Рабочая программа внеурочной деятельности "Информационный мир", 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему
Разработана с учетом рабочей программы “Первые шаги в мире информатики” Тур С. Н., Бокучава. Рабочая программа рассчитана на 39 часов. Составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_mir_1_klass_2015.docx | 54.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы "Школа № 924"
ПРИНЯТО Педагогическим советом школы протокол от «31» августа 2015г. № 1 | СОГЛАСОВАНО Управляющим советом школы протокол от «05» сентября 2015г. № 9 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________О.Г.Бордовская Приказ от «01» сентября 2015г. № 22 |
Рабочая программа
курса дополнительного образования
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ МИР»
Составитель: Майорова Анастасия Юрьевна учитель начальных классов, 1 квалификационная категория; |
Москва 2015 г.
I. Пояснительная записка.
Статус документа: рабочая программа факультативного курса «Информационный мир» для разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012); с учетом рабочей программы “Первые шаги в мире информатики” Тур С. Н., Бокучава Т. П-Санкт – Петербург. “БХВ-Петербург”, 2005.
Актуальность программы.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Факультативный курс вносит значительный вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков. Более того, на факультативном курсе целенаправленно формируются умения и навык работы с информацией.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Информационный мир» рассчитана на детей младшего школьного возраста, для учащихся 1-2 классов.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают разнообразные дидактические игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи.
Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).
Задачи программы:
- Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный поиск).
- Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.
- Дать учащимся представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
- Формирование первоначального представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.
- Научить учащихся работать с программами OpenOffice, Iphoto, Imovie, Photo Booth.
- Научить учащихся работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.
- Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.
- Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности
- Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.
- Приобщить к проектно-творческой деятельности.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам.
III. Место курса в учебном плане
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Один од обучения рассчитан на 39 часов. Срок освоения программы – 2 года.
Объем курса – 78 часов.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры учебного предмета связаны:
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;
- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к окружающим.
V. Планируемые результаты обучения
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности;
- основные устройства ПК их назначение (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
- правила работы за компьютером;
- виды информации и действия с ней;
- назначение, работу и возможности программы OpenOffice, Iphoto, Imovie, Photo Booth.;
- основы Интернет;
- работу электронной почты;
- назначение и возможности при работе в интегрированной графической среде ПервоЛого;
- этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
- включить, выключить компьютер;
- работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы)
- свободно набирать информацию на русском регистре;
- запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу.
- работать с программами OpenOffice, IРhoto, IМovie, Photo Booth;
- работать с электронной почтой;
- создавать презентацию, используя все возможности OpenOffice;
- уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной
мультимедийной среде ПервоЛого;
- составлять и защищать творческие мини-проекты.
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки;
- организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
- готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков | |
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. |
Умение выбрать основание для сравнения объектов | |
сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов | |
проводит классификацию по заданным критериям | осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения | |
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях | строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий | |
устанавливать последовательность событий | устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий | |
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов | определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение использовать знаково-символические средства | |
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач |
Умение кодировать и декодировать информацию | |
кодировать и декодировать предложенную информацию | кодировать и декодировать свою информацию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде | |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). | понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде. |
Регулятивные универсальные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи | |
Принимать и сохранять учебные цели и задачи | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия | |
осуществлять контроль при наличии эталона | Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умение планировать свои действия | |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умение оценивать свои действия | |
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки | самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Коммуникативные универсальные действия
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор | |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора | строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы | |
формулировать вопросы | формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мир информатики»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
VI. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
- Отбор и адаптация к начальной школе материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе и междисциплинарной интеграцией;
- Формирование логического и алгоритмического мышления в оптимальном возрасте, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
- Индивидуально-личностный подход к обучению школьников;
- Овладение поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;
- Соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы за компьютером.
Содержание
1. Правила работы с компьютером (1 час)
Вводный урок. Техника безопасности правила поведения при работе с компьютером. Роль компьютера в жизни человека.
