Информационно-образовательная среда как условие эффективного введения ФГОС
статья ( класс) на тему
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. В статье рассматривается вопрос использования ИОС Для сформированности УУД в начальной школе. исключительную важность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chudina_t.v.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чудина Татьяна Васильевна,
учитель начальных классов,
МАОУ лицей № 142
Информационно-образовательная среда как условие эффективного введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся: личностным, предметным и метапредметным, последние из которых включают УУД. Метапредметные результаты должны отражать:
-активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение работать в информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Для сформированности УУД исключительную важность имеет использование ИОС, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
ИОС понимается как единое информационное пространство и эффективная образовательная система, в рамках которой возможен новый уровень реализации активной и интерактивной стратегий образования, формирования положительной мотивации к учебной и творческой деятельности, навыков самостоятельного получения различных типов информации из разных типов источников, активизации сотрудничества участников образовательного процесса.
При создании ИОС в начальной школе важную роль играет личность самого педагога, его квалификация, профессиональное мастерство, которое складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:
- проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
- правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
- оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
- свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.
Но, помимо роли самого учителя и качества его профессиональной деятельности, ИОС включает в себя и другие составляющие:
- наличие в ОУ компонентов на бумажных носителях: учебники, рабочие тетради (этот ресурс представлен большим количеством словарей, пособий для учителя и учеников, который, накапливается и собирается в течение многих лет)
- наличие в ОУ компонентов на CD-DVD носителях (электронное приложение к учебнику, электронные наглядные пособия, тренажеры, практикумы)
- наличие в ОУ Интернет-среды (методподдержка учителей, Интернет-школа, Интернет-ИПК, мультимедиа-коллекции)
Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося.
Так, изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием и т.д.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. Учащиеся должны иметь контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
Что мы наблюдаем сегодня? В настоящий момент можно говорить о том, что в кабинетах начальной школы обновляется техника, идет тесное сотрудничество и использование библиотечного фонда, функционирует локальная сеть школы, появляются возможности для участия в Интернет-олимпиадах, реализации новых информационных технологий (Лего -лаборатория).
В работе педагогов нашей школы стали уже привычными такие формы работы как:
- мультимедийное сопровождение уроков; доступ к сети Интернет позволяет вести урок с использование мультимедиа коллекции, показывать детям приёмы и способы поиска информации в сети;
- проектная, исследовательская работа с использованием ресурсов сети Интернет;
- дистанционное обучение через Интернет-ресурсы; («Телешкола», КПК)
- электронный журнал для родителей;
Новинкой для нас является электронное приложение: Образовательный комплекс ОС "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.)
Новый результат требует от учителя особых усилий, а если фиксировать его на бумажных носителях – дополнительного времени. Избежать этого можно только в том случае, если значительную часть работы по контролю и оцениванию передать автоматизированным электронным программам. Электронное приложение поможет:
- обучать учеников основным ПРЕДМЕТНЫМ и МЕТАПРЕДМЕТНЫМ учебным действиям;
- фиксировать ПРЕДМЕТНЫЕ результаты учеников в виде действий-умений в электронном журнале-блокноте учителя;
- проводить МЕТАПРЕДМЕТНУЮ диагностику (3–4 класс) и электронные предметные контрольные работы в компьютерном классе и получать автоматические отчёты через таблицы результатов. Это значительно экономит время, хотя и требует организационных усилий.
Учителя, активно использующие компьютер на уроках, имеют определенный набор сайтов, к которым они обращаются, готовясь к урокам, и периодически находят новые.
Так, например, активно используются коллекции электронных образовательных ресурсов сети Интернет:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), библиотека портала Nachalka.com (http://www.nachalka.com/) и Сеть творческих учителей- http://www.it-n.ru/, ресурсы Учительского портала (http://www.uchportal.ru/), обращаясь к которому, можно найти интересные иллюстративные материалы к урокам по всем учебным предметам, задачи и задания для проверки предметных знаний и умений учеников, методические рекомендации, разработки уроков и т.д.
Таким образом, у учителя начинает формироваться собственная информационно-образовательная среда, помогающая готовиться к урокам и предоставляющая наглядные материалы для обучения.
