Эссе «Школа это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы».
статья ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Школа это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы».
(Роберт Грин Ингерсолл)
учителя начальных классов
МБОУ «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Намдаковой Оюны Булатовны
Учительство – это искусство, труд не менее
творческий, чем труд писателя или композитора,
но более тяжёлый и ответственный.
Учитель обращается к душе
человеческой не через музыку, как
композитор, не с помощью красок, как
художник, а впрямую. Воспитывает
личностью своей, своими знаниями и
любовью, своим отношением к миру…
Дмитрий Лихачёв, академик
Наверное, несколько лет назад я бы оскорбилась за школу, если бы услышала это высказывание. Сейчас я спокойнее отношусь к тому, что есть разные учителя (так же как и разные ученики). Некоторые из учителей шлифуют булыжники, возможно пытаясь получить алмазы. Некоторые (и я в их числе) стараются изо всех сил разглядеть алмазный блеск ребёнка, позволить ему сиять, расти и укрепляться. Как было бы печально, если бы при постановке проблемы в классе не сверкали бы, как алмазы, разные мнения, не допускались бы алмазные ошибки, и не царапались бы алмазные грани. Проблемы бы просто не было, а значит, не было бы продвижения ученика. Ведь в жизни не так просто, как в искусственно созданном учебном пространстве. Наступит момент, когда привычные действия, отработанные годами в одинаковых условиях, не помогут справиться с ситуацией. Жизнь – РАЗНАЯ!
Я очень долго думала над методикой огранки алмаза. Пока не поняла главное: не надо заниматься огранкой алмаза. Надо предоставить эту возможность ему самому. Всё, что ученику не хватает, за чем он пришёл в школу – это тот инструмент, который поможет ему себя совершенствовать. И вот тут наша основная задача – выковать тот инструмент, с помощью которого алмаз станет прекрасным бриллиантом, или суперпрочным диском, или нефтяным буром, или полетит в космос. Ведь все дети наделены определёнными задатками и способностями, но не все эти способности раскрываются. Нераскрытые способности постепенно угасают, так как не развиваются. Я это понимаю, но смогу сделать это только тогда когда сама не буду тем же «булыжником». Я сама должна стать таким «инструментом», который помог бы сделать огранку булыжников, чтобы большая часть из них превратилась в алмазы, а кто – то и в бриллиант. Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью у меня получается. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонёк желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребёнка, дети начнут приспосабливаться: говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребёнком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.
Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать кто я.
Я учусь.
И я учусь учить.
Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.
Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребёнка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете.
Я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то в такой атмосфере дети открываются, видят в педагоге, прежде всего взрослого друга и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться любить своих (таких разных!) учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив по-своему и в своем! Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, - результату.
Многие учащиеся, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению. Вот поэтому главная задача школы и учителя - способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигнуть высоких уровней мастерства, изменяясь, осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи.
Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам, если буду как можно больше знать. Конечно, мне не удастся быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания, находить правильные решения в тех или иных жизненных ситуациях.
В конце я хочу привести совет известного философа Ф. Ницше:
“Искать- всегда немудрено,
Найти - куда труднее.
По ветру плыть не суждено -
Плыви еще быстрее!”
Мне и моим коллегам небезразлично, каким вырастет будущее поколение, которое будет строить будущую жизнь нашей страны. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, не просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. Как личность, пытаюсь быть интересной, принципиальной, деловитой, творческой.
Моральные ценности, передававшиеся из поколения в поколение, попраны. То, о чем говорится, и то, что происходит на самом деле, не всегда соответствует истине. Но современное общество по-прежнему хочет видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать тот верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогают ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками…
Поэтому, научить быть успешными и самодостаточными своих учеников может лишь успешный и самодостаточный учитель, который знает, как это сделать, знает, что ему надо от жизни и зачем ему это, ставит цели и достигает их, радуется и огорчается, делает выводы, является хозяином своей жизни. У такого учителя каждый «булыжник» может стать не только алмазом, но и очень ценным бриллиантом.
Вот таким учителем я и стремлюсь быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Школа и ученики в моей жизни"
Симон Джекобсон сказал: "Секрет выбора пути состоит не просто в том, чтобы идти по земле, а в том, чтобы изящно скользить по льду. И не просто делать шаг за шагом, а поднимаясь к горе, тянуться к небе...
Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»
Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...
Эссе "Роль и место духовно-нравственного воспитания в образовательной системе современной России"
Проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров молодого поколения России....
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Эссе "Школа - судьба моя!"
Мои размышления о выбранном профессиональном пути....
«ШКОЛА, СВЯТОЕ МЕСТО – ДОБРА ПРАВДЫ».
Система работы учителя-логопеда....
Эссе "Школа будущего"
В данной статье описаны мои рассуждения о школе настоящего и будущего....