Исследовательская работа "Умеют ли думать животные?"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
«Умеют ли думать животные?»
Авторы: учащиеся 2 «В» класса ЕСОШ №2,
Кулинченко Камилла и Сяткин Дима
Руководитель: Тюльберова А.А.,
учитель начальных классов, ЕСОШ №2
Ермаковское, 2016 г
Содержание
Введение
Глава I. Теоретический обзор литературы.
- .Наука, изучающая интеллект животных.
- .Результаты исследования ученых.
- .Самое умное животное.
Глава II. Выявление обобщенного мнения опрошенных людей о способности животных думать.
2.1.Организация и методы исследования .
2.2. Наблюдения.
2.3.Анкетирование.
2.4. Анализ художественной литературы.
2.5.IQ тест для кошек.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение
У нас дома есть домашние животные – кошки, собаки, рыбки. Мы любим наблюдать за ними. Есть мнение людей, что животные - разумные существа. Из жизни можно привести доказательства этого – собака может сбегать за газетой, коты демонстрируют пойманных мышей. Есть история о том, как собака в течение многих лет в определенное время приходит встречать своего давно пропавшего хозяина-моряка. Чем можно объяснить поведение некоторых животных? «Могут ли животные думать?» «Есть ли у них разум?»
Эти вопросы давно волнуют людей. И сегодня загадки поведения животных интересуют не только ученых, но и всех любящих природу.
Гипотеза: мы предполагаем, что животные способны думать.
Объекты исследования: кошки, хомяки.
Предмет исследования: интеллектуальные способности животных.
Цель работы: найти ответ на вопрос - умеют ли животные думать?
Задачи:
1)изучить литературу по данной теме;
2)посмотреть художественные и научно – популярные фильмы;
3)понаблюдать за домашними животными;
4)опросить родных и знакомых;
5)проанализировать результаты и сформулировать выводы
Методы работы:
теоретические: изучение источников информации;
практические: наблюдение, анкетирование;
интервьюирование;
обобщение и выводы.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать на уроках окружающего мира, на классных часах и в жизни.
Глава I Теоретический обзор литературы.
- Наука, изучающая интеллект животных.
В результате изучения темы мы познакомились с наукой - когнитивная этология. Когнитивная этоло́гия (лат. cognitio — знание) занимается изучением интеллекта животных [1]. Под интеллектом понимают — способность к осуществлению процесса познания и к решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. «Когнитивный» означает «процесс познания». К когнитивным процессам относятся восприятие, запоминание, переработка информации, принятие решений.
Когнитивная этология является относительно новой наукой, вокруг которой ещё недавно существовали критические мнения относительно научного статуса[1].
Когнитивная этология имеет общие сферы изучения с целым рядом научных областей и дисциплин. В рамках когнитивной этологии рассматривается:
Зоопсихология изучает закономерности и функции психики, врождённое и приобретенное, рассматривая в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребёнка.
Сравнительная психология — раздел психологии, изучающий сходства и различия в поведении и психике между животными и человеком
Этология изучает врождённые, инстинктивные формы поведения
1.2. Результаты исследования учёных
На вопрос о том, думают ли животные, учёные отвечают на этот вопрос по-разному. Пока поведение животных изучается лишь в лабораториях физиологическими методами, ответ гласил: нет, не думают, у них одни инстинкты и рефлексы, И. П. Павлов штрафовал своих сотрудников за выражения: «собака подумала», «собака захотела», «собака почувствовала». Но в конце своей деятельности он уже писал, что условный рефлекс есть явление не только физиологическое, но и психологическое.
Немецкий ученый Герман Реймарус допускал наличие у животных действий, которые можно сопоставить с разумным поведением человека. Реймарус, так же как и его современники и предшественники включал в эту категорию, прежде всего способность к подражанию и обучению.
О наличии у животных интеллекта и эмоций впервые высказался Чарльз Дарвин, считавший, что, наряду с инстинктами и ассоциациями, они обладают и «способностью к рассуждению». Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — анг. reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к обучению.
Об эволюционном процессе высказывался также друг и единомышленник Дарвина, Джон Роменc (1848—1894). Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.
