Программа факультатива "Шахматы"
рабочая программа (2 класс) по теме

Антонова Людмила Георгиевна

В основу рабочей программы факультатива «Шахматы» положена авторская программа «Шахматы – школе», разработанная И.Г. Сухиным.

Программа факультатива носит образовательно-воспитательный характер и направлена на создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_shahmaty.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Перечень нормативных документов и методических  материалов, на основании которых  разработана Программа.

В основу рабочей программы факультатива «Шахматы» для 2 Б класса МБОУ СОШ №2 г. Советский положена авторская программа «Шахматы – школе», разработанная И.Г. Сухиным.

   Курс "Шахматы – школе" под редакцией И.Г. Сухина написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дидактических игр, позволяющих сформировать у детей внутренний план действий — способность действовать в уме.

   Цель и задачи программы

   Цель:  Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

   Задачи программы:

научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

создать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся       (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

    развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

    формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).  

развить навыки групповой работы;

способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

заложить идеи развития у подростков собственной активности, целеполагания, личной    ответственности.

воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени

Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения исходя из конкретных условий организации образовательного процесса.  

     Содержание факультативного курса «Шахматы» соответствует концептуальным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.  

1.    Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала

2. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает активизацию познавательной деятельности каждого  обучающегося), формирование мотивации к достижению результатов. Упражнения направлены на формирование способов практической работы, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного решения логических задач..

3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности, усвоение детьми понятий нравственного содержания; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.

5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать логические задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации.

6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

7. Обеспечение социализирующей функции, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся.

Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

·       Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

·     Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное        созерцание со стороны;

·      Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

·     принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

·     принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

·     принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

·     принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

·     принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения

            Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

·        На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

·        Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, обучающийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры.

·        При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная  шахматная литература, картотека дебютов и др.).

·        На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства обучающихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

·        Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях.

Особенности организации факультатива 

         Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.  

          Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.       

На занятиях используются загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки  полученных знаний.  Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Ожидаемые результаты программы

  1. Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  2. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  3. Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

      4.    Развитие умственного потенциала обучающихся, их способности мыслить и      действовать.

      5.  Появление потребности к интеллектуальным играм.

               Формы  оценки.

       Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Текущий:

-   оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;

-  прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-  пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы обучающихся;

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем:

внутренняя система оценки  на основе сформированности  целеполагания,   развития контроля, самооценки

внешняя система  оценка на основе результативности участия в турнирах, викторинах; беседы с родителями.

Показатели для оценки эффективности занятий:  

– степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Во 2 классе результаты фиксируются в форме «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «оценочных  листах», значков-символов «+», «-», «?».

Механизмы формирования  универсальных учебных действий

     Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом.

      Развитие умений принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения (регулятивные универсальные учебные действия) достигается системами вопросов в задании (локальные учебные задачи) или к комплексу задач (перспективные учебные задачи). Учебный материал излагается таким образом, что ориентировочная основа действий учащихся выстраивается постепенно посредством таких приёмов, как  «варьирование существенных и несущественных признаков понятия или способа действия». Большое внимание уделяется формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Для развития умения самостоятельно выстраивать и оформлять последовательность своих действий ученикам предлагаются образцы планов действий в явном виде для выполнения и преобразования. Ученики учатся оценивать каждое мнение, обосновывать своё согласие или несогласие с ним.

          Успешное решение  поставленных  при  изучении  курса  задач оказывает влияние на эмоционально- волевую сферу личности обучающихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда. Большое значение в развитии факультативных знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, ученики учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии, делать обобщения.  

Общая характеристика учебного предмета

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном  возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий  представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Поэтому шахматы как школьный и дошкольный учебный предмет должны иметь структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Базой такого подхода стали теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования Я.А.Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий.

Спецификой  курса  является  то, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат.  На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.       

Взаимодействие  факультативных  занятий:

-  с предметом  «Математика»;

-  с предметом  «Окружающий  мир».