2.Компьютер. Основные устройства (4 часа)
Знакомство с компьютером. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Включение и выключение компьютера. Основные устройства компьютера, их взаимодействие. Функции и управление компьютерной мышью. Устройство ввода информации. Указатель мыши (курсор). Значение кнопок мыши. Пиктограммы. Щелчок и двойной щелчок мыши. Перетаскивание объектов мышью.
Элементы операционной системы. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Понятие информации. Источники информации: рисунок, песня, текст, видео, ощущения. Виды информации: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусовая.
3. Наша помощница-клавиатура (6 часов)
Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Правила набора текста. Набор заглавных букв. Значение клавиши SHIFT. Основные функциональные клавиши.
Освоение клавиатурного тренажера. Получение, хранение, передача и обработка информации. Элементы логики. Результат получения информации. Суждение истинное и ложное. Обработка информации различными способами
4. Знакомство с текстовым редактором OpenOffice (9 часов)
Понятие текстовый редактор. Назначение программы. Структура окна.
Работа с текстом. Набор текста и редактирование. Копирование, удаление, перемещение текста. Исправление ошибок. Создание и редактирование таблиц. Выравнивание текста. Добавление рисунка.
5. Учебно-методический портал nachalka.seminfo (2 часа)
Что такое браузер? Создание поискового запроса. Переключение клавиатуры на латинский шрифт. Авторизация: понятие логин, пароль. Возможности портала. Работа форума. Правила размещения сообщений, этические нормы общения.
6. Интегрированная среда ПервоЛого (10 часов)
Выбор пункта Новый в меню Альбома. Элементы рабочего поля: альбом, редактор, текст, листы, помощь, главный герой среды – Черепашка. Знакомство с меню Альбом: Новый, Открой, Запиши, Сохрани, Сохрани как, Страница и т.д. Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома.
Знакомство с функциями правой части окна программы (закладки). Наборов команд: команды черепашки, оглавление альбома, команды управления черепашкой, мультимедиа. Использование клеток из набора. Оглавление (добавить новый лист). Работа с фрагментами рисунка, изменение формы Черепашки; копирование, удаление и перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта. Изучение правила выполнения команд «Увеличься», «Уменьшись» и т.д.
7. Программы для работы с изображениями IРhoto, IМovie, Photo Booth (6 часов)
Photo Booth. Интрефейс, создание фотографий и видеозаписей. IРhoto. Импорт фотографий. Возможности редактирования. IМovie. Возможности программы: создание и настройки нового проекта, импорт фотографий. Переходы. Возможности программы: импорт и наложение звука, запись голоса. Импорт и наложение звука, запись голоса. Титры. Сохранение и экспорт фильма.
8.Итоговое повторение (1 час)
Диагностика ИК-компетентности учащихся. Создание творческих проектов.
VII. Тематическое планирование
1 год
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
Правила работы с компьютером. | 1 | |
Компьютер. Основные устройства. | 4 | |
Наша помощница – клавиатура. | 6 | |
Знакомство с текстовым редактором OpenOffice | 9 | |
Учебно-методический портал nachalka.seminfo | 2 | |
Интегрированная среда ПервоЛого | 10 | |
Программы для работы с изображениями IРhoto, IМovie, Photo Booth | 6 | |
Итоговое повторение | 1 | |
Всего: | 39 |
VIII. Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства
1. Компьютеры MacBook для учащихся.
2. АРМ учителя.
3. Интерактивная доска Smart.
4. Программы OpenOffice, IРhoto, IМovie, Photo Booth, ПервоЛого.
Литература
1. Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
2. Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
3. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики -Санкт – Петербург. “БХВ-Петербург”, 2005.
4. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г.