А. Н. Северцов в своей книге «Эволюция и психика» (1922) полагал, что у животных помимо инстинктов и простых условных рефлексов существует тип поведения, который может быть охарактеризован как разумный.
Руководитель лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУ доктор биологических наук Зоя Александровна Зорина: «Уникальные способности человека, его мышления действительно имеют биологические предпосылки. И между психикой человека и психикой животных нет той непроходимой пропасти, которую долгое время как-то приписывали и подразумевали. Причем ещё в середине XIX века Дарвин об этом говорил, что разница между психикой человека и животных, как бы она ни была велика, это разница в степени, а не в качестве».[3]
Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Надежда Николаевна Ладыгина-Котс (рис.1). Надежда Николаевна Ладыгина-Котс в 1913 году купила шимпанзенка, которому было1,5 года. И в течение двух с половиной лет она исследовала его, описала его поведение и впервые показав четко, достоверно, экспериментально, что, по крайней мере, у шимпанзе, есть элементы человеческого мышления, что они способны к обобщению .
В эти же годы, в 1914 году, немецкий ученый Вольфганг Кёлер, работая все эти годы с колонией обезьян, убедился, что обезьяны-антропоиды, человекообразные обезьяны уж, во всяком случае.., что их поведение - это отнюдь не только и не столько результат обучения; и не только инстинкты и какие-то врожденные реакции лежат в основе их поведения; что эти животные способны, когда они сталкиваются с новой задачей, для которой у них решения, как такового, нет ни врожденного, ни приобретенного в результате обучения, что они способны эти задачи решать. Каким образом? За счет анализа возникшей ситуации.
В начале XX века (1900—1904) барон В. фон Остен, убежденный в огромных умственных способностях лошадей, обучал нескольких из них различению цветов, азбуке и «счету» Узнавание каждой буквы или цифры лошадь обозначала соответствующим числом ударов копыта. [2]
Зарубежные ученые пришли к таким выводам только теперь, а наши орнитологи все это знали давным-давно. То есть, что ворона обладает интеллектом. Более двух лет назад в газете «Мир новостей» статья так и называлась - «Интеллектуальная ворона». И там рассказано, что известный российский ученый Леонид Викторович Крушинский составил что-то вроде рейтинга умственных способностей представителей фауны. Из этого рейтинга видно, что среди птиц самые умные - вороны и галки (галки, кстати, принадлежат к тому же семейству врановых, что ворон и ворона), притом вороны по умственному развитию стоят выше кошек, собак и даже волков. «С некоторыми задачами, которые решали волки, справлялись семилетние дети, - говорят ученые. - Легко предположить, что вороний ум соответствует интеллекту восьми-девятилетнего ребенка».
1.3.Самое умное животное
Попросите пятерых ученых перечислить самых умных животных - и вы получите пять разных ответов. Большинство специалистов считают самым развитым, сложным и умным животным человека, однако некоторые ставят это под сомнение. При определении самых умных животных проблема, в частности, заключается в том, что существует несколько различных видов интеллекта: способность к общению, способность адаптироваться к окружению и способность решать возникающие проблемы. И ученые всегда пытались узнать, как работают мозги у животных - притом, что общение между животными и людьми весьма ограничено. Люди традиционно считают себя умнейшими существами. Мы умеем думать, анализировать, запоминать и воспроизводит информацию. Однако делать это можем не только мы. Вот список 6 умнейших животных, по своим умственным способностям не сильно отличающихся от людей.(табл.1)
Табл.1.
