Урок русского языка по теме: "Причастие как часть речи"
методическая разработка на тему

Урок предназначен для изучения нового материала по теме :"Причастие как часть речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

ТЕМА: «Причастие как часть речи»

ЦЕЛЬ УРОКА:

познакомить уч-ся с отличительными признаками причастия как части речи

Задачи:

• формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;.

• развивать внимание уч-ся;

• р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным         словам, соблюдая речевое дыхание.

Обор-ние: учебники, тетради, карточки, презентация.

Реч.мат: грамматические признаки  причастий, основы причастий, самостоятельная часть    речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

–Здравствуйте! Садитесь!

-Как вы меня слышите?

2. Речевая зарядка

Пра-про-пру-

Про-пра-при-

При-при-

При-причас-

При-при-причастие

Причастие прошедшее

Будем изучать  причастия настоящего, прошедшего и будущего времени.

  1. Сбор тетрадей с домашним заданием

      (фронтальная проверка)

4. Чтение текста, записанного на доске

Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

— Найдите олицетворение?

— Объясните орфограммы в тексте.

5. Работа по изучению нового материала.

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?

— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка.   Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

Запишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово пожелтели?

— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

— Что обозначает глагол?

— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

— Каково её значение?

— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

— От какого слова образовано пожелтевшие?

— На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает?

Запись в тетрадях

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое — временный?

— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой Общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие? (прошедшее время)

— Что же называется причастием? Сделаем вывод.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ                                      от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ

       причастие                                                            глагол

Чтение параграфа на стр. 25.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.

6.Закрепление изученного материала.

А) Работа по заданию учителя.

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают с карточки группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2. Игра.

Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Например: снег.

чистый

свежий

глубокий

старый

мокрый

рыхлый

белеющий

сверкающий

липнущий

кружащийся

искрящийся

сыплющий

Б) Работа с разноур. мат-лом.

Карт.№1 (**)

Задание 1. Запишите предложения с доски, выберите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?

Карт.№2 (*)

*3адание 1. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.

Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.

— Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.

Б) Работа по учебнику.

Упр. 54 (письменно), выполните фонетический разбор слова ночующий, подберите к нему однокоренные слова.

7. Выводы по уроку

— Что называется причастием?

— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

    (работа по развитию внимания)

Запись в тетради

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                                              ГЛАГОЛ

признак предмета                                            действие предмета

                                          ПРИЧАСТИЕ

                                       признак действия

8. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания  частей А, Б, B, C....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)

«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» -  девизВ прзентации  предусмотрена работа со словарем,  письмо по памяти,  текст по выбору и т.д....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....