Программа кружка «Цветик-семицветик»
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа кружка «Цветик-семицветик» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetik-semitsvetik.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК
Пояснительная записка
Программа кружка «Цветик-семицветик» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе примерной программы художественно – эстетической направленности.
Программа предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного искусства и художественного труда. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях через красоту, гармонию, духовный мир человека, художественное и изобразительное творчество.
Цель программы: гармоничное развитие учащихся художественно – изобразительными средствами через творческую деятельность.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- привитие интереса к искусству и художественному труду, развитие познавательной активности детей;
- воспитание эстетических представлений и трудолюбия, уважительного отношения к труду;
- совершенствование трудовых умений и навыков.
Общая характеристика
Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия художественной деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Наряду с задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков данная программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), литературное чтение (знание произведений и литературных героев), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. Исходя из этого, программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделена образовательная часть: первоначальные сведения о художественном труде, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве; воспитывающая часть: понимание значения художественного творчества, бережное отношение к произведениям искусства; практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.
Формы занятий: теоретические и практические занятия, экскурсии, участие в конкурсах.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения. Результаты коллективного труда детей находят применение в оформлении кабинетов, школьных праздников, школьных альбомов. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, открытки. Предполагаются как коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в конкурсах.
Для качественного развития творческой деятельности учеников программой предусмотрено:
- предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, выборе тем, выборе способов работы;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми детьми;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила выполнения совмещаются с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются в практической работе. Применяются такие методы, как беседа, объяснение, игра, практическая работа, наблюдение, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. На занятиях применяется методика «мастер-класс». Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения.
Ценностные ориентиры
Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Место кружка в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ Глинковская СОШ занятия кружка «Цветик-семицветик» во 2 классе проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).
Содержание программы ( 34часа)
Работа с природными материалами (4 часа)
Природа и природный материал - вводное занятие. Способы заготовки природного материала и правила хранения. Виды природного материала и свойства. Материалы и приспособления, применяемые при работе
с природным материалом. Техника безопасности при работе с природным материалом и правила организации рабочего места.
Практические работы: сбор материала и высушивание под прессом, игрушки из природного материала, изготовление игрушек по замыслу детей, коллективный коллаж из засушенных листьев и цветов.
Рисование различными художественными материалами (7 часов)
Вводное занятие. Материалы и инструменты при работе с различными художественными материалами. Показ готовых работ, выполненных различными художественными материалами. Приемы работы с карандашами, фломастерами, восковыми мелками, акварелью, гуашью, пластилином. Порядок на рабочем месте
Практические работы: выполнение рисунков различными художественными материалами (карандашами, фломастерами, карандашной пылью, гуашью, акварельными брызгами, пластилином
и воском).
Работа с пластичными материалами (8 часов)
Историческая справка о пластичных материалах. Пластилин, глина, солёное тесто в руках умелого человека. Виды, свойства и применение пластичных материалов. Инструменты при работе с пластичными материалами. Разнообразие техник работ с пластичными материалами.
Практические работы: плоскостное изображение пластилином(фантазирование), игрушки в технике пластилинография, выпуклая аппликация из пластилина, декоративные фигурки из солёного теста.
Работа с бумагой (8часов)
Историческая справка о происхождении бумаги. Виды бумаги и картона, их свойства и применение. Приемы работы с бумагой и картоном (разметка, складывание, резание, склеивание, скручивание и т.д.). Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник при работе с бумагой. Композиционное построение сюжета. Условные обозначения. Инструменты для разметки и обработки изделий (линейка, карандаш, угольник, ножницы, кисти и т.д. ). Инструктаж по технике безопасности. Анализ готовых изделий.
Практические работы: простые конструкции оригами (лягушка, сова, рыбки), поделки на основе использования мятой бумаги, моделирование из полос различных животных, декоративное панно «Корзина с цветами», обрывная аппликация.
Работа с разными материалами (7 часов)
Начальных технологические знания о упаковочных материалах (сосуды, коробки, баночки из пластика; упаковки для пищевых продуктов, соков, спичечные коробки) и их свойствах, приемы обработки, возможности использования в конструировании. Папье-маше. Приемы выполнения. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Инструменты и приспособления для обработки разных материалов. Декор цветной бумагой, фольгой, нитками. Демонстрация изделий. Комбинирование приемов. Техника безопасности. Организация рабочего места.
Практические работы: мебель из коробков, игрушки из ватных комочков, декоративная тарелка из папье-маше (сувенир).
Выставка работ учащихся за год работы.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате занятий на кружке учащиеся должны будут знать и уметь:
- уметь заготавливать, сушить и хранить природный материал;
- знать виды и свойства различных материалов, используемых в работе;
- знать приемы работы с карандашами, фломастерами, восковыми мелками, акварелью, гуашью, пластилином.
- понимать, что такое воздушная перспектива, освещённость, пространство, дальний план, сюжет;
- уметь вырезать, накладывать различные формы и закреплять их на другом материале, принятым за фон;
- уметь лепить плоскостные и объемные фигуры разными способами из куска пластичной массы;
- знать и владеть приемами выполнения мозаики различными материалами;
- знать правила подготовки материалов для работы, правила техники безопасности работы на занятиях кружка;
- уметь передавать на бумаге форму и объём предметов, настроение в работе;
Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к видам различного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Главным результатом реализации программы кружка является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта и приобретение навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.
Критерии оценивания работа учащихся:
- аккуратность;
- четкость выполнения изделия;
- самостоятельность выполнения;
- наличие творческого элемента.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности второклассников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел | Название темы | К-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | Материалы |
1 | Работа с природным материалом | Природа и природный материал. | 1 | Осваивать способы заготовки природного материала и правила хранения. Сопоставлять природные материалы - их виды и свойства. Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Знать технику безопасности, правильно организовать рабочее место. | Сбор различно-го природного материала. | |
2 | Игрушки из природного материала. Олень, ослик. | 1 | Планировать и осуществлять работу с использованием природного материала. Соединять части в единое целое, организовать рабочее место. Анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек. | Пластилин, картон, шишки, жёлуди, веточки, семена. | ||
3 | Изготовление игрушек по замыслу детей. | 1 | Подбирать тему для работы, Выполнять работу по замыслу. Уметь фантазировать при оформлении своих работ. Знать т/б. | Шишки, жёлуди, листья, веточки, семена и др. | ||
4 | Коллективный коллаж из засушенных листьев и цветов. | 1 | Знать способы составления композиции. Выполнять работу в соответствии с задуманным планом. Анализировать изделие. | Сухие листья, засушенные цветы. | ||
5 | Рисование различными художественными материалами. | Рисуем карандашами. | 1 | Приемы работы с карандашами. Практическая работа: выполнение рисунков карандашом. Работа в парах. | Простые и цветные карандаши. | |
6 | Рисуем фломастерами. | 1 | Приемы работы с фломастерами. Практическая работа: выполнение рисунков фломастерами. Анализировать последовательность действий в работе. | Фломастеры. | ||
7 | Рисуем карандашной пылью. | 1 | Приемы работы с карандашами. Практическая работа: выполнение рисунков карандашной пылью. Работа в группах | Цветные каран-даши. | ||
8 | Рисуем гуашью. | 1 | Приемы работы с гуашью. Практическая работа: выполнение рисунков гуашью. Печатание пальцами и ладонями. | Гуашь. | ||
9 | Рисуем брызгами. | 1 | Приемы работы с акварелью. Практическая работа: выполнение рисунков акварельными брызгами через трафарет. | Акварельные краски, гуашь, зубная щетка. | ||
10 | Рисуем пластилином | 1 | Приемы работы с пластилином. Практическая работа: выполнение пластилиновых рисунков. | Картон, пластилин. | ||
11 | Рисуем воском | 1 | Приемы работы с воском (свечи). Практическая работа: выполнение восковых рисунков. | Восковые мелки, кусочки свечек, Бумага/картон | ||
12 | Работа с пластичными материалами. | Пластилин, глина, солёное тесто в руках умелого человека. | 1 | Осваивать приёмы работы с пластилином, глиной, солёным тестом. Исследовать свойства пластичных материалов. | Пластичные материалы. | |
13 | Плоскостное изображение пластилином. | 1 | Составлять композиции на заданную тему. Уметь фантазировать при оформлении своих работ. Правильная организация рабочего места. | Пластилин, стек, картон. | ||
