Программа клуба "Цветик - семицветик"
рабочая программа (4 класс) по теме

Малютина Ирина Александровна

<?xml:namespace prefix = o /??> 

 

 

Программа клуба

 

«  Цветик - семицветик »

 

 

4 класс 

 

 

 

 Составила: Малютина Ирина Александровна

учитель начальных классов.

 

 

 

 

  

 

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Калининской Краснодарского края.

                                                                         

                                                                                         2012 год 

 

 

 

Пояснительная  записка.

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в играх.

     Актуальность  работы кружка : необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

    Цели программы :  создание условий для формирования интеллектуальной активности.

    Задачи программы : 

l  способствовать расширению кругозора

l  развивать мотивацию к познанию и творчеству

l  формировать  мышление, речь учащихся

l  обучать  младших школьников работе с различными источниками информации

l  развивать коммуникативную  компетентность.

   Отличительные особенности программы :

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие мышления младших школьников.

     В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

   Участники образовательной программы :    учащиеся 4класса.

   Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

   Программа рассчитана на  33  занятия, по 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в  неделю.

 Основные виды деятельности :

l  решение заданий по разным отраслям знаний;

l  работа с различными источниками информации;

l  решение ребусов, головоломок.

Предполагаемые результаты : 

-  повышение уровня развития  творческих способностей учащихся;

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

-   развитие коммуникативной компетентности детей. 

   Формы проверки результативности занятий :

l  участие в  играх.

Межпредметными результатами изучения курса «Цветик – семицветик » являются формирование следующих  учебных действий.

Познавательные

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие и умение их объяснять.

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 

 

Календарно – тематическое планирование занятий

клуба  « Цветик – семицветик »

 

План

Факт

№ занятия

Тема  занятия

Содержание  занятия

 

 

1-2

Пальчиковая гимнастика

Инсценирование руками стихов по образцу учителя «Моя семья, В лес по грибы, Апельсин, Дружба, Сидит белка на тележке, Зайцы, Лодка, Рыбки, Дом и ворота».

 

 

3-4

Волшебная цепочка

Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова.

 

 

5-6

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

 Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей.

 

 

7-8

Рисование, раскрашивание.

Рисование различными материалами:       -  карандашами, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, пальцами      (раскрашивание сюжетных картинок и  рисунков).

 

 

 

9-10

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

Обучение составлению новых слов с изученными буквами

 

 

11-12

Предметы и их признаки

Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор.

 

 

13-14

Карусель загадок. Задачки в стихах.

Отгадывание загадок.

 

 

15-16

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

 Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности.

 

 

17-18

Ты и твоя семья.

Знакомство с  нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

 

 

19-20

Пальчиковый игротренинг.

Составление фигур из палочек сложных форм.

 

 

21-22

 Игры «Кто смекалистее?»

Занимательные игровые упражнения

 

 

23-24

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

 

 

25-26

Математические ребусы, шарады.

Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление

 

 

27-28

Скороговорки, поговорки, чистоговорки. 

Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки.

 

 

29-30

Наши питомцы

Взаимоотношения между человеком и братьями нашими меньшими.

 

 

31-32

Магия чисел

Обучение поиску закономерностей и восстановлению мыслительных связей

 

 

33

Конкурс « Почемучки»

Итоговое занятие.

 

 Приёмы и методы организации  учебно-воспитательного процесса:   

     Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению  активности, стимулирующей познавательную активность.

     Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

     По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:  игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- читателей, почемучкины игры.

      Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

   

                                                               Литература:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953
  8. Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
  9. Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
  10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  11. Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  12. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  13. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  14. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  15. «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
  16. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  17. И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  18. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_cvetik-semicvetik.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа клуба

«  Цветик - семицветик »

 

 

4 класс 

 

 Составила: Малютина Ирина Александровна

учитель начальных классов.

 

   

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа-интернат VIII вида

станицы Калининской Краснодарского края.

                                                                          2012 год 

Пояснительная  записка.

  Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных  и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в играх.

     Актуальность  работы кружка : необходимость развития способностей детей  с учётом их индивидуальных  психологических особенностей и склонностей.

    Цели программы :  создание условий для формирования интеллектуальной активности.

    Задачи программы :  

  способствовать расширению кругозора

  развивать мотивацию к познанию и творчеству

  формировать  мышление, речь учащихся

  обучать  младших школьников работе с различными источниками информации

  развивать коммуникативную  компетентность.

