Мастер класс по теме: «Акань» – хантыйская кукла.
план-конспект на тему
Игрушка – это вещь, созданная для игры. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akan_-_hantyyskaya_kukla.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс по теме: «Акань» – хантыйская кукла.
Составили учителя начальных классов:
Садомина Апполинария Максимовна
ОкотэттоЛюдмила Ивановна
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие.
!!!№ 1 – РАДУГА
Приветствуем Вас на «Радужной неделе». Символ недели – Радуга. Она символизирует тепло, радость и дружбу.
Сегодня у нас необычное занятие, участниками которого будут учащиеся 3б и 1а.
- И пусть это занятие тоже пройдёт в тёплой и дружеской атмосфере. Как сказал один писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Все мы родом из детства. Все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
- Как вы думаете, что может объединять вас и взрослых? (школа, учащиеся, дети, девочки, дружба, забота о младших, игры, игрушки, куклы)
- Вы правы. В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки.
Беседа по содержанию.
!!!№ 2 – ВЫСТАВКА ИГРУШЕК
- Как вы думаете, что такое игрушка? (Игрушка — предмет, предназначенный для игры)
!!!№ 3 - ИГРУШКА
- А «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова написано, что игрушка – это вещь, созданная для игры.
- А когда вы берёте в руки игрушку? (Когда становится скучно, грустно).
- Действительно, когда становится скучно. Игра несет много радости и веселья. Недаром люди говорят, что «не от еды дитя растет, а от радости».
2. Древние истоки игрушки.
!!!№ 4 – ДРЕВНИЕ ИСТОКИ
- Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи.
!!!№ 5 – РАСКОПКИ
- На местах древних поселений археологи находят маленькую глиняную посудку, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.
II. Получение новых знаний.
- Игрушек очень много. А с какой игрушкой познакомитесь, в этом нам поможет загадка.
- Слушайте внимательно.
Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я смогу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки,
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить! (Кукла)
- О чём будем сегодня говорить? (о кукле)
!!!№ 6 – КУКЛЫ
- Что такое кукла? (Кукла – русское слово, обозначает некий сверток)
!!!№ 7 – КУКЛА Ожегов.
- В словаре С.И. Ожегова: Кукла - это фигурка в виде человека.
- Будем говорить о кукле, истории её создания и даже сами изготовим её.
– У вас, наверное, у всех есть куклы.
– А что вы с ними делаете? (играем, шьём одежду, укладываем спать…)
– Вот видите – кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке. Но они все были когда-то любимыми.
– А кем может быть кукла для девочки? (Подругой, сверстницей, дочкой)
- Нет ни одного ребенка, который не играл бы в детстве в куклы. Ведь кукла во все времена была самой желанной игрушкой.
- Давайте отправимся путешествовать в мир кукол и познакомимся с куклами других народов.
2. Краткий экскурс истории кукол.
!!!№ 8 – ИЗ ИСТОРИИ
Куклы существуют практически у всех народов мира. Кукла — первая среди игрушек. Она известна с далёких времён. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла — неизменный спутник.
!!!№ 9 – Первые куклы
!!!№ 10 - Куклы из Греции
!!!№ 11 - II век до н.э.
!!!№ 12-Деревянные куклы XVI в.
!!!№ 13 - Английские деревянные куклы
!!!№ 14 - Механические куклы
!!!№ 15 - Куклы России
!!!№ 16 – КУКЛЫ
- Куклы бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Игрушка была не только мудрым учителем, не только другом и спутником, но и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.
- Многообразие кукол по истине велико. Каждая кукла по – своему неповторима и интересна.
– Посмотрите, а это какая кукла? (показ Барби)
!!!№ 17 – КУКЛА БАРБИ
Она современная кукла, похожая на взрослого человека. Барби с накрашенными глазами и пышет румянцем. Ее одевают во взрослую одежду. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку.
!!!№ 18 – БАРБИ в окружении
- Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Она бездушна, но очень красива.
- А где делают современные куклы? (На фабрике взрослые люди).
- Правильно. Их делают на фабрике, в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.
- Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).
Куклы разных народов.
!!!№ 19 – ДЕКОРАТИВНЫЕ
– Еще есть куклы декоративные (красиво украшено), которые можно одеть в национальную одежду и показать всем, как одевались прабабушки.
(ПОКАЗАТЬ КУКЛУ, ОДЕТУЮ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ – НАРОДОВ ХАНТЫ И НЕНЦЫ)
- Сейчас дети в основном играют в современные куклы, игры, и мы, взрослые, озадачены тем, что молодое современное поколение постепенно теряют уникальную историю, культуру и традиции своего народа, хранимые веками. И, кукла, в том числе является частицей нашей истории и культуры.
- Как называется наша ненецкая кукла?
- Вы умеете делать куклу - нгухуко? (да)
!!!№ 20 – НГУХУКО
- Из чего делают куклу? (из носиков утки и гуся, меха, сукна)
- А сейчас послушаем небольшое сообщение о ненецкой кукле.
!!!№ 21 - СООБЩЕНИЕ УЧЕНИЦЫ 3 КЛ
(ПОКАЗ НЕНЕЦКОЙ КУКЛЫ)
- Кукла «нухуко» - ненецкая куколка ("нухуко" - по-ненецки значит "игрушка"), делалась она из утиного клюва, который заменял голову. По некоторым данным, из утиного клюва делались куклы-женщины, а мужчины - из гусиного. К клюву пришивалась одежда из меха и ткани. Это очень древняя кукла, может даже самая древняя. Образ птицы символизирует связь души человека с верхним миром и вообще птица очень почитается северными народами, да и не только ими.
Голова - клюв украшалась накосниками - национальным головным убором. Накосники связывают косы, чтобы они не падали на грудь и не мешали в работе. Они обычно украшались разными подвесками.
III. Беседа о кукле – акань
!!!№ 22 – СЕВЕРНЫЕ КУКЛЫ
- Куклы ненцев, ханты, манси, селькупов и коми имеют между собой черты сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности.
(показ куклы акань)
!!!№ 23 - АКАНЬ- ХАНТЫЙСКАЯ КУКЛА
- Сегодня я расскажу вам о старинной хантыйской игрушке — кукле «акань». Такие куклы делали ханты, живущие по берегам реки Оби и ее притоков.
!!!№ 24 – КУКЛА _ АКАНЬ
«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли и играют дети народов Ханты, живущие в нашем округе. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама, украшая орнаментом, как одежду взрослых. На лице у «акань» не принято делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «акань» отправлялась в летнюю деревню, в оленеводческое стойбище, на рыболовецкий стан - пески, на праздники. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок.
С появлением современных кукол, ханты стали забывать свои традиционные игрушки. Кукла «акань» - символ женственности, слабости и беззащитности. Игрушки прививали детям полезные навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.
- А сегодня вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.
- Прежде чем начать работу, немного отдохнём. Встали.
Физминутка
Кукла Катя к нам пришла,
Физминутку принесла.
Ручками похлопаем 1-2-3,
Ножками потопаем 1-2-3.
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Вы друг друга не задели
И на место тихо сели.
VI. Технология изготовления куклы «Акань»
- Ознакомьтесь с последовательностью изготовления куклы – акань. Внимательно рассмотрите схему на слайде.
!!!№ 25 - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
!!!№ 26 - ЧТОБЫ СМАСТЕРИТЬ КУКЛУ
V. Практическая часть занятия.
- У каждого на парте есть необходимые инструменты и материалы.
- Для того чтобы приступить к работе, давайте, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.
ПРАВИЛА (дети рассказывают)
На стол кладу я ножницы (стоя прямо, показывая правила передачи ножниц)
Кольцами к себе.
Передаю я ножницы
Кольцами к тебе.
Сомкнутыми ножницы
Должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми –
Может быть беда.
- Постарайтесь в процессе работы быть обходительны друг с другом, внимательны.
- «Садиться за работу нужно с верой и хорошим настроением» - говорят мастерицы.
(После повторения ТБ при работе с инструментами и тканями, показываем этапы выполнения куклы).
!!!САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся совместно с учителем.
- Предлагаем самим изготовить куклу «Акань». Техника выполнения хантыйской куклы проста.
- Сейчас приступаем к изготовлению куклы.
!!!№ 27 - Берём лоскут белой ткани, складываем пополам.
!!!№ 28 - Скручиваем в скатку (трубочкой)
!!!№ 29 - Скрученный лоскут перегибаем пополам.
!!!№ 30 - Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. Верхняя часть свернутой ткани, на сгибе, является «головкой». На голову повязываем платок. Для этого берём небольшой лоскут жёлтой или розовой ткани. Ткань складываем по диагонали, концами крест-накрест и надеваем на голову, концы заводим за спину, не завязывая узел.
!!!№ 31 - Затем берём другой лоскут ткани для платья. Куклу плотно заворачиваем в этот лоскут и перевязываем тесьмой. Низ платья подрезаем.
!!!№ 32 - Второй платок повязываем на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего платка. Концы платка не завязываем узлом, а закидываем за плечи.
!!!№ 33 – АКАНЬ ГОТОВА!
- Девочка мастерила не одну куклу, а целую семью. Взрослые изготавливали девочкам для игр берестяные люльки. Все они были сделаны аккуратно и красиво с орнаментом. Дети очень бережно относились к таким игрушкам.
Хантыйскую куклу можно сшить и из других материалов: сукна, шкурки молодого оленя, белки и других зверьков.
Когда девочка становится постарше, она шьет для своей куклы платье, украшенное орнаментами, и даже национальный халат.
VII. Обмен впечатлениями.
- Вам нравятся ваши куклы?
- Какие они получились?
- Как вы думаете, почему? (любим играть в куклы, с любовью,)
- Да, какие замечательные куклы у вас получились. Значит у вас хорошие, добрые сердца. Вы, ее создатели, вложили в нее частицу своей души, энергии и труда.
- Расскажите о своей кукле. Представьте их (какое бы имя вы дали своей кукле, какая она у вас получилась по характеру).
3 кл. Сообщение: Я самостоятельно смастерила свою куклу. У меня получилась красивая кукла Акань. Я её назвала Таней . На ней разноцветное платье и яркий платок. У неё получилось доброе лицо, потому что я её делала с любовью. Моя кукла Таня будет мне подружкой. Я ей буду рассказывать все свои секреты.
- Послушайте стихотворение о кукле «акань» - 1 кл.
Ма аканем, опса. Моя кукла, сиди,
Тоса яма ула, Хорошо себя веди,
Хораманг ернасэн Красивое платье
Яма, яма таи. Аккуратно носи.
VI. Выставка традиционных кукол.
– Давайте создадим выставку ваших работ. Какая получилась замечательная выставка!
- Для чего можно использовать такую куклу?
- Можно ли подарить куклу кому- нибудь?
каждая ученица выходит к доске и демонстрирует своё изделие.
Обобщающая часть.
- Какая игрушка сердцу дороже, ту которую купили или сами смастерили?
- Почему? (труд, душа, )
VIII. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Мы очень рады, что оно прошло в доброжелательной обстановке.
- Сегодня мы с вами научились делать своими руками куклу «акань». У вас получились красивые куклы, которые будут в радость вам, потому что кукла сделана своими руками. Вы покажите кукол своим сёстрам, подружкам, родителям, и пусть они порадуются вместе с вами, и попробуйте сделать дома свою куклу.
IX. Рефлексия.
- Чем же вам запомнился наш урок, что нового вы узнали?
(на карточках - выдержки)
- Сегодня вы немного прикоснулись к культуре народов ханты, и вашему вниманию предлагаем послушать хантыйскую песню.
(прослушивание песни).
Народная мудрость гласит: «Кто в детстве в куклы не играл, тот счастья не видал».
- Почему в куклы чаще играют девочки? (Девочка - будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари; женственность, доброта, скромность.)
- Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей? (Не только развлекают, но и учат взрослой будущей жизни. Изготавливая игрушки и играя в них, ребенок приобретает навыки, необходимые во взрослой жизни, девочка – будущая мама, хозяйка, прекрасная мастерица, хранительница домашнего очага.
Акань шьется из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигурку человека, состоящую из головы и туловища.
Лицо из плотно сжатого жгута однотонной ткани. Шея из целого ряда цветных полос. Низ платья украшен полосками, сначала широкой, затем узкой, и через небольшой промежуток еще 2-3 узкими полосками. Можно украсить нижний край платья бисером. Поверх головы изготавливается платок из квадратного кусочка ткани любого цвета, обработав край бахромой.
Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.
Узнала, что куклы появились в глубокой древности;
Узнала, что есть современные и декоративные куклы;
Научилась изготавливать куклу - «акань» народов ханты;
Повторила правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой;
Куклы не только развлекают, но и учат взрослой жизни;
Кукла не рождается сама: создает ее человек.
Кукла считается одним из самых загадочных символов.
Кукла, сделанная своими руками, станет необычным подарком.
Традиционные куклы не имеют лица.
Занятие было интересным и увлекательным.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Занимаясь изготовлением игрушки, ребенок приобщается к особенностям удивительной культуры, расширяет и пополняет свой внутренний мир, лучше понимает людей, с которыми делит этот чудесный уголок земли, который для всех является родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак...
Мастер-класс по теме: "Дифференцированный подход к восприятию темы"
Форма проведения: фрагмент урока импровизация.Цель: показать приемы и методы по формированию универсальных учебных действий.Задачи: 1. показать способы формирования универсальных учебных...
Мастер-класс по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег)
16.12.2015 года в музее школы прошел мастер-класс по теме "Коми кукла-скрутка" (оберег) для обучающихся 2-го класса....
Мастер -класс на тему: " Кукла -оберег".
Изготовление куклы-оберега...
Мастер класс на тему "Формирование национальной культуры – как компонент духовно-нравственного воспитания через изготовление куклы-оберега»"
В настоящее время в центре современной стратегии развития российских школ формирование духовно-богатой, образованной, творческой личностиДуховно-нравственное воспитание невозможно без изучения н...
Мастер-класс для детей и родителей "Куклы в народной традиции"
Мероприятие, организованное для проведения совместного досуга детей и родителей....