Модель работы с одаренными детьми в начальной школе
статья на тему

Кондратова Наталья Вячеславовна

 Модель работы с одаренными детьми в начальной школе.

Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Современная педагогика также выделяет работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Эта проблема заинтересовала и меня, результатом чего явился поиск инновационных методов выявления и поддержки талантливых учащихся. Я создала собственную методическую систему обучения, отвечающую реальным запросам времени и условиям преподавания.

 

Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель: формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

1.     Выявить одаренных детей с использованием различных диагностик.

2.      Систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений.

3.     Внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической. направленности предмета.

4.     Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.

5.     Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся.

 

Принципы работы с одаренными детьми:

 

·        Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).

·        Принцип добровольности.

·        Принцип развивающего обучения.

·        Принцип опережающего обучения.

·        Принцип комфортности в любой деятельности.

·        Возрастание роли внеурочной деятельности.

 

 

Одаренные дети:

*

*

* Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

* Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность

* Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Основные направления работы с одаренными детьми

 

·        выявление одаренных  обучающихся;

·        создание банка данных «Одаренные дети»;

·        разработка индивидуальных форм работы;

·        внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

·        использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

·        развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

 

Содержание работы с одаренными детьми

Диагностика
1.Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
9. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Развитие творческих и познавательных  способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_raboty_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе.

Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Современная педагогика также выделяет работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Эта проблема заинтересовала и меня, результатом чего явился поиск инновационных методов выявления и поддержки талантливых учащихся. Я создала собственную методическую систему обучения, отвечающую реальным запросам времени и условиям преподавания.

Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цель: формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

Задачи:

  1. Выявить одаренных детей с использованием различных диагностик.
  2.  Систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений.
  3. Внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической. направленности предмета.
  4. Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
  5. Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся.

Принципы работы с одаренными детьми:

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
  • Принцип добровольности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.

Одаренные дети:

*

*

* Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

* Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность

* Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Основные направления работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных  обучающихся;
  • создание банка данных «Одаренные дети»;
  • разработка индивидуальных форм работы;
  • внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;

Содержание работы с одаренными детьми

Диагностика
1.Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
9. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

Развитие творческих и познавательных  способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Данная программа составлена для выявления одаренных детей в школе и работы с ними. В работе выделены принципы педагогической деятельности, цели, задачи.Приводятся примеры творческих мастерских.Отдельн...

Программа "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе".

Программа работы с одаренными детьми в начальной школе....

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми"...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...