обобщение опыта работы
статья ( класс) на тему

Приведен опыт работы по реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

МАОУ лицея №17

Нефедовой Светланы Николаевны

"Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

 Выдающийся учитель показывает.

 Великий учитель вдохновляет".

Уильям Уорд

      Вряд ли кто-нибудь  станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребёнку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сам.  У нас рынок, демократия и информационный бум. У нас экономический кризис! С этим надо как-то жить. Надо выбирать и избираться, быть готовым проходить кастинги и побеждать в конкурентной борьбе. Надо продуцировать новые идеи, превращать их в процветающие предприятия. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

           Работать по ФГОС очень  интересно. Для меня главное  не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время, то есть  НАУЧИТЬ  ЕГО УЧИТЬСЯ.

      Поэтому проектирую урок  так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Считаю, что в этой работе невозможно обойтись без используемых мною следующих технологий:

  1.  Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ

2. Технологии здоровьесбережения

3. Информационные технологии

           Итак, технология ОТСМ - ТРИЗ – общая теория сильного мышления и теория решения изобретательских задач. Что такое ОТСМ-ТРИЗ? ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. В ТРИЗ разрабатываются инструменты для решения проблем, основанные на объективных законах развития систем. Обучение метапредметным инструментам выявления и решения проблем на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяет сформировать у школьников УУД, заявленные в Образовательном стандарте.

     Под  проблемно-ориентированным обучением я  понимаю  такое обучение, содержание которого включает метапредметные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний. На своих уроках использую следующие приёмы ОТСМ -  ТРИЗ:

            - Игра – тренинг «Да – нет» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет».

 заданного признака.

             -  Исследования на копилках.  Использую копилки  на различных предметах.   

                Уроки, с использованием данной технологии носят ярко выраженный деятельностный характер: ученики сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения понятий, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений.  Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию.  В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха.

         Информационно-коммуникационные технологии занимают важное место в моей профессиональной деятельности. Необходимость применения средств ИКТ диктуется возрастными особенностями учащихся, ведь младшие школьники испытывают потребность в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Именно это позволяет  организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.

       Так,  например, База Знаний и программный комплекс «КМ-Школы» наполняют содержание моих уроков  яркими иллюстрациями, интерактивными схемами и картами, видеофрагментами, помогает провести урок в сетевом режиме и в любой педагогической технологии, организовать и реализовать учебный проект.

     Использование мною программы  Hot Potatoes, приложения, целью которого является создание интерактивных сетевых упражнений, позволяет мне создавать интерактивные, задачи разного типа и тесты,  которые наиболее полно реализуют   обучающую,  управляющую и контролирующую функции и не требуют  значительного количества временных затрат для их выполнения.. По завершению выполнения задания программа сразу же выдает результат и указывает, в каких заданиях учащийся допустил ошибки, что позволяет ребенку самому  провести анализ сделанного упражнения, еще раз проработать свои ошибки.

     Широко использую возможности интерактивной доски SMART Board. Данное интерактивное оборудование позволяет работать практически с любым имеющимся программным обеспечением, повышает у детей интерес к предметам, делает занятия увлекательными, способствует развитию творческой  активности, что, в конечном счете, обеспечивает эффективное усвоение материала.

     Благодаря дистанционному обучению  мои ученики знакомятся с  многообразием видов и форм организации учебной деятельности. Целью данного вида обучения является получение знаний по дополнительным образовательным программам, личностно-ориентированная форма обучения, позволяющая учащимся самостоятельно получать знания, пользуясь сформированными УУД. Учащиеся с удовольствием занимаются на дистанционных курсах по технологии ОТСМ ТРИЗ и КОИРО ( курс «Безопасная дорога»).

       Ребята моего класса участвуют в социально значимых проектах, акциях: «Чистота и порядок в классе», «Береги природу», «Ты нам нужен», «Письмо ветерану». Участие в данных проектах позволяет работать над формированием активной гражданской позиции детей.

          С удовольствием учащиеся моего класса принимают участие в проектных неделях начальной школы. Так  в преддверии Зимних олимпийских игр в городе Сочи, в начальной школе была проведена проектная неделя «Навстречу Олимпийским играм». Ребята трудились над созданием макета Олимпийской деревни, который мастерили из подручного материала (использовались различные коробочки  для изготовления зданий, зубочистки, пенопласт  - для деревьев, пластиковые стаканчики – для стадионов и спусков). Всю неделю ребята трудились совместно с родителями, проявляя фантазию и творчество. Затем учащиеся защищали свои проекты перед детьми своей параллели и представляли  старшеклассникам.

       Ежегодно мой класс участвует в проектах – выставках «Времена года».  Ребята представляют свои проекты, поделки из природного материала.

       Мой класс не только активно принимаем участие в общелицейских проектах, но дети с большим интересом создают и свои проекты. Особенно моих учеников увлек проект «Дети войны», посвященный пионерам-героям ВОВ. Ребята  не только искали информацию в энциклопедиях, интернете, но и читали художественную литературу.

        Неотъемлемой частью моей работы является применение здоровьесберегающих технологий, так как понимание человека как субъекта собственной жизни, активной и самостоятельной силы в созидании общества, высшей ценности и «мерила всех вещей» привело к рождению новых ценностей образования.

          Активное участие принимаем в общелицейском проекте «Спартианские игры»: спарты «Праздник каши», «Будь здоров», «Правила дорожного движения», «Милые хозяюшки». Класс награждён сертификатами участников.

      На уроках использую кинесиологические приемы, которые позволяют улучшить внимание и координацию движений, снять  нервно-мышечные перегрузки, мышечные зажимы и как следствие улучшить осанку детей, улучшить  эмоциональный фон и снизить утомляемость.

       Уроки здоровья позволяют  формировать у детей основы культуры здоровья , обеспечивают двигательную активность учащихся, знакомят с рациональным питанием, помогают сплотить классный коллектив, приводят к улучшению эмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и собственному здоровью, воспитывают гигиеническую культуру, привычку к занятиям физкультурой и спортом. Проводятся они  в игровой форме с  использованием  сказочных сюжетов и персонажей. Введение игры в занятие  позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Вместе со мной в них участвуют и медицинский работник лицея, валеолог.

           Основной формой обучения в школе остаётся урок. Но строгие рамки и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на все вопросы учеников.  И тогда в рамках вариативной части учебного плана (20%)  в соответствии с ФГОС НОО, я выделила со 2 четверти 1 класса несколько образовательных модулей: «Грамотейка», «Мир геометрии», «Мы исследователи», «Игры народов мира».  Данные курсы разрабатываю с использованием  принципов занимательности, научности, сознательности и активности, наглядности и доступности. Прослеживается связь теории с практикой. Они позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

             В своей работе использую оборудование «Спектра», которое обеспечивает развивающую среду начальной школы богатым материалом для проведения уроков и внеурочных занятий. Работая в группах и парами, дети учатся сотрудничать друг с другом, планировать свои учебные и личные действия. Переносные лаборатории включают в себя комплекты оборудования для организации естественно – научного цикла и позволяют организовать экспериментальную деятельность учащихся, в ходе которой он наблюдает и исследует и получает возможность изучать процессы жизнедеятельности не только в классе, но и за его пределами.

     Считаю что, ориентация на возможности обучающегося, его интересы создает  условия для развития и максимальной реализации склонностей и способностей каждого  ребенка,  формирует  основы  мировосприятия, мировоззрения с раннего детства.

       Стали новыми и формы взаимодействия с родителями учащихся. Если раньше родители не были включены в образовательный процесс, то теперь они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Это позволяет  самим родителям учиться понимать и принимать своих детей. Ведь родителями не рождаются, родителями становятся. И как часто  родителям  не  хватает  знаний, мудрости, опыта  для  решения проблем, возникающих в процессе  воспитания  детей. Поэтому внеурочную  деятельность организую совместно с родителями обучающихся. Информационное взаимодействие «родитель – учитель – ребенок» в новых условиях осуществляется не только в виде общения по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече, но и при помощи Интернета (сайт школы, электронная почта, электронный дневник).

      Успех работы учителя складывается из успехов его учеников, а они бывают разные. Один рабочий день приносит огромную радость и удовлетворение, другой – разочарование. Но это и есть стимул к дальнейшему движению, к росту своего педагогического мастерства. Основное направление своей педагогической деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, информационно – коммуникативных технологий обучения, сохранение и укрепление здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....