Места | Название животных | Интеллектуальные особенности |
1 | Обезьяны. Пока считается, что самые умные обезьяны – это гориллы и шимпанзе | Многие исследования показали, что самыми умными среди животных являются приматы. К семейству приматов относятся люди, а также шимпанзе, гориллы, орангутанги, бабуины, гиббоны и мартышки (эти животные, если не считать людей, занимают шесть первых мест в списке десяти самых умных животных, который составил биолог Эдвард Уилсон; на первом месте - шимпанзе). Приматы имеют большой, сложный мозг, они умеют строить сложные культуры, и в какой-то степени способны контролировать свое окружение. Они могут общаться с животными своего вида, и у них развиты определенные языковые навыки. |
2 | Слоны | У них относительно небольшой размер мозга, но что-то в жизни они явно понимают. Во-первых, самки заботятся не только о своих детях, но и о самцах, а во-вторых, как показали тесты, слоны могут узнавать себя в зеркале. Это показало исследование азиатской слонихи Happy. Для справки: такой способностью обладают лишь люди, дельфины и обезьяны. Они здорово пользуются хоботом, в своих корыстных целях. Кроме того, у слонов очень хорошая память. Это необходимо для того, чтобы отличать врагов от друзей. Если вы, не дай бог, однажды обидите слона, лучше потом к нему не подходите: он запомнит это на всю жизнь. |
3 | Дельфины | Известно, что британская разведка во время войны использовала дельфинов в качестве диверсантов. Некоторые ученые допускают, что дельфины могут быть даже умнее людей. Кстати, дельфины никогда не спят в полной мере, поскольку два полушария их мозга отключаются попеременно. В Австралии живут дельфины, которые защищают свою морду от укусов ядовитых морских обитателей при помощи губки из спонжа. После долгих наблюдений за этим млекопитающим ученые выяснили, что такую привычку он перенял по наследству от мамы. Но это еще не все подтверждения того, что дельфины не хуже людей. Они общаются друг с другом при помощи свиста и издают ультразвук. Возможно, когда-нибудь «разумный» человек сможет узнать, о чем переговариваются эти удивительные существа. |
4 | Крысы | Старые опытные крысы справляются почти с любой крысоловкой – трясут ее, пока не соскочит пружина, а потом съедают приманку. Они не только догадываются о том, что нельзя есть отравленную приманку, но и лапами отпихивают других, неосведомленных крыс, от такого корма. Изощренный ум и удивительная способность приспосабливаться никогда не дадут крысе пропасть. С другой стороны, обычные городские вороны ничуть не глупее: они умеют палочками выковыривать еду из банок, если клюв не достает. А еще катаются с куполов, как дети зимой с горок, но это отдельная история. |
5 | Собаки | Многие считают, что собаки не обладают достаточным интеллектом- лишь хорошей обучаемостью. Но это оказалось неправдой. Наши меньшие друзья могут отличать картинки с природой от фотографий собак. Это говорит о том, что у них, в той или иной степени, выражено представление своего собачьего «я». Собаки способны понимать 250 слов и жестов, считать до пяти, а также совершать простейшие математические действия. |
6 | Вороны | Впрочем, самыми умными из птиц считаются городские вороны, особенно те, кто живут в мегаполисах в ловкости не уступают профессиональным ворам. Официально признано, что самые умные вороны обитают в Токио. Для того, чтобы получить свое, эти птицы идут на все: изготавливают прутья, проходят за едой сквозь дебри и легко маскируются от соперников. Вороны быстро поняли, что человек им не враг и стали нами манипулировать чтобы получить еду. А ещё вороны умеют считать до пяти, но вот с дальнейшим подсчетом у особей этого вида проблемы. |
Глава II Выявление обобщенного мнения опрошенных людей о способности животных думать.
2.1. Организация и методы исследования .
Нами было проведено интервью с целью выявления мнения о том умеют ли животные думать. Были заданы следующие вопросы:
1. Мыслят ли животные или нет?
2. Какую роль может играть понимание их мыслительных способностей?
Для того, чтобы найти ответ мы отправились в ветлечебницу и взяли интервью у ветеринарного врача – Крыциной Елены Сергеевны.
На наши вопросы, Елена Сергеевна сказала, что по ее мнению животные думают и даже чувствуют. Когда животные приходят на лечение, то они нервничают, беспокоятся. Конечно, животные по своему поведению отличаются друг от друга, они также как и люди бывают разными по характеру. Когда некоторых животных приводят на лечение, то они ведут себя спокойно, будто ждут помощи, чувствуют человеческую доброту, хотя лечение немного болезненно. Другие питомцы очень волнуются, кричат, вырываются из рук, стараются убежать, и при повторном посещении лечебницы ведут себя также, помня о неприятных процедурах.
На беседу с ветеринарным врачом мы брали больного кота – у него болели уши, Елена Сергеевна осмотрела Кузю и назначила лечение. Теперь наш кот здоров.
