Сравнительная характеристика системы образования России и Финляндии в контексте стратегиального подхода.
статья на тему

Бондаренко Елена Сергеевна

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика системы образования России и Финляндии в контексте стратегиального подхода.

                                                      Пусть будет меньше праздников, чем буден,

                                 Но тот, кто стал учителем, поймёт,

                                         Какое счастье - быть полезным людям,

                         Учить его величество- народ!      

                                                                                                                 Г.Куприн

 

Современная система европейского образования - это стратегический общий глобальный проект, имеющий долгосрочное планирование реализации целей деятельности на основе прогнозирования, характера развития и изменения проекта планирования, в нашем случае - образование. Стратегия – предваряющая деятельность и текущее исследование закономерностей объекта, в данном случае – образование в полиэтническом, межкультурном европейском сообществе.

Говоря об общей стратегии европейского образования, необходимо ответить на ряд вопросов с учетом разнонаправленности нашей проблемы. Следует отметить, что в статье мы затронем самые важные направления современного европейского образования.

Что такое образование?

          Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

        Многие исследователи: В.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова, Л.Г. Семушина, В.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов и др., считают, что имеется три кита современного образования:

  • доступность;
  • качество;
  • эффективность, которые должны стать составляющими основными характеристиками.

Критерий доступности в образовании предполагает, прежде всего, равный доступ к образованию граждан не зависимо от их, скажем, социального положения.

А каково содержание, качество и эффективность образования?

Во многом качество и эффективность современного образования в России обеспечивают процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учебных заведений. Несомненно, и то, что на качество образования в значительной степени влияет состояние материально- технической базы того или иного образовательного учреждения, его месторасположение и т д. Таким образом, образование сегодня претерпевает изменения на всех уровнях, согласно Болонскому Соглашению, принятому в 1970 году.

Представляется важным раскрыть основы системы Болонского образовательного процесса. Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского Союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования.

Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для вступления других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральное азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

   «Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для  персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Какие достоинства Болонского процесса?

Достоинства Болонского процесса: это расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, применение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов, ориентированных на рынок труда в мировом масштабе. В России, как и Финляндии, в условиях рыночных отношений наблюдаются процессы децентрализации в управлении образовательными учреждениями, предоставление им большей финансового - хозяйственной самостоятельности, расширение демократических прав и свобод. В обеих странах получили практическое воплощение концепции « развивающейся школы», предлагающие высокую долю ответственности педагогических коллективов и руководителей за правильный выбор стратегии развитие, определение миссии, профилей, программы, модернизации образовательного учреждения. Это требует глубокого видения перспектив развития образовательного учреждения, особой компетентности в области стратегического управления и планирования.

        Какова значимость образования России и Финляндии? Каковы особенности образования в СУОМИ? Так финны называют свою страну. И начнем разговор о финском образовании.

А почему именно с Финляндии, а не с России?

    Потому, что Финляндия уже много лет держит за собой первенство в обучении. Финское образование функционирует в основном  по системе советского образования, а оно, как мы знаем, умело готовить качественные кадры.

Так в чем же преимущество  финской образовательной системы?

         Преимущество финской образовательной системы в том, что это  именно система; это  означает, что все аспекты инновационной цепочки хорошо продуманы, спланированы, интегрированы и внедрены, а разные звенья этой цепочки могут легко совмещаться  друг с другом. Очень важно, что уровень финских школ и университетов очень высок. То есть, нет плохих и хороших, нет первосортных и второсортных. Все учреждения одинаковы по содержанию своей структуры и по качеству образования.

        Стоит обратить внимание на техническую оснащенность  финских университетов, а также развитие программ и дистанционного или виртуального обучения.

Иностранных студентов привлекает мировой класс и исследователей, высокий уровень образовательной инфраструктуры и современное оснащение образовательного процесса. В России и Финляндии накоплен определенный опыт подготовки управленческих кадров для систем образования. Так, в Финляндии сначала 1990 – х гг. получают распространение многочисленные курсы повышения квалификации, тренинги, аддитивные и надстроечные программы дополнительного профессионального образования, связанные с подготовкой кадров.

В этом плане в задачи образование кадров входит формирование идентичности на трех уровнях:

  • организации (организационное развитие, обеспечение качества, формирование педагогических функций организации);
  • группы (групповая интеракция, коммуникационный процесс, медиация и управление конфликтами);
  • личности кадра (развитие я – концепции образовательного кадