Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_raschetno-konstruktorskoe_byuro_1.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро»
Содержание
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты.
- Содержание программы. 2 класс
- Тематическое планирование. 2 класс
- Содержание программы. 3 класс
- Тематическое планирование. 3 класс
- Содержание программы. 4 класс
- Тематическое планирование. 4 класс
- Материально-техническое обеспечение
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Требований Стандарта (п.19.3)
- Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2010
- Методические рекомендации «Проектирование основной образовательной программы ОУ»/Под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. М.Академкнига/Учебник, 2011
- УМК «Перспективная начальная школа»
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.
Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
- Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
- Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
- Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности — факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Метапредметные результаты
- Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
- Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
- Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
- Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием
- Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
- Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2 КЛАСС
№ | Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру |
Как найти сокровища? (решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро) | Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика). | |
Далеко ли до Солнца? | «Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды. | |
Солнце — обыкновенный жёлтый карлик (начало) | Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды. | |
Солнце —обыкновенный жёлтый карлик (окончание) | Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды. | |
Спутники планет (начало) | Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды. | |
Спутники планет (окончание) | Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды. | |
Кто строит дома на воде? | «Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли. | |
Кто построил это гнездо? | Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли. | |
Едят ли птицы сладкое? | Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли. | |
Почему яйцу нельзя переохлаждаться? | Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли. | |
Московский Кремль (начало) | Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна — Россия. | |
Московский Кремль (окончание) | Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Страницы тетради |
1 | Введение | 1 | стр.3 |
2,3 | Как найти сокровища? | 2 | Стр.4-7 |
4,5 | Далеко ли до Солнца? | 2 | стр.11-13 |
6 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
7,8 | Солнце – обыкновенный желтый карлик. Созвездия | 2 | стр.14-16 |
9-10 | Солнце – обыкновенный желтый карлик. Звезды. | 2 | стр.17-18 |
11 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
12,13 | Спутники планет. Луна | 2 | стр.19-20 |
14,15 | Спутники планет. | 2 | Стр 21-22 |
16 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
17,18 | Кто строит крепости на воде? | 2 | Стр23-24 |
19 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
20,21 | Кто построил это гнездо? | 2 | Стр 25-26 |
22 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
23,24 | Едят ли птички сладкое? | 2 | Стр. 27-29 |
25 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
26,27 | Почему яйцу нельзя переохлаждаться? | 2 | Стр.30-32 |
28 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
29, 30 | Московский Кремль | 2 | Стр.33-35 |
31,32 | Московский Кремль | 2 | Стр.36-37 |
33 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3 класс
№ | Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру |
Что находится внутри Земли? | Трёхзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырёхугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живём. | |
Помогите Пете Семёнову | Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления. | |
Много ли на Земле льда? (начало) | Класс тысяч. Название четырёхзначных чисел. Сравнение четырёхзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды). | |
Много ли на Земле льда? (окончание) | Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды). | |
Где хранится пресная вода? | Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды). | |
«Многоэтажная» атмосфера Земли | Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле. | |
Облака | Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа. | |
Сказочный мир горных пещер | Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы. | |
Жизнь под Землёй | Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы | |
Природное сообщество — аквариум | Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества. | |
Озеро Байкал | Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем | |
Стены Древнего Кремля | Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна — Россия |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Страницы тетради |
1 | Введение | 1 | |
2,3 | Что находится внутри Земли? | 2 | 7–8 |
4 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
5,6 | Помогите Пете Семёнову | 2 | 9–10 |
7 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
8,9 | Много ли на Земле льда? (начало) | 2 | 11–13 |
10 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
11,12 | Много ли на Земле льда? (окончание) | 2 | 14–15 |
13 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
14,15 | Где хранится пресная вода? | 2 | 16–18 |
16 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
17,18 | «Многоэтажная» атмосфера Земли | 2 | 19–20 |
19 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
20,21 | Облака | 2 | 21–22 |
22 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
23,24 | Сказочный мир горных пещер | 2 | 23–25 |
25 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
26,27 | Жизнь под Землёй | 2 | 26–27 |
28 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
29 | Природное сообщество — аквариум | 1 | 28–29 |
30 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
31 | Озеро Байкал | 1 | 30–31 |
32 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
33 | Стены Древнего Кремля | 1 | 32–34 |
34 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 4 класс
№ | Темы практических задач | Темы по математике и окружающему миру |
1 | Путь «Из варяг в греки» | Чертёж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества. |
2 | Славянские цифры | Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества. |
3 | Лесные богатства России | Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия. |
4 | Земли, не освоенные человеком | Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы. |
5 | Дневник путешествия по Черноморскому побережью | Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна – Россия. |
6 | Сколько соли в солёной воде? | Вместимость. Объём. Единицы измерения объема. |
7 | Трудолюбивые пчёлы | Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые. |
8 | Быстро ли растет человек? | Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек – часть природы. |
9 | Волосы | Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по её части. Человек – часть природы. |
10 | Скорость, с которой течет кровь | Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек – часть природы. |
11 | «Производительность» сердца | Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек – часть природы. |
12 | Сколько стоят деньги? | Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество. |
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Страницы тетради |
1 | Введение | 1 | |
2,3 | Путь «Из варяг в греки» | 2 | 7–9 |
4 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
5,6 | Славянские цифры | 2 | 9–12 |
7 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
8,9 | Лесные богатства России | 2 | 13–15 |
10 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
11,12 | Земли, не освоенные человеком | 2 | 16–18 |
13 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
14,15 | Дневник путешествия по Черноморскому побережью | 2 | 19–21 |
16 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
17,18 | Сколько соли в солёной воде? | 2 | 22–23 |
19 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
20,21 | Трудолюбивые пчёлы | 2 | 24-25 |
22 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
23 | Быстро ли растет человек? | 1 | 26 |
24 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
25,26 | Волосы | 2 | 27–28 |
27 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
28 | Скорость, с которой течет кровь | 1 | 29 |
29 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
30,31 | «Производительность» сердца | 2 | 30–31 |
32 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 | |
33 | Сколько стоят деньги? | 1 | 32-33 |
34 | Отчет в Конструкторское бюро | 1 |
- Материально-техническое обеспечение
2 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 2 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 2 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 2 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
3 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 3 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 3 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 3 класс: методическое пособие для учителя. – М. : Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
4 класс
Захарова О.А. Математика в практических заданиях.4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 3.– М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Практические задачи по математике. 4 класс. Тетрадь. – М.:Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика. 4 класс. Учебник. Часть 1. – М.: Академкнига/Учебник.
Чекин А.Л. Математика: 4 класс: методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 1 – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Расчетно- конструкторское бюро"
Программа отавлена на основе программы «Перспективная начальная школа» Составитель Р.Г. Чуракова М.Академкнига/Учебник, 2010. Интегрированный курс математики и окружающего мира....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» 2 -4 класс по УМК ПНШ
В содержании любого предметного курса начальной школы легко выделяются несколько относительно самостоятельных линий, одной из которых, традиционно, является линия, связанная с решением учебных задач. ...
Занятие по внеурочной деятельности. Расчетно-конструкторское бюро. Московский Кремль.
Занятие в рвмках внеурочной деятельности (система УМК "Перспективная начальная школа"). Факультатив "Расчетно-конструкторское бюро". Тема занятия : "Московский Кремль". Изучение окружающего мира матем...
Программа внеурочной деятельности "Расчетно- конструкторское бюро", 4 класс
Программа внеурочной деятельности "Расчетно- конструкторское бюро", 4 класс, 2016- 17 уч. год...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Расчетно-конструкторское бюро" 2 класс УМК ПНШ
Рабочая программа внеурочной деятельности "Расчетно-конструкторское бюро" 2 класс УМК ПНШ...
рабочая программа по курсу "Расчетно-конструкторское бюро", 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Расчетно-конструкторское бюро" (ПНШ)...
Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» 2класс
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальноеразвитие...