Диагностики
опыты и эксперименты ( класс) на тему

Диагностика сформированности саморегуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostiki.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности саморегуляции

Фронтально для всего класса на 10 минут дается задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1-1-1-1- и т.д.) делать в конце каждой строчки перенос, не «заезжать» на поля, писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценка результатов: высокий уровень – ученик принимает все правила и удерживает их в полном объеме в процессе самостоятельной деятельности; работает соредоточенно, не отвлекаясь; по окончании работы в ответ на предложение найти ошибки тщательно проверяет сделанное; средний уровень – ученик изначально принимает все правила, но по ходу работы теряет одно (чаще забывает делать перенос), ошибок не замечает; в конце работы в ответ на предложение проверить сделанное ограничивается беглым (формальным) просмотром; низкий уровень – ученик принимает не все правила, а в процессе работы и их, работает хаотично; от проверки сделанного отказывается.

Диагностика сформированности произвольного внимания

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определенное время (10 мин) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним.

Сорняки шыпучи иплодовиты.

На столу лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине.

В лесной чаще было тихо и прохладно.

Об уровне внимания судят по количеству исправленных ошибок: высокий – не заметили 1 – 2 ошибки; средний – не заметили 3-4 ошибки; низкий – не заметили 5 и более ошибок.

        

        Диагностика речевого развития

Цель методики: выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста. Задачи: на основе пересказа текста определить индивидуальные особенности  речи и соотнести их с уровнем речевого развития.

Материал: короткие рассказы, соответствующие возрасту.

Ход работы. Учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.

Анализ результатов. При изучении особенностей речевого развития надо обратить внимание на следующее.

  1. Особенности восприятия и понимания текста (насколько внимателен ребенок при чтении текста; степень его заинтересованности, вовлеченности в работу, просит ли он повторить текст).
  2. Особенности пересказа текста: как быстро испытуемый начинает пересказ (сразу после прочтения, после повторного прочтения, сколько раз пришлось повторить текст); пересказывает самостоятельно или пришлось оказывать помощь; задает ли ребенок уточняющие вопросы; с чего начинается пересказ, насколько он подробен, имеются ли оговорки, повторы. При выявлении особенностей лексики следует отметить, осуществляется ли пересказ  «своими словами», насколько богат словарный запас ребенка или же пересказ ведется близко к тексту, по линии его упрощения. Требуется выявить, воспринимает ли испытуемый метафору, как он ее понимает, владеет ли ею сам.
  3. Особенности отношения к смысловому содержанию текста: степень адекватности понимания смысла, эмоциональное отношение к смыслу текста, нравственное и эстетическое суждение о нем.

Если испытуемый затрудняется выполнить пересказ, то задаются дополнительные вопросы, например: «О чем этот рассказ?», «О ком говорится в нем?», «Что удалось запомнить из данного рассказа?» После называния основного персонажа рассказа можно спросить, что и как этот персонаж сделал, что у него из этого получилось.

Если испытуемому удалось без подсказок быстро пересказать текст, желательно спросить его о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.

К высокому уровню речевого развития необходимо отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста: пересказ осуществляется без повторного прочтения текста; испытуемый обошелся без подсказок и наводящих вопросов; сумел передать смысл текста своими словами; речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию текста.

К среднему уровню речевого развития можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи можно считать состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.

К низкому уровню речевого развития обычно относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. Можно наблюдать у ребенка невнятное «бурчание под нос», отказ от пересказа («Я не могу», «У меня не получится» и т.д.).

Текст для анализа речевого развития

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят, неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случись и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорее, волк!» Мужики подумали, опять по-всегдашнему обманывает – не послушали его. Волк видит – бояться нечего: на просторе перерезал все стадо (Л. Н. Толстой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...