14 15 | Оформление игрушки в технике пластилинография. | 2 | Сравнивать геометричес-е тела (шар, цилиндр…). Уметь пользоваться инструментами для лепки. Уметь придавать форму. Практическая работа «Матрешка». | Пластилин, стек. | ||
16 17 | Выпуклая аппликация из пластилина. | 2 | Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, скручивание, вдавливание. Оп-ределять последовательность работы. Групповая работа. | Пластилин, стек. | ||
18 19 | Декоративные фигурки из солёного теста. | 2 | Знать и применять материалы, инструменты и принадлежности для работы с тестом. Определять и использовать приемы лепки. Способы оформления готового изделия. Организация рабочего места. | Солёное тесто, краски. | ||
20 21 | Работа с бумагой | Простые конструк-ции оригами (лягушка, сова, рыбки…) | 2 | Свойства бумаги. Бумага и ее подбор для работы, условные обозначения, дополнительные знаки. Сюжетная композиция из деталей оригами. | Белая и цветная бумага. | |
22 23 | Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Вол-шебные комочки». | 2 | Подбирать подарки к праздникам. Новые способы работы с бумагой. Уметь пользоваться инструментами и правильно организовать рабочее место. | Мягкая бумага, краски, клей. | ||
24 | Моделирование из полос различных животных. | 1 | Определять виды бумаги и картона. Приемы работы с бумагой и картоном. Уметь организовать рабочее место. Знать правила Техника безопасности. | Цветная бумага, клей. | ||
25 | Декоративное панно «Корзина с цветами» | 1 | Применять правила работы с бумагой и картоном. Уметь готовить материал для работы, пользоваться карандашом и линейкой. Составление коллективной композиции. | Картон, различная бумага, клей | ||
26 27 | Обрывная аппликация. | 2 | Приёмы работы с бумагой. Учиться работать по предложенному плану. Групповая работа. Анализ изделия. | Картон, бумага различная, клей. | ||
28 29 | Работа с разными материалами | Мебель из коробков. | 1 | Проявление фантазии. Строить мебель из коробок. Оформлять готовое изделие. Аккуратно работать с инструментами. Соблюдать технику безопасности | Спичечные коробки, цветная бумага, клей, линейка, карандаш. | |
30 31 | Игрушки из ватных комочков. | 2 | Работа с ватой. Развивать фантазию. Уметь образно мыслить. Анализировать полученное изделие. | Вата, картон, бумага, картон, клей, краски. | ||
32 33 | Декоративная тарелка из папье-маше. | Способы формовки изделий из папье-маше. Составление композиции на заданную тему. Организация рабочего места. | Бумага, вода, тарелочка, клей. | |||
34 | Выставка работ учащихся за год работы. | 1 | Выставка лучших работ учащихся за год. |
Список литературы:
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова.
2. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова.
3. Лыкова И.А. журнал «Мастерилка» 2008г. «Тестопластика»
4. Кирьянова О.Н.» Бумажные фантазии».М.:Профиздат 2006г.
3. Сарафанова Н.А. «Подарки к праздникам» .М.: Мир книги,2005г.
4. Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. Просвещение, 1981
5. Ашуров Р. Эстетическое воспитание учащихся на занятиях труда в учебных мастерских: Автореф. 1985.
6. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя Б.М.Неменский, Просвещение, 1991.,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик".
Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик". Расчитана на уч-ся 2-6 классов. 2 часа в недели, 68 часов в год....
Цветик-семицветик. Концертная программа ко Дню8 марта
Праздничная программа для мам в 4 классе. Сопровождение - презентация с музыкой....
Программа клуба "Цветик - семицветик"
Программа клуба « Цветик - семицветик » 4 класс Составила: Малютина Ирина Александровна учитель начальн...
Сценарий праздничной развлекательной программы ко дню 8 Марта «Сюрпризы волшебного цветика-семицветика»
Сценарий праздника,расчитанный на большую аудиторию....
Конкурсно-развлекательная программа "Цветик-семицветик"
Программа может быть использована ко дню Матери или к 8 марта. Не требует большой предварительной подготовки....
Занятие в кружке «Цветик - семицветик». Тема: «Я рисую море…»
В ходе данного занятия происходит обучение рисованию акварельными красками в технике "по мокрому листу"...
Программа «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)
laquo;Цветик-семицветик» - программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей (Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова)[[{"type":"media","view_mode":"media_la...