Программа клуба "Цветик - семицветик"
рабочая программа (4 класс) по теме
<?xml:namespace prefix = o /??>
Программа клуба
« Цветик - семицветик »
4 класс
Составила: Малютина Ирина Александровна
учитель начальных классов.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Калининской Краснодарского края.
2012 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы :
l способствовать расширению кругозора
l развивать мотивацию к познанию и творчеству
l формировать мышление, речь учащихся
l обучать младших школьников работе с различными источниками информации
l развивать коммуникативную компетентность.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 4класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия, по 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности :
l решение заданий по разным отраслям знаний;
l работа с различными источниками информации;
l решение ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития творческих способностей учащихся;
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий :
l участие в играх.
Межпредметными результатами изучения курса «Цветик – семицветик » являются формирование следующих учебных действий.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие и умение их объяснять.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Календарно – тематическое планирование занятий
клуба « Цветик – семицветик »
План |
Факт |
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
|
|
1-2 |
Пальчиковая гимнастика |
Инсценирование руками стихов по образцу учителя «Моя семья, В лес по грибы, Апельсин, Дружба, Сидит белка на тележке, Зайцы, Лодка, Рыбки, Дом и ворота». |
|
|
3-4 |
Волшебная цепочка |
Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова. |
|
|
5-6 |
Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) |
Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей. |
|
|
7-8 |
Рисование, раскрашивание. |
Рисование различными материалами: - карандашами, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, пальцами (раскрашивание сюжетных картинок и рисунков).
|
|
|
9-10 |
Составь слово. Игра «Слоговое лото» |
Обучение составлению новых слов с изученными буквами |
|
|
11-12 |
Предметы и их признаки |
Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор. |
|
|
13-14 |
Карусель загадок. Задачки в стихах. |
Отгадывание загадок. |
|
|
15-16 |
Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» |
Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
|
|
17-18 |
Ты и твоя семья. |
Знакомство с нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. |
|
|
19-20 |
Пальчиковый игротренинг. |
Составление фигур из палочек сложных форм. |
|
|
21-22 |
Игры «Кто смекалистее?» |
Занимательные игровые упражнения |
|
|
23-24 |
История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков |
Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. |
|
|
25-26 |
Математические ребусы, шарады. |
Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление |
|
|
27-28 |
Скороговорки, поговорки, чистоговорки. |
Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки. |
|
|
29-30 |
Наши питомцы |
Взаимоотношения между человеком и братьями нашими меньшими. |
|
|
31-32 |
Магия чисел |
Обучение поиску закономерностей и восстановлению мыслительных связей |
|
|
33 |
Конкурс « Почемучки» |
Итоговое занятие. |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- читателей, почемучкины игры.
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
- Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_cvetik-semicvetik.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа клуба
« Цветик - семицветик »
4 класс
Составила: Малютина Ирина Александровна
учитель начальных классов.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
станицы Калининской Краснодарского края.
2012 год
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы :
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать мышление, речь учащихся
обучать младших школьников работе с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность.
Отличительные особенности программы :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 4класса.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия, по 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности :
решение заданий по разным отраслям знаний;
работа с различными источниками информации;
решение ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития творческих способностей учащихся;
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий :
участие в играх.
Межпредметными результатами изучения курса «Цветик – семицветик » являются формирование следующих учебных действий.
Познавательные
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие и умение их объяснять.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Календарно – тематическое планирование занятий
клуба « Цветик – семицветик »
План | Факт | № занятия | Тема занятия | Содержание занятия |
|
| 1-2 | Пальчиковая гимнастика | Инсценирование руками стихов по образцу учителя «Моя семья, В лес по грибы, Апельсин, Дружба, Сидит белка на тележке, Зайцы, Лодка, Рыбки, Дом и ворота». |
|
| 3-4 | Волшебная цепочка | Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова. |
|
| 5-6 | Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев) | Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей. |
|
| 7-8 | Рисование, раскрашивание. | Рисование различными материалами: - карандашами, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, пальцами (раскрашивание сюжетных картинок и рисунков). |
|
| 9-10 | Составь слово. Игра «Слоговое лото» | Обучение составлению новых слов с изученными буквами |
|
| 11-12 | Предметы и их признаки | Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор. |
|
| 13-14 | Карусель загадок. Задачки в стихах. | Отгадывание загадок. |
|
| 15-16 | Секреты слова. Игра «Занимательные модели», «Кто внимательный?» | Обучение составлению слов по моделям. Развитие мышления, сообразительности. |
|
| 17-18 | Ты и твоя семья. | Знакомство с нравственным поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми. Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. |
|
| 19-20 | Пальчиковый игротренинг. | Составление фигур из палочек сложных форм. |
|
| 21-22 | Игры «Кто смекалистее?» | Занимательные игровые упражнения |
|
| 23-24 | История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков | Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей, воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям. |
|
| 25-26 | Математические ребусы, шарады. | Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие способности и логическое мышление |
|
| 27-28 | Скороговорки, поговорки, чистоговорки. | Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки. |
|
| 29-30 | Наши питомцы | Взаимоотношения между человеком и братьями нашими меньшими. |
|
| 31-32 | Магия чисел | Обучение поиску закономерностей и восстановлению мыслительных связей |
|
| 33 | Конкурс « Почемучки» | Итоговое занятие. |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного характера.
По содержанию и, методике и технологии можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- читателей, почемучкины игры.
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое, расширять свой кругозор.
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Н. Толоконников «Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
- Л.Шипицына «Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик".
Программа кружка по цветоводству " Цветик- семицветик". Расчитана на уч-ся 2-6 классов. 2 часа в недели, 68 часов в год....
Конкурсно-развлекательная программа "Цветик-семицветик"
Программа может быть использована ко дню Матери или к 8 марта. Не требует большой предварительной подготовки....
Рабочая программа кружка Семицветик
кружок "Семицветик"...
Конкурсно-игровая программа "Цветик-семицветик"
Конкурсы и игры данной программы позволяют разнообразить досуг детей, способствовать развитию чувства прекрасного, формированию эстетического отношения к окружающему миру, различать предме...
Игровая программа "Цветик-семицветик"
Веселая игровая программа для учеников 1 класса и их родителей включает интеллектуальные, спортивные и развлекательные задания....
Игровая программа" Цветик-семицветик"
Конспект игровой программы может быть полезен воспитателям ДОУ, ГПД и учителям начальных классов при проведении внеклассного мероприятия в школе и детском саду....
Программа курса "Семицветики"
Программа курса внеурочных занятий "Семицветики" для 1-4 классов...