Успешное решение  поставленных  при  изучении  курса  задач помогает  обучающимся  в  изучении  материала тем  уроков,  оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда,  способствует развитию  логического  мышления,  необходимого  при  решении математических и жизненных  задач. Выполняя задания  факультативного  курса, ученики учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии, делать обобщения.  

 

 Описание места учебного предмета  в учебном плане

 Рабочая программа к курсу «Шахматы» составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина, рассчитана на весь учебный год.

В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ СОШ №2 г. Советский на 2014/2015 учебный год  для реализации факультативного курса для  обучающихся  2Б  класса предусмотрено  2 часа в неделю, всего 68 часов.

        

Описание ценностных ориентиров содержания  факультативного  курса

Факультативный курс  «Шахматы» является средством познания окружающего мира, развития  логического мышления. Поэтому так важно сформировать интерес к  изучению  факультативного  курса. Овладение различными видами деятельности в процессе обучения  в  рамках  курса  способствует  духовно-нравственному  развитию  учеников.  

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни.

          Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

          Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

          Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом.

          Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

          Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты  освоения курса

Содержание   факультативного  курса «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и  специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Курс «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у   них  универсальных способностей (компетенций).

В результате изучения данной программы после первого года обучения обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов:  

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:  

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

  своих фигур;

Получат  возможность  научиться:

- ориентироваться  в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Содержание учебного предмета

Для занятий используется, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

             Первое знакомство с Шахматным  королевством.

             Из истории шахмат.

             Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

горизонтали, вертикали, диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

             Шахматные фигуры. Первое знакомство.

Правило: «Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

             Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

           Пешки

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

          Король

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

          Ладья

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

          Слон                         

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита".

        Ферзь

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

          Конь

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

         Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

          Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

           Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

          Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

           Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

         Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

        Короткие шахматные партии.

        Занимательные страницы шахмат.

Шахматные сказки.

Все дидактические игры и задания моделируются в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся

1

Шахматная доска

16

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Выделять закономерности.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Высказывать своё предположение (версию)

Работать по предложенному учителем плану.

Называть предметы по описанию.

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

Определять последовательность событий;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Выделять закономерности.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Работать по предложенному учителем плану.

Ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя

2

Шахматные фигуры

31

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные

Различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

уметь проводить элементарные комбинации;

3

Цель и результат шахматной партии

21

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат; уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

Определять последовательность событий;

Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Знать шахматные термины: ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

уметь проводить элементарные комбинации;

Планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.

Итого

68


Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Планируемые результаты

План

Фактически

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

Шахматная доска (16 ч.)

1

Место шахмат в мировой культуре

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

-внимательно слушать учителя

Регулятивные УУД: овладевать   способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

2

Из истории шахмат.

3

Шахматная доска - поле шахматных сражений

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Обобщать, делать несложные выводы

Регулятивные УУД: Готовность конструктивно разрешать конфликты

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

4

Шахматная доска. Белые и черные поля.

5

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. 

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Обобщать, делать несложные выводы

Регулятивные УУД: Готовность конструктивно разрешать конфликты

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

6

Шахматная доска. Горизонталь.

7

Шахматная доска. Вертикаль.

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры. Различать диагональ, вертикаль, горизонталь.

Обобщать, делать несложные выводы

Регулятивные УУД: Готовность конструктивно разрешать конфликты

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

8

 Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. 

9

Шахматная доска. Диагональ

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске

Регулятивные УУД: Готовность конструктивно разрешать конфликты

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

10

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

11

Фланги и центр

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске

Регулятивные УУД: Готовность конструктивно разрешать конфликты

Познавательные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью

Коммуникативные УУД: Определение общей цели и путей ее достижения.

12

Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

13

Начальная позиция

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске

Регулятивные УУД: овладевать   способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД: Активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий

14

Начальная позиция. Расстановка фигур.

15

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Уметь ориентироваться на шахматной доске

Понимать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Регулятивные УУД: овладевать   способностью принимать и сохранять  цели и задачи занятия.

Находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД: Активно использовать речевые средства в процессе общения   с товарищами во время занятий

16

Расстановка фигур перед шахматной партией

Шахматные фигуры (31 ч.)