   Отличительные особенности программы :

      В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие мышления младших школьников.

     В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.

   Участники образовательной программы :    учащиеся 4класса.

   Сроки реализации образовательной программы:  один учебный год.

   Программа рассчитана на  33  занятия, по 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в  неделю.

 Основные виды деятельности :

  решение заданий по разным отраслям знаний;

  работа с различными источниками информации;

  решение ребусов, головоломок.

Предполагаемые результаты : 

-  повышение уровня развития  творческих способностей учащихся;

-  формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;

-   развитие коммуникативной компетентности детей.  

   Формы проверки результативности занятий : 

  участие в  играх.

Межпредметными результатами изучения курса «Цветик – семицветик » являются формирование следующих  учебных действий.

Познавательные

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
  2. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  3. Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в  специальной литературе
  4. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие и умение их объяснять.

Коммуникативные:

  1. Слушать и понимать речь других.
  2. Вступать в беседу.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Календарно – тематическое планирование занятий

клуба  « Цветик – семицветик »

План

Факт

№ занятия

Тема  занятия

Содержание  занятия

 

 

1-2

Пальчиковая гимнастика

Инсценирование руками стихов по образцу учителя «Моя семья, В лес по грибы, Апельсин, Дружба, Сидит белка на тележке, Зайцы, Лодка, Рыбки, Дом и ворота».

 

 

3-4

Волшебная цепочка

Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова.

 

 

5-6

Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)

 Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей.

 

 

7-8

Рисование, раскрашивание.

Рисование различными материалами:       -  карандашами, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, пальцами      (раскрашивание сюжетных картинок и  рисунков).

 

 

9-10

Составь слово. Игра «Слоговое лото»

Обучение составлению новых слов с изученными буквами

 

 

11-12

Предметы и их признаки

Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор.

 

 

13-14

Карусель загадок. Задачки в стихах.

Отгадывание загадок.

 

 

15-16

Секреты  слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?»

 Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности.

 

 

17-18

Ты и твоя семья.

Знакомство с  нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.

 

 

19-20

Пальчиковый игротренинг.

Составление фигур из палочек сложных форм.

 

 

21-22

 Игры «Кто смекалистее?»

Занимательные игровые упражнения

 

 

23-24

История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков

Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.

 

 

25-26

Математические ребусы, шарады.

Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление

 

 

27-28

Скороговорки, поговорки, чистоговорки.  

Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки.

 

 

29-30

Наши питомцы

Взаимоотношения между человеком и братьями нашими меньшими.

 

 

31-32

Магия чисел

Обучение поиску закономерностей и восстановлению мыслительных связей

 

 

33

Конкурс « Почемучки»

Итоговое занятие.

 

 Приёмы и методы организации  учебно-воспитательного процесса:   

     Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению  активности, стимулирующей познавательную активность.

     Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.

     По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр:  игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- читателей, почемучкины игры.

      Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.

   

                                                               Литература:

  1. Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
  2. Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
  3. М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
  4. Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
  5. В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
  6. В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
  7. В.Волина « Праздник числа» М, 19953
  8. Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
  9. Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
  10. Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  11. Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
  12. Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
  13. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
  14. Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
  15. «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
  16. «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
  17. И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
  18. Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик".

Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик". Расчитана на уч-ся 2-6 классов. 2 часа в недели, 68 часов  в год....

Конкурсно-развлекательная программа "Цветик-семицветик"

Программа может быть использована ко дню Матери или к 8 марта. Не требует большой предварительной подготовки....

Конкурсно-игровая программа "Цветик-семицветик"

Конкурсы и игры данной программы позволяют разнообразить досуг детей, способствовать развитию чувства прекрасного,  формированию эстетического отношения к окружающему миру,  различать предме...

Игровая программа "Цветик-семицветик"

Веселая игровая программа для учеников 1 класса и их родителей включает интеллектуальные, спортивные и развлекательные задания....

Игровая программа" Цветик-семицветик"

Конспект игровой программы может быть полезен  воспитателям ДОУ, ГПД и учителям начальных классов при проведении внеклассного мероприятия в школе и детском саду....

Программа курса "Семицветики"

Программа курса внеурочных занятий "Семицветики" для 1-4 классов...