Организация внеучебной деятельности обучающихся в услови¬ях введения ФГОС НОО
статья на тему
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Ордина Наталия Валерьевна
учитель начальных классов – воспитатель ГПД
ГБОУ школа №337
Организация в не учебной деятельности обучающихся
в условиях введения ФГОС НОО
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования на сегодняшний день является введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускника в высокотехнологичном конкурентном мире. Перед современным образованием ставятся задачи переориентации школы на новые образовательные результаты на основе системно-деятельностного подхода.
Среди прочих изменений следует отметить появление внеурочной деятельности в учебном плане. Для реализации внеучебной деятельности на ступени начального общего образования отводится 10 часов в неделю на ученика.
Следует учитывать, что внеурочная деятельность:
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе;
способствует в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образовании;
преимуществами данного компонента образовательного процесса является: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника;
наполнение конкретным содержанием данного компонента находится в компетенции образовательного учреждения.
.
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека (своими руками сделал подарок маме, вместе с друзьями сделали подарки , подготовили концерт).
Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников. Она имеет большее, чем урок временное пространство, большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности и несёт в себе приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств. С точки зрения гражданского, духовно-нравственного воспитания, социализации личности внеурочная деятельность обладает (при определённых условиях) огромным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствии со своей шкалой ценностей.
Таким образом, внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. Рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть насильственной (приказной) и формальной. В – третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности спортивно -здоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная и проектная деятельность.
Основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
В рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса - внеурочной деятельностью учащихся.
Организовать – значит упорядочить, установить определённый порядок. Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Исходя из анализа деятельности такими компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.
Организация внеучебной деятельности | |
Компонент организации внеурочной деятельности | Содержание компонента |
Условия | Региональные особенности. |
Цели | Способствовать личностному становлению учащихся. |
Мотивация | Переход системы образования на системно – деятельностную парадигму. |
Содержание | Направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность - как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. |
Технологии | Проектная деятельность; |
Средства | Образовательная среда: учебное и игровое пространства - для подвижных занятий и для спокойной работы, |
Результаты | Развитие личности учащегося, формирование «компетентности к обновлению компетенций» |
Внеурочные занятия не должны быть продолжением, или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки.
В процессе реализации задач внеурочной деятельности рекомендуется использовать следующие организационные формы:
коллективные (исследовательские объединения, олимпиады,
фестивали, конференции, праздники, выставки и др.);
- групповые (дискуссионные клубы, проблемные группы, кружки но
интересам, коллективные творческие дела, тренинги и др.);
индивидуальные (написание проектов, выполнение творческих
заданий, общественных поручений, подготовка «Портфолио»
достижений, выступление на конкурсах и др.).
Выстроенная, таким образом, внеучебная деятельность охватывает практически все стороны жизни и деятельности младших школьников, углубляет и привносит разнообразие в учебную деятельность: физическое развитие и укрепление здоровья, эстетическое, творческое (проектная деятельность), интеллектуальное развитие, воспитание патриотизма.
Таким образом, результатом образования, воспитания и разностороннего развития личности должен стать ученик, соответствующий модели выпускника начальной школы: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности; уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (НОО). Что такое В.Д.
Должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. Необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка. Внеурочная деятельность
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным , предметным . Формы организации образовательного процесса , чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение
условия цели мотивация содержание технологии средства результат
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)
В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...
" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»
Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях. В стандартах нового ...
Организация внеучебной деятельности учащихся в условиях ФГОС
Материал содрежит обобщение сосбственного опыта работы в данном направлении образовательной деятельности учителя...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...