Когда мы были в цирке, на представлении мы смотрели на разных животных, больше всего нам понравилась сцена с крокодилом. Дрессировщик показывал номер - борьба человека с крокодилом. В конце представления мы спросили у дрессировщика , думают ли животные? По его мнению: «Разум не может развиться у рептилий ни при каких размерах мозга. Они холоднокровные и их мозг функционирует так, что все условные рефлексы теряются при охлаждении мозга до определенной низкой температуры. А ведь вся разумность человека состоит из условных рефлексов. Без них мы были бы животными».
2.2. Наблюдения.
Собаки и кошки, которые живут рядом те и вовсе поражают своей сообразительностью. Мы давно уже не открываем собаке калитку, она прекрасно справляется с нею сама. Встав на задние лапы, передними дотягивается до ручки и нажимает на нее, причем прекрасно знает, в какую сторону та открывается. Если надо войти она наваливается на нее, а если выйти, то зубами и лапами открывает на себя.
У нас живут дома джунгарские хомяки – за ними очень интересно наблюдать. У хомяка Хомы два колеса в клетке, в одном он всегда спит, а в другом бегает, и никогда не спутает их. А еще мы проводили эксперимент – завернули в конфетную обертку кусочек яблока. Хомяки без труда достали из обертки любимое лакомство.
Некоторые люди считают животных просто биороботами, у которых нет чувств, а есть лишь инстинкты и рефлексы. Несомненно, в основе поведения животных лежат эти самые инстинкты и рефлексы. Но никто из людей, мало-мальски общающихся с животными, не станет отрицать наличие у них чувств, которые иначе как разумными не назовешь.
2.3. Анкетирование.
Мы провели анкетирование на тему «Думают ли животные?» среди детей 4 «а» класса. Было опрошено 25 детей. Опросник состоит из 5 вопросов.(табл.2)
Табл.2
Вопросы анкеты | Распространенные ответы |
1.Есть ли у тебя домашние животные? Если да, какие? | Да-19 Нет-6 |
2.Хотел бы ты завести еще? Если да, какое? | 3 ученика не хотят больше заводить домашних питомцев |
3.Сколько времени ты уделяешь ему в день? | Все свободное время –12 Вообще не занимаются – 2 Иногда, когда есть время - 5 |
4Какое чувство у тебя вызывают животные? | Улучшается настроение – 23 Никакое - 2 |
4.Видели ли вы или наблюдали, как они проявляют способности мыслить? | Да-17 Нет-8 |
5.Можно ли животное научить думать? | Да - 15 Нет-10 |
Из ответов стало ясно, что во всех семьях опрошенных детей есть домашние любимцы, и даже несколько. Все 25 детей ответили, что они любят своих питомцев, рады общению с ними, у них улучшается настроение.
На вопрос « думают ли животные?»
«Да» ответили 86%
«Нет» ответили 4%
«Не знаю» ответили 10%
График 1
Так же анкетирование провели среди родителей тех ранее опрошенных детей и на вопрос « думают ли животные»
«Да» ответили 74%
«Нет» ответили 16%
«Не знаю» ответили 10%
График
2.4. Анализ художественной литературы.
Работая над своей темой, мы читали не только научную литературу, но и художественную. Мы прочитали рассказы о животных известных писателей, об их отношении к животному миру.(Табл.3)
Табл.3
№ | Автор книги | Название книги | Герой и проявление интеллекта |
1 | Е. Чарушин | «Про Томку», «Томкины сны» | Щенок (Он любознательный, смышлёный.) |
2 | Мамин-Сибиряк | Рассказы о животных. Емеля-охотник | В рассказах Мамина-Сибиряка говорится о приоритете разума в отношениях человека и природы, о понимании природы как животного организма, подобного человеку ( отдельные представители мира природы могут не только выполнять похожие действия, как у человека, но и мыслить, как человек, глубоко мыслить, переживать). |
3 | А.П.Чехов | «Каштанка», «Белолобый» | Новаторство Чехова заключается в создании психологического образа животного. Его герои мыслят, анализируют свои поступки. Каштанка понимает, что заблудившись, она виновата сама. Автор описывает характер своих героев, их душевное состояние, те переживания, которые одолевают их: «Волчиха была слабого здоровья, мнительная». |
4 | Василий Белов | «Малька» | Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова |
2.5. IQ тест для кошек
Тесты на развитие интеллекта в наши дни очень широко применяются в Америке и Европе для определения умственного потенциала взрослых и детей. По результатам этого теста определяется коэффициент интеллекта - IQ. Чем выше IQ , тем более высокоразвитым считается человек (или животное). Тестов IQ разработано великое множество, в том числе и для различных видов животных.
