс____________________________________
Поставлен (а) на внутришкольный учет с ________________________________________________
на основании _______________________________________________________________________
по причине__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В ходе проведения индивидуальной профилактической работы______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
считаю необходимым снять с внутришкольного учета учащегося ______________________класса ____________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по причине__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Классный руководитель: __________________ Жалнина Е.Н.
«_____»______________ 201___ г.
Основные требования к поощрению / наказанию обучающихся в рамках осуществления их социально-педагогической реабилитации.
Наказание | Поощрение |
1.Не должно унижать человеческое достоинство воспитанника (табу на оскорбления, физическое наказание, уничижительное обращение).[способствует развитию самоконтроля, чувства собственного достоинства, дает шанс и надежду на исправление, не формирует образ «врага» в лице воспитателя] | 1.Всеобщность выражения [даёт быстрее изменять/реабилитировать личность ребенка в целом, а не конкретные его проявления, формируя позитивный образ «Я»] |
2. Нельзя наказывать трудом или учебой. [отбивает охоту учиться и трудиться, ассоциируясь с негативным подкреплением] | 2. Соразмерность заслуге [формирует чувство адекватности и справедливости] |
3.Неотвратимость [вырабатывает каузальную зависимость поведения от полученного опыта] | 3.Накопительный характер (жетонная система)[ стимулирует позитивные изменения поведения, привносит элемент игры и соревнования в детский коллектив] |
4. Конкретность [даёт осознать конкретные промахи и ошибки, не перенося негативную оценку на всю личность ребенка] | 4. Предметное выражение (жетонная система, подарки, и т.п.)[формирует чувство достижения успеха, эмоциональный подъем, переживание заслуги] |
5. Понимание и принятие. [формирует рефлексию и самосознание ребенка, способствует саморегуляции и морально- нравственному развитию] | 5. Следует через маленький промежуток времени после заслуги, но не сразу [даёт достигнуть более стойкий эффект, может быть оговорено с ребенком] |
6. Соразмерность проступку [формирует чувство адекватности и справедливости] | 6.Обязательность исполнения. [дает чувство уверенности в выбранном поведении как позитивном и нужном самому ребенку] |
Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Прислушайтесь к советам своих детей!
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
Это позволит мне определить свое место в жизни. - Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это подорвет мою веру в вас.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня по мелочам. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: "Вот я в твоем возрасте..."Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
9. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я буду бояться что-то делать самостоятельно.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время. Поговорите со мной об этом позже, когда пройдет эмоциональный всплеск.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
- Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подрывают мою веру в это.
- Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
- Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
- Я чувствую, когда вам тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне - я буду доверять вам.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, как мы его проводим, а не сколько.
- Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает период большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- Не ждите, что я буду таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой.
- Не вымещайте на мне свои обиды.
- Не относитесь к моим проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у меня нет опыта.
- Не унижайте! Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.
Схема проведения беседы социального педагога с трудным подростком
- Учеба–любимые предметы, причины неуспеха, отношение с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
- Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и адекватно оценивать свои возможности.
- Отношение со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый» и т. п.) причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселения и т.п.
- Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены и т. д.).
- Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимается его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и в чем причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношения к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
Полезно услышать также о чертах характера родителей.
- Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивка, знакомство с различными дурманящими средствами, побег из дома, был ли задержан или поставлен на учет полицией (когда и за что).
- Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дети риска» Альтернативные подходы к взаимодействию с классом
В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со сто...
Профилактическая работа с детьми "группы риска"
Опыт к профилактической работе с несовершеннолетними «группы риска».Я и мир вокруг меня.Г. Чусовой Пермский крайМОУ «ООШ №13»Заместитель директора по ВРШаповалова Л.А....
доклад "Работа с "группой риска"
Доклад на родительское собрание "Работа с "группой риска".В нем даны методические рекомендации как работать с детьми девиантного поведения....
Информационные технологии в образовательном процессе и риски
Статья "Информационные технологии в образовательном процессе и риски" о использовании информационных технологий в образовательном процессе, о плюсах и минусах новой технологии. В ней содержатся ...
Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»
В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....
ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ЕЁ ПОЯВЛЕНИЯ
Каждый педагог начальных классов сталкивался с проблемой обеспечения благополучной школьной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог умеет решать проблемы адаптационного перио...
Работа с учащимися гр. "Риска"
Работа с учащимися гр. "Риска" требует неформалтного подхода, тогда эффективность её будет большой....