Необходимыми и востребованными, но не используемыми, остаются такие формы работы как:
- электронные лабораторные практикумы;
- цифровые лаборатории;
- использование фото- видеотехники, вебкамеры на занятиях для работы с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Фотоаппарат, видеокамера и диктофон - эффективные инструменты для фиксации результатов образовательного процесса, личностных достижений обучающихся, для подготовки групповых и специальных проектов.
- автоматизация системы контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности электронных учебных пособий;
- использование ресурсов Интернет в режиме он-лайн;
- необходимым компонентом является мобильный компьютерный класс, в котором была бы создана локальная сеть, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения у младших школьников;
- документ-камера с помощью, которой можно осуществить визуализацию на масштабном экране информации, полученной с нецифровых носителей, в том числе ход проведения натурных экспериментов, а также фиксацию образовательных результатов обучающихся;
- системы голосований и опросов, предназначенных для тестирования учеников класса;
- возможности дистанционного обучения: публикация занимательных задач по предмету, ликвидация пробелов, возникших из-за пропущенных уроков. При этом режим работы учитель может выбрать для себя сам, в зависимости от своих возможностей.
Требования ФГОС указывают на необходимость активной работы с текстом, графикой, видеоизображением и звуком в начальной школе, что предусмотрено в комплектации АРМ. Для этого у учителя должно быть установлено специальное программное обеспечение, включающее легко осваиваемые программы обработки текста, графики, видео и звука.
Как бы мы ни хотели работать по старой системе обучения, но нам приходиться предоставлять ребенку больше свободы и возможностей для получения образования в различных формах, в том числе в виде экстерната или частичного дистанционного обучения. Стимулируя учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание собственных заданий, тестов, например базы данных (классификация растений, животных, создание электронной библиотеки прочитанных книг). Такие задания позволяют поработать с дополнительной информацией, систематизировать полученные знания, расширить кругозор. Но использование ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где это необходимо!
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач.
Так, компьютерная среда ПервоЛого, разработанная для младших школьников представляет собой компьютерный альбом, в котором в отличие от бумажного ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые - как школьные, так и личные - темы.
Возникает потребность в дополнительном обучении педагогов: основы работы с цифровыми изображениями, основы видеомонтажа, подготовка к работе мобильных комплектов и датчиков цифровых лабораторий. Наиболее конструктивным является обучение на базе школы, когда занятия проходят с использованием оборудования, имеющегося в нашем распоряжении, показательные мастер-классы методистов, как наиболее рационально, методически грамотно использовать электронные образовательные ресурсы, средства АРМ, возможности сети Интернет в учебно-воспитательном процессе.
Интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы являются эффективными техническими средствами, при помощи которых можно не только значительно разнообразить процесс обучения и воспитания младших школьников, но и повысить имидж образовательного учреждения. Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс. Ведь обеспечить школу современной компьютерной техникой несложно, было бы достаточное финансирование. Гораздо сложнее правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне. Решение этих проблем возможно только в комплексе: учитель, обладающий высоким уровнем ИКТ - компетентности, не испытывает сложностей в работе с новым оборудованием; развитая ИОС школы позволяет сократить время для подготовки к занятиям: обеспечивает автоматизацию обработки результатов мониторинга, взаимосвязь всех участников образовательного процесса, взаимодействие с педагогами других образовательных учреждений.
Таким образом, в самом общем виде единая ИОС школы представляет собой комплексную систему, в которой должны быть задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (администрация, учителя, ученики, родители, вышестоящие организации, другие учебные заведения и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах МОУ СОШ №14»
В соответсвии с приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта» с 1 сентября 2011 года шк...
Эффективное введение ФГОС в первых классах
Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...
Условия для введение ФГОС НОО в первых классах
Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах...
Особенности проектирования эффективного урока в информационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС.
Особенности проектирования эффективного урока в информационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС.Возможности использования ИКТ на уроках в начальной школе....
Организация внеучебной деятельности обучающихся в услови¬ях введения ФГОС НОО
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходим...
Условия для введения ФГОС НОО в первых классах
Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах....
Эффективное введение ФГОС в первых классах
Создание условий для эффективного введения ФГОС НОО в первых классах....