По данным тестам мы решили выявить IQ своего кота. В интеллектуальном тесте для домашних кошек оцениваются двигательная координация, способность к бессловесной коммуникации, приспособление к окружающей среде кошки.
По результатам тестирования кот набрал 78 баллов. А это значит, что он умный. Смотрите приложение 1.
Заключение.
Приведенный материал свидетельствует, что у животных действительно существуют зачатки мышления. Главная особенность мышления в том, что оно обеспечивает способность животного принимать новое адекватное решение при первой же встрече с необычной ситуацией.
Ученые называют сообразительность животных по-разному: мышлением, интеллектом, разумом или рассудочной деятельностью. Как правило, добавляется еще слово «элементарный», потому что как бы «умно» ни вели себя животные, им доступны лишь немногие элементы мышления человека.
Полученные наблюдения, изучение литературы помогли нам сделать вывод: «Да, животные думают, но не так как люди!» Но, несмотря на внешнюю сложность и кажущуюся «разумность» поведения животных в природе, их способность к мышлению находится на низком уровне и выражена слабо. В основе большинства внешне сложных форм их поведения находятся инстинкты и индивидуальный опыт, приобретаемый животными в процессе жизни.
Но не будем забывать, что процесс познания бесконечен, что любое научное открытие ставит новые вопросы и часто ставит больше, чем решает. Но один ответ известен точно: человек должен, наконец, понять, что все живое на Земле имеет право на жизнь, а в условиях, когда именно в руках у человека сосредоточены огромные силы и возможности, человек отвечает за природу, за ее сохранение и развитие. Иначе не может он считаться разумным, так как настоящий разум должен быть добрым. Человек должен учиться этой доброте у животных, даже если их разум и не очень похож на его собственный. И только тогда, когда станет человек добрым и великодушным, он сможет найти общий язык с животными, только тогда их разум и наш поймут друг друга.
Список литературы
1.Жанна Резникова. Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии. — 1-е изд. — М.: Академкнига, 2005. — 518 с.
2.Карой Акош «Думают ли животные?»
3.З.А.Зорина. Элементарное мышление животных: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.- 320 с
4.К.Э.Фабри. Основы зоопсихологии
Приложение
IQ тест для кошек
При выполнении заданий теста не старайтесь заставить кошку действовать правильно, просто внимательно наблюдайте за ней, если хотите получить объективный результат. Не стоит тестировать котят младше восьми недель. Для теста не требуются особые приспособления. Веревка, подушка, зеркало и большой пластиковый пакет с ручками - вот и все необходимое.
Часть I
Внимательно ответьте на вопросы.
При ответе <редко или никогда> ваша кошка получает 1 балл
<как правило, да> - 3 балла
<очень часто> - 5 баллов.
Вопросы
1. Ваша кошка чувствует изменения вашего настроения в течении дня?
2. Кошка выполняет, по крайней мере, два словесных приказания, например: <Иди сюда!>, <Брысь!>, <Нельзя!>?
3. Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, сердито сдвинутые брови, выражение боли или испуга?
4. Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например: мурлыканье, писк, урчание, крик?
5. У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы и так далее.
6. Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например: поездка в автомобиле, визит к ветеринару и так далее.
7. У кошки есть <долгая> память: помнит имена, места, в которых была раньше, любимые, но редко получаемые кушанья?
8. Кошка выносит присутствие других животных, даже если они приближаются к ней ближе, чем на 1 метр?
9. У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания т. п.?
10. Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку, например левой лапкой моет только левую половину мордочки?
Часть II
Следуйте точно указаниям теста. Каждое задание можно повторить 3 раза, при этом выбрать наибольшее набранное количество баллов.
Первое задание.
Положите большой, раскрытый пластиковый пакет. Проследите, чтобы кошка увидела пакет. Дальше внимательно наблюдайте и начисляйте кошке баллы.
А. Кошка с любопытством подходит к пакету - 1 балл.
Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, усами, лапкой и так далее) - 1 балл.
В. Кошка заглядывает в пакет - 2 балла.
Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит - 3 балла.
Д. Кошка заходит в пакет и остается там, по крайней мере, 10 секунд - 3 балла.
Второе задание.
Возьмите средних размеров подушку и веревку или бечевку длиной приблизительно 1 метр. Положите подушку перед кошкой, при этом она должна наблюдать за двигающейся веревкой. Затем медленно протяните веревку под подушкой так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.
А. Кошка следит глазами за движением веревки - 1 балл.
Б. Кошка лапкой касается веревки - 1 балл.
В. Она смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка - 2 балла.
Г. Пытается лапкой поймать конец веревки под подушкой - 2 балла.
Д. Кошка приподнимает подушку лапкой, чтобы посмотреть, там ли веревка - 2 балла.
Е. Она смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка - 3 балла.
Третье задание.
Вам необходимо переносное зеркало размером примерно 60-120 см. Прислоните зеркало к стене или мебели. Поставьте кошку перед зеркалом. Наблюдайте за ней и начисляйте баллы.
А. Кошка подходит к зеркалу - 2 балла.
Б. Замечает свое отражение в зеркале - 2 балла.
В. Бьет по зеркалу лапой, играет со своим отражением - 3 балла.
На вопросы этого задания отвечает хозяин на основании своих наблюдений за кошкой.
1. Ваша кошка хорошо ориентируется в квартире. Это проявляется таким образом, что кошка всегда бежит к нужным окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное - 5 баллов.
2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием или с указанием хозяина. Никогда ваша кошка не уронит предмет случайно - 5 баллов.
Часть IV
При положительном ответе на вопросы этого задания указанные баллы вычесть из общей суммы баллов, набранных в предыдущих заданиях.
1. Кошка спит или дремлет больше времени, чем бодрствует, - вычесть 2 балла.
2. Кошка часто играет с собственным хвостом - вычесть 1 балл.
3. Кошка плохо ориентируется в квартире, может даже заблудиться - вычесть 2 балла.
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов, набранных в первых трех частях, и вычтите из него баллы, набранные в четвертой части.
82-88 баллов - ваша кошка талантлива и очень умна
75-81 баллов - ваша кошка очень умна
69-74 баллов - умственные способности вашей кошки выше средних
56-68 баллов - умственные способности вашей кошки средние
50-55 баллов - умственные способности вашей кошки немного ниже средних
44-49 баллов - ваша кошка глуповата
43 и менее баллов - ваша кошка совсем глупа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие в 3классе. Тема: «Играем, думаем, творим»
Конспект внеклассного мероприятия. Изменяя уровень трудности заданий, игру можно проводить с 1 по 4 класс...
Родительское собрание "Учим детей думать"
Цель: оценить значимость развития мышления как механизма решения проблем.Задачи:1. Сформировать представление родителей о мышлении как искании и открытии нового;2....
Живём в настоящем, думаем о будущем"
Презентация об образовательной системе "Школа 2100"....
Учите ребенка думать позитивно
Дети воспринимают мир позитивно. Не столько от нехватки опыта, сколько от абсолютного доверия миру. Для них сложно, а порой совершенно невозможно представить себе последствия неприятностей и катастроф...
Классный час "Думаем, играем, развлекаемся"
Не потребуется никакой подготовки для учителя, распечатывайте и проводите! Для 2 и 4 малокомплектного класса....
Тема исследовательской работы «Не думай о секундах свысока…» (из истории часов)
Цель: Развивать исследовательские навыки и умения младших школьников на примере поиска и систематизации материалов по истории происхождения часов для применения в повседневной практической деятельност...
Программа "Играем - думаем, думаем - играем"
Программа «Играем – думаем, думаем-играем»Развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностейу обучающихся 1 класса...