Отчет по теме самообразования "Формирование УУД на уроках математики".
материал (4 класс) на тему
В материале содержится отчет по теме самообразования "Формирование УУД на уроках математики" за 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya.docx | 72.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования.
Тема: Формирование УУД на уроках математики.
Цель: способствовать формированию УУД через уроки математики.
По данной теме самообразования я работаю первый год.
Актуальность темы: Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Для того, чтобы работать по теме самообразования мне необходимо было изучить литературу.
Я начала изучать психолого-педагогическую литературу «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмоловой). Параллельно произвела отбор необходимых методик для выявления уровня УУД.
Личностные УУД
Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Для формирования личностных УУД я использовала следующие виды заданий:
- решение творческих заданий; (Составить задачу по рисунку. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.)
- участие в мини проектах; Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
- выполнение самооценки событий;
- подведение итогов урока. Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Провела методику на определение сформированности «Внутренней позиции школьника» (самоопределение) и выявила осознанность ребенком цели и важности учения.
Внутренняя позиция школьника (самоопределение)
Самооценка
Для выявления сформированности самооценки школьника я использовала методику Дембо- Рубенштейна в модификации А. М. Прихожан.
Получила следующие результаты:
Уровень самооценки
Смыслообразование
Для выявления уровня школьной мотивации учащихся я использовала анкету «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Результаты анкетирования
Смыслообразование
Регулятивные УУД.
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Для формирования регулятивных УУД применяла следующие виды заданий:
- проверка домашнего задания;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- выполнение заданий типа «Преднамеренная ошибка», (Выпиши примеры, в решении которых допущена ошибка. Реши их правильно.) «Верно – не верно!», «Ищу ошибки»,
- решение текстовых задач (При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий)
- проблемные ситуации.
Для выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля я использовала методику П.Я Гальперина и С.Л. Кабыльницкой и выявила следующие уровни:
Уровень сформированности внимания и самоконтроля
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для формирования коммуникативных УУД использую следующие виды заданий:
- работа в парах, в группах (Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.)
- постановка вопросов (поставить вопрос к задаче и решить её).
- составь задание партнеру;
Для оценки коммуникативных УУД использовала методику дополнения И.А. Гальперина.
Результаты:
Познавательные УУД.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Для формирования познавательных УУД использую следующие виды заданий:
- моделирование (Обучающиеся учатся создавать модели и схемы для решения задач.)
- работа с таблицами, с текстом;
- составление схем – опор;
- задания «Поиск лишнего» (Задание: не вычисляя, найди лишний пример.), «Найди отличие», «Цепочки».
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Чтобы выявить уровень развития словесно-логического мышления я использовала методику «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)
Результаты:
В данном учебном году я планирую продолжить работу по теме самообразования «Формирование УУД на уроках математики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья по теме:"Дефференцированный подход на уроках математики"
Дифференцированный подход на уроках математики. Математика, является одним из фундаментальных предметов начального школьного обучения. На уроках математики дети должны учиться р...
Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....
Презентация по теме: "Устный счет на уроке математики" 2 класс
В презентации представлены таблицы для запоминания с детьми состава чисел....
Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...
Статья по теме: Игровая деятельность на уроке математики
В статье освещены основные понятия,связанные с игровой деятельностью...
Доклад на тему: «Использование ТРКМ на уроках математики»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которо...