Урок русского языка по теме: "Причастие как часть речи"
методическая разработка на тему
Урок предназначен для изучения нового материала по теме :"Причастие как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
ТЕМА: «Причастие как часть речи»
ЦЕЛЬ УРОКА:
познакомить уч-ся с отличительными признаками причастия как части речи
Задачи:
• формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;
• продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;.
• развивать внимание уч-ся;
• р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным словам, соблюдая речевое дыхание.
Обор-ние: учебники, тетради, карточки, презентация.
Реч.мат: грамматические признаки причастий, основы причастий, самостоятельная часть речи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
–Здравствуйте! Садитесь!
-Как вы меня слышите?
2. Речевая зарядка
Пра-про-пру-
Про-пра-при-
При-при-
При-причас-
При-при-причастие
Причастие прошедшее
Будем изучать причастия настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Сбор тетрадей с домашним заданием
(фронтальная проверка)
4. Чтение текста, записанного на доске
Школьная примета
Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.
Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.
Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.
(Ф. Нестеров)
— Какое настроение навевает текст?
— Какова тема текста?
— Найдите олицетворение?
— Объясните орфограммы в тексте.
5. Работа по изучению нового материала.
— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?
— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?
— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка. Какой вариант вам кажется наиболее удачным?
Запишите более удачный вариант.
— Какой частью речи является слово пожелтели?
— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.
— Что обозначает глагол?
— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?
— Каково её значение?
— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?
— От какого слова образовано пожелтевшие?
— На какой вопрос оно отвечает?
— Попробуйте сами определить, что оно обозначает?
Запись в тетрадях
— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое — временный?
— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).
— Какой Общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие? (прошедшее время)
— Что же называется причастием? Сделаем вывод.
ПОЖЕЛТЕВШИЕ от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ
причастие глагол
Чтение параграфа на стр. 25.
— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.
6.Закрепление изученного материала.
А) Работа по заданию учителя.
Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают с карточки группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.
Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.
Задание 2. Игра.
Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.
Например: снег.
чистый
свежий
глубокий
старый
мокрый
рыхлый
белеющий
сверкающий
липнущий
кружащийся
искрящийся
сыплющий
Б) Работа с разноур. мат-лом.
Карт.№1 (**)
Задание 1. Запишите предложения с доски, выберите предложения с причастиями.
1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.
— Определите время причастий.
— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.
— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?
Карт.№2 (*)
*3адание 1. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.
Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.
— Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.
Б) Работа по учебнику.
Упр. 54 (письменно), выполните фонетический разбор слова ночующий, подберите к нему однокоренные слова.
7. Выводы по уроку
— Что называется причастием?
— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?
— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?
(работа по развитию внимания)
Запись в тетради
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
признак предмета действие предмета
ПРИЧАСТИЕ
признак действия
8. Домашнее задание
Выучить правило, упр. 56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
Презентация сопровождает урок: словарная работа, письмо по памяти, текст по выбору, задания частей А, Б, B, C....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Части речи" (обобщающий урок)
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости» - девизВ прзентации предусмотрена работа со словарем, письмо по памяти, текст по выбору и т.д....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....