Интернет-ресурсы
www.bezpeka.com/ru
http://www.int-edu.ru/
IX. Календарно – тематическое планирование
1 год
№ | Дата | Тема |
Правила работы с компьютером (1 час) | ||
Вводный урок. Техника безопасности правила поведения при работе с компьютером. Компьютер и человек. | ||
Компьютер. Основные устройства (4 часа) | ||
Компьютер и его основные устройства. Человек и информация. | ||
Мышь. Курсор. Управляем мышью. Игра «Виды информации». | ||
Знакомимся с операционной системой. Окна. Вызов окна. | ||
Как мы получаем информацию? Знакомство с клавиатурой. | ||
Наша помощница – клавиатура (6 часов). | ||
Способы представления и получения информации. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о". Игра «Тренируем пальчики». | ||
Средства хранения информации. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а", "л", "м", "р", "ы". Игра «Тренируем пальчики». | ||
Анализируем информацию. Игра «А что у вас?» Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в","л","и". Игра «Тренируем пальчики». | ||
Что такое алгоритм? Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "д", "е", "н". Игра «Тренируем пальчики». | ||
Элементы логики. Истинное и ложное суждение. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв и "т", "м" и "ь". Игра «Тренируем пальчики». | ||
Элементы логики. Сопоставление. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "п" и "р", "б". Проект «Собери клавиатуру». | ||
Знакомство с текстовым редактором OpenOffice (9 часов) | ||
Знакомство с программой OpenOffice. Создание и сохранение документов. | ||
Файлы. Папки (каталоги). Операции над файлами и папками. | ||
Основные операции при создании текстов: выбор текста, перемещение курсора, ввод текста. Проект «Моя визитная карточка». | ||
Панель инструментов. Параметры шрифта. Набор и редактирование текста. | ||
Работаем с фрагментом текста: возврат и повтор действий. Команды «копировать», «вставить». | ||
Создаем таблицу. Задание исходных параметров, выравнивание текста. Проект «Фрукты-овощи». | ||
Вставка изображений. Проект «Фрукты-овощи». | ||
Обобщение. Возможности текстового редактора. Подготовка проекта «Расписание уроков». | ||
Что я умею? Оформление проекта «Расписание уроков». | ||
Учебно-методический портал nachalka.seminfo (2 часа) | ||
Понятие браузер. Поисковый запрос. Авторизация. Знакомство с порталом nachalka.seminfo. | ||
Форум. Размещение сообщения в форуме. Прикрепление файла. | ||
Интегрированная среда ПервоЛого (10 часов) | ||
Интегрированная среда ПервоЛого. Рабочее поле, инструменты, формы. | ||
Знакомство с «Рисовалкой». Инструменты рисования. Заливка. Фон. Создание и сохранение альбома Перволого. | ||
Инструменты ПервоЛого: графические примитивы, шаблоны заливки. Создание нового листа. Сохранение картинки листа. Проект «Моя школа». | ||
Библиотека форм Черепашки. Работа с рисунком и формами. Создание коллажа из форм Черепашки на свободную тему. | ||
Копирование, удаление, перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Вставка текста. | ||
Команды управления Черепашкой: «увеличься», «уменьшись», «покажись», «спрячься». | ||
Команды управления Черепашкой. Оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта. | ||
Отработка умения добавлять и отменять команды. Подготовка проекта «Скороговорки» | ||
Запись голоса в программе Перволого. Подготовка проекта «Скороговорки». | ||
Защита проекта «Скороговорки». | ||
Программы для работы с изображениями IРhoto, IМovie, Photo Booth (6 часов) | ||
Photo Booth. Интрефейс, создание фотографий и видеозаписей. | ||
IРhoto. Импорт фотографий. Возможности редактирования. | ||
IМovie. Возможности программы: создание и настройки нового проекта, импорт фотографий. Переходы. Подготовка проекта «Мой первый год в школе». | ||
IМovie. Возможности программы: импорт и наложение звука, запись голоса. Подготовка проекта «Мой первый год в школе». | ||
IМovie. Возможности программы: титры. Сохранение и экспорт фильма. Подготовка проекта «Мой первый год в школе». | ||
Защита проекта «Мой первый год в школе». | ||
Итоговое повторение (1 час) | ||
Итоговый урок. Что узнали? Чему научились? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...