17

Тяжелые и легкие фигуры

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

18

Начальная расстановка фигур

19

Ладья

Знать место ладьи в начальном положении, ход ладьи, взятие.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

20

Ладья. Ход, взятие.

21

Слон.

Знать место слона в начальном положении, ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

22

Слон. Ход, взятие.

23

Взаимная ценность фигур. Ладья против слона

Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

24

Ладья. Одна против пешек.

25

Ферзь

Знать место ферзя в начальном положении, ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

26

Дороги Ферзя.

27

Ферзь против слона и ладьи

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии. Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

28

Ферзь против слона и ладьи "Игра на уничтожение",  "Один в поле воин"

29

Король

Знать место короля в начальном положении, ход короля, взятие.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

30

Ход Короля.

31

Король против других фигур

Знать место короля в начальном положении, ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

32

Король против других фигур. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

33

Поле под ударом

Уметь выявлять закономерности и проводить аналогии. Знать правила хода и взятия каждой фигурой.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

34

Конь

Знать место коня в начальном положении.

Знать ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

35

Ход, взятие, сила.                                            

36

Конь против коня

Знать ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Знать место коня в начальном положении, ход конём, взятие.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

37

Конь против ферзя, ладьи, слона

38

Конь против других фигур

Знать место коня в начальном положении, ход конём, взятие.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

39

Конь. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение"

40

Пешка. Место пешки в начальном положении

Знать место пешки в начальном положении.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

   41

Ходы и взятие фигур. Пешка.

42

Превращение пешки

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Различать ладейную, коневую, слоновую, ферзевую, королевскую пешку. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

43

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. 

44

Король и пешка  против коня

Знать начальное положение. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать связь между расстановкой фигур.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

45

Пешка.

Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".

46

Ударная сила фигур

Понимать способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей шахматной доски свободной от других фигур.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

47

Ценность фигур

Знать о взаимодействии фигур шахматной партии. Это направлено к достижению мата.

Регулятивные УУД: Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.

Познавательные УУД: Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит рассуждения, овладевать новыми понятиями.

Коммуникативные УУД: Учится слушать собеседника, напарника по игре  быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.

Цель и результат шахматной партии (21ч.)

48

Шах.

Уметь проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь определять последовательность событий

Знать открытый шах, двойной шах. Уметь определять последовательность событий

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

.

49

Цель шахматной партии. Шах.

50

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Уметь проводить элементарные  комбинации;

планировать нападение  на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

Регулятивные УУД: находить способы решения и  осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

51

Шах. Открытый шах. Двойной шах. 

52

Мат. Цель игры.

Уметь  проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

53

Mат. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

54

Мат в один ход.

Уметь проводить элементарные комбинации;

 планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

55

 Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

56

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Знать комбинации мата в один ход: сложные примеры.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

57

Решение шахматных задач и упражнений.

58

Ничья, пат. Отличие пата от мата.

Знать отличие пата от мата, варианты ничьей, правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

59

Пат. Рокировка

60

Шахматная партия.  

Демонстрация коротких партий. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

- запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

61

 Игра всеми фигурами из начального положения 

62

Игра всеми фигурами.

Уметь проводить элементарные комбинации;

запоминать и воспроизводить изучаемый материал;

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

63

Правила и законы дебюта.

64

Шахматная партия. Игра всеми фигурами.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

65

Игра всеми фигурами из начального положения.

66

Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

- ориентироваться в пространстве;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;  

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

67

Игра всеми фигурами. Типичные комбинации в дебюте.

- ориентироваться в пространстве;

-выделять черты сходства и отличия;

-выявлять закономерности;  

-владеть элементарными навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения

Регулятивные УУД: находить способы решения и осуществления поставленных задач.

Познавательные УУД: Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), учиться работать в  информационной среде  по поиску  данных изучаемого объекта.

Коммуникативные УУД: Учиться договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности.

68

Игра всеми фигурами. Типичные комбинации в дебюте.


Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение

        1.Коробки с деревянными шахматами

        2.Магнитная доска.

        3.Компьютер

        4.Мультимедийный проектор

Используемая литература

  1. И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

      5.   Программа «Шахматы – школе», автор А.А.Тимофеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...