Открытый урок по кубановедению "Казачья хата".
презентация к уроку (3 класс) на тему
Представляю свой урок по кубановедению. Так как класс казачьей направленности, очень близка тема "Казачья хата".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.26 МБ |
konspekt_uroka.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока: -Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты. -Познакомить с бытом кубанского казачества. -Развивать словарный запас, интерес к прошлому родного края. -Развивать речь и мышление учащихся
Правила работы в группе. Работать дружно. Быть внимательными друг к другу, вежливыми. Не отвлекаться на посторонние дела. Не мешать друг другу Во время оказывать помощь. Выполнять указания старшего.
Подбери нужное слово. Кубанская … - деревня – корень «дерево», место, очищенное от леса - село – населённый пункт - станица – большое казачье селение.
Подбери нужное слово. Дом казака – это … - изба – деревянный, крестьянский дом - терем – высокий богатый дом на Руси - хата- постройка на юге, которая начиналась на земле.
Станица хата
Подумай и отгадай. Кирпич из глины с примесью соломы. Частокол, плетень обмазанный глиной.
Проверь себя. Саманные хаты
Центральное место в хате. Красный угол» «Божница » Красный угол – самое святое место в доме.
рушники. - крючковые – вешали на гвоздь - утирач – вытирали лицо - зеркальные – ими украшали зеркала - церковные – украшали иконы
Физминутка . Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. И сели на свои места.
печь « Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». - лежанка - устье
Мебель в хате казака. Стол, лавки, сундуки
Хлебосольная казачья семья.
Ссылки: http http://masterlom.moy.su/Stroyka/domOpastu2/32.jpg s://yand http://tamagne.ru/files/galery_items/487/odezhda-i-byt-kazakov.jpg ex.ru/images http://tamagne.ru/files/galery_items/487/odezhda-i-byt-kazakov.jpg / search?img_url
Литература: Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар , 2005. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка /.- Краснодар, 2003. Б.А. Трехбратов . Новая история Кубани. – Краснодар, 2001. Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Казачья хата».
Тип урока:Открытие новых знаний
Цели: Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве хаты казака.
Задачи:
1.Обучающая - Закрепить понятия: саманный, турлучный.
2.Развивающая - Развивать речь и мышление учащихся. Развивать творческие способности детей. Продолжать обучать детей работать в группах.
3.Воспитывающая - Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.
4.Оборудование: мультимедийное оборудование, слайды: "хутор","хата", "красный угол", "печь", "убранство хаты", "утварь". Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации "Саманная хата", "Турлучная хата", карточки с заданиями, карточки со словарными словами. Материал для проектной деятельности: детали хаты, внутреннего убранства для учеников и для учителя. Демонстрационный материал: предметы быта, утварь.
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя. | Действия учеников | У У Д |
1. Орг.момент | Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. | Проверяется готовность к уроку. Наличие дневника, учебника,карточки, материал для проектной деятельности. | Личностные и регулятивные УУД. 1.Формирование положительной учебной самооценки, понимание смысла учебной деятельности. |
Вводная часть урока. | Учитель: Слайд 3. Здравствуйте ребята и наши гости! Ребята поприветствуем наших гостей! Сядем прямо и вспомним, как мы работаем в группе. Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. И так, готовы Мы начинаем! | ||
Создание ситуации поиска. | Учитель: Чтобы определить тему урока, мы должны выполнить три задания: Слайд 4. Подберите подходящее по смыслу слово: Кубанская ... (станица). Деревня - корень "дерево", то есть "место очищенное от леса". А казаки обживались в степи. Село - населенный пункт. Станица - большое казачье селение. Казаки в степи выбирали место, останавливались. Из трёх карточек ученик выбирает слово "станица" закрепляем на доске. Дом казака - это ... (хата). Изба - деревянный, крестьянский дом в деревне. Терем - высокий богатый дом на Руси. Хата - постройка на юге, которая начиналась на земле. Из трёх карточек ученик выбирает слово "хата", прикрепляем на доску. Учитель: Для того, чтобы выполнить 3-е задание, мы вспомним тему прошлого урока. - О каком строительном материале идёт речь? Слайд 6 . (Кирпич из глины с примесью соломы) - саман. (Частокол, плетень обмазанный глиной) - турлук. | Повторение и закрепление пройденной темы. Ученики прикрепляют карточки со словами на доску. | Познавательные УУД Формируем умение извлекать информацию из схем, текстов. Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. Формируем на основе анализа делать выводы. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. |
Открытие новых знаний. | Учитель: - Ребята, закройте глаза и представьте, что мы оказались в хате казака. - Что вы увидели? Слайд 1.- Сегодня мы представим, как выглядела хата казака внутри. Это тема нашего урока "Казачья хата". Учитель: - Так как у нас 4 команды, то каждая команды собирает свою хату, но мы ещё соберем большую импровизированную хату. За правильные ответы команды получают "вареники". Учитель: - Как вы думаете, с чего нам начать облагораживать жилище? - Какое место в хате было центральным, святым? - У кого казаки просили помощи в любых делах, кем они были? Слайд 9. Ученик: - Казаки были православные, поэтому "Красный угол" в хате был центральным местом. Давайте прикрепим икону в углу хаты. Ученик: - В самом освещённом месте помещались иконы, внизу ставили свечи, книжки с молитвами. Выставляется карточка со словами "Красный угол", "Божница". Учитель: - Чем украшены иконы? - Как называлось белое полотенце с вышивкой? Учитель: - Правильно - рушник. - Для чего они были нужны, почему так назывались? Слайд 10. Командам выдается карточка с названием рушника, ученики от команд дают пояснение. ("Крючковые" - вешали на гвоздь, на крючок. "Утирач" - им вытирали лицо, "Зеркальные" - ими украшали зеркала. "Церковные" - украшали иконы). Учитель: - Уже с 7 лет в казачьей семье девочки приручались к рукоделию: вышивали, вязали. К свадьбе девушка должна была вышить не менее 40 рушников. Ученик: - Вышивкой украшали женщины- одежду, скатерти, наволочки. Считалось, что вышивка защищала от злых духов. - Из тканных изделий были половики, лоскутные одеяла. | Ученики получают макеты хаты с предметами быта. Прикрепление иконы в макете хаты Выставляется карточка на доске | Коммуникативные УУД Формируем умение слушать и понимать других. Умение работать в группах. |
ФИЗМИНУТКА | Слайд 11. Играет кубанская песня. Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. И присели на свои места. | ||
Рефлексия. Итог урока. | Учитель:- А вы знаете, что в хате казака называли - "матушкой"? - Чтобы узнать, отгадайте загадку: Ученик: -Если работает ,она Не будет голодная семья. Можно на неё прилечь, А зовётся она... печь! Слайд12. - В хате можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки никак нельзя. Про неё говорили в народе: "Печка кормит, печка греет, печка - мать родная". Учитель: - Скажите, а в каких сказках были волшебные печи?("Про Алёнушк и братца Иванушку"," По щучьему велению") - Где Емеля лежал на печке? - Это место называется - "лежанка". Карточка со словом на доску. Учитель: - Кто расскажет и покажет, где в печи готовили еду? Куда ставили посуду и чем? Это место называется "устье". Учитель: - А чем ставили посуду, правильно "ухватом". Давайте поставим его около печи. Учитель: - Отгадайте загадки и узнаете, какой посудой пользовалась казачка. 1 команда - Книзу узок, верх широк, не кастрюля ... (чугунок) 2 команда - Круглая, глубокая, Гладкая, широкая, Гончаром кручённая, В печи обожженная, От кувшина - низка Глиняная ... (миска). 3 команда - Стоит толстячок, подбоченившись бочок, шипит и кипит. Всем пить чай велит. (самовар 4 команда - У горшка есть сестра Широка, высока, Полновата и добра. Звать её ... (макитра). Учитель: - Макитра "мать" гончарной посуды на Кубани. В ней сквашивали молоко, месили тесто, засаливали огурцы. Слайд 13. Все предметы представлены на слайде. Все отгадки, слова выставляются на доске. Учитель: - Что ещё у нас не хватает в хате? Учитель: - Правильно. Стола, лавок и сундука, вы расставите у себя на макете, а я у доски. Мебель изготавливал казак. Она была простой и практичной. Учитель: - Вот мы с вами расставили все предметы в казачьей хате. Я думаю, что теперь каждый из вас может быть экскурсоводом по истории быта казачества. Учитель: - Сейчас мы устроим конкурс «Кто лучший экскурсовод». Наши гости будут оценивать экскурсии по музеям нашего класса «Двор казака»и «Хата казака». Кто попробует? Награждение победителей. Учитель: - Подведём итог нашего урока. Назовите тему урока. Заключительное соревнование, чья команда быстрее и больше всех запишет предметов из казачьей хаты. Сегодня многие слова стали устаревшие, мы их видим на доске, но знаем, помним, так как это история нашего края. - Молодцы! Ребята все отвечали на уроке. Спасибо за урок. Учитель: - В заключение хочу сказать, что под "Божницей" стоял длинный стол, где собиралась большая семья казака и гости. Ведь казаки были гостеприимными, хлебосольными хозяевами. Поэтому мы тоже покажем свое гостеприимство угости наших гостей чаем из самовара. Ученики читают стихи: Фоном казачьи песни. 1. Степные просторы, высокие горы, два ласковых моря - Всё это Кубань. 2. Родная станица, Открытые лица, Густая пшеница - Всё это Кубань. 3. И хутор, и город Имеют свой норов, Особенный говор - Всё это Кубань. 4. Народ православный, А путь его - славный. Здесь мыслят о главном И любят Кубань. | Карточка со словом "печь" на доску. Выставляется макет печки учителем, а дети ставят у себя на парте. Командам раздаются задания с загадками и набор букв-отгадок. Выставление макетов стола, лавки. Ученики записывают слова из предметов хаты. | Регулятивные УУД Оценка саморегуляции. Коммуникативные УУД умение выражать свои мысли. Коммуникативные УУД рефлексия с акцентом на достижения удачи ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Кубановедения "Казачья хата"
Целью урока является закрепление материала, развитие речи, творческих способностей детей, воспитание интереса к прошлому кубанского казачества.Дети садятся группами по 5 человек. Закрепление изученног...
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Урок кубановедения "Казачья хата"
Урок кубановедения "Казачья хата"....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...