внеурочная деятельность "Наглядная геометрия"
рабочая программа (3 класс) на тему

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_naglyadnoy_geometrii.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


Обучение геометрии может иметь смысл, если только используются
связи с привычными пространствами.
/Г. Фройнденталь/

Программа факультативного курса «Наглядная геометрия» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Изучение курса «Наглядная геометрия» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: расширение представлений учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; знакомство с геометрическими телами и их развертками, формирование конструктивных умений и навыков, а также способности читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке.

Для выполнения данной цели будут решаться задачи:

  • создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала, используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу;
  • способствовать формированию у детей умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии, проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.
  • развивать пространственное и логическое мышление учащихся.

Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий — тетради «Наглядная геометрия» для 1-4 классов:

  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. – Москва: «Линка–Пресс», 2012 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Н.Б. Истомина, 3.Б. Редько. – Москва: «Линка–Пресс», 2012 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 3 класса общеобразовательных учреждений. Н.Б. Истомина, 3.Б. Редько. – Москва: «Линка–Пресс», 2012 г.
  • Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Н.Б. Истомина, 3.Б. Редько. – Москва: «Линка–Пресс», 2012 г.

Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

  • данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И.С. Якиманская);
  • логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б. Истомина);
  • богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;
  • результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;
  • рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Факультатив и изданные для его проведения тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и наглядно - образного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.

К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий.

Предложенные в тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

  • Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.
  • Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
  • Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
  • Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
  • Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
  • Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
  • Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попытались реализовать на методическом уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

Задачи геометрической пропедевтики:

  • развитие у младших школьников пространственных представлений;
  • ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
  • формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;
  • развитие у младших школьников различных форм математического мышления;
  • формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 7 – 9  лет.

1 час в неделю (34 часа в год)


Содержание (34 часа)

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.4 часа

Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

Раздел 2. Углы. Многоугольник. Многогранник. 30 часов.

Углы. Многоугольники. Многогранники. (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников)

Планируемые результаты освоения курса «Наглядная геометрия»

Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
  • в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;
  • формирование внутренней позиции школьника;
  • адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметными результатами освоения данного курса будет:

  • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
  • приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;
  • вычислять периметр геометрических фигур;
  • выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
    строить окружность по заданному радиусу или диаметру;
  • выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

Учащийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
  • измерять длину отрезка;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • оценивать размеры геометрических объектов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • распознавать плоские и кривые поверхности;
  • распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
  • распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.



Тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 34 часа в год)

№ п/п

Тема

УУД

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Факт.

По плану

Фактич.

Раздел 1. Поверхности. Линии. Точки.(4 часа)

1

Внешняя и внутренняя, плоская и кривая поверхности.

Сформировать у детей (опираясь на их опыт и интуицию), представления о кривой и плоской поверхностях.

1

2

Замкнутые и незамкнутые кривые линии

Сформировать умение проводить линии на кривой и плоской поверхности (видимые и невидимые).

1

3

Ломаная линия. Длина ломаной.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и не соседние области, граница области).

1

4

Точка, лежащая на прямой и вне прямой. Кривая линия. Луч.

Познакомить со свойствами замкнутых областей (соседние и не соседние области, граница области).

1

Раздел 2. Углы. Многоугольник. Многогранник. (30 часов)

5

Угол. Вершина угла. Его стороны. Обозначение углов.

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию. Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

1

6

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

7

Острый, прямой и тупой углы.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

8

Острый угол. Имя острого угла.
Урок-проект.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

9

Тупой угол. Имя тупого угла

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

10

Построение луча из вершины угла.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

11

Построение прямого и острого углов через две точки.

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

1

12

Построение с помощью угольника прямых углов, у которых одна сторона совпадает с заданными лучами.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

13

Измерение углов. Транспортир.

Формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

1

14

Многоугольники. Условия их построения. Имя многоугольников.

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

1

15

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

1

16

Практическая работа по теме: «Лучи. Линии (ломанные и кривые, замкнутые и незамкнутые). Углы.

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.
Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1

17

Многоугольники с прямыми углами. Урок-проект.

1

18

Периметр многоугольника.

1

19

Четырехугольник. Трапеция. Прямоугольник.

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

1

20

Равносторонний прямоугольный четырехугольник-квадрат.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

21

Взаимное расположение предметов в пространстве.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

22

Решение топологических задач. Подготовка к изучению объемных тел. Пентамино.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

23

Многогранники. Грани.

Проводить и дифференцировать видимые и невидимые линии на плоских поверхностях и поверхностях многогранников.

1

24

Многогранники. Границы плоских поверхностей – ребра.

1

25

Плоские фигуры и объемные тела.

1

26

Повторение изученного материала.

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

1

27

Куб. Развертка куба.

Урок-проект.

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

1

28

Каркасная модель куба.

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

29

Знакомство со свойствами игрального кубика.

1

30

Куб. видимые невидимые грани.

Совершенствовать умение читать графическую информацию и выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

1

31

Куб. построение куба на нелинованной бумаге.

1

32

Решение топологических задач.

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

1

33

Многогранники. Видимые и невидимые ломаные линии на поверхности многогранника. Урок-проект.

Продолжить работу по формированию представлений о сечении многогранников.

1

34

Обобщение изученного материала по теме: «Геометрические тела».

Сформировать у учащихся умения читать графическую информацию.

1




Литература

  1. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.
  2. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1-4 классов. Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас", 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир геометрии", 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"

Курс «Геометрия для малышей» играет особую  роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» (2 класс)

Настоящая  программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Вол...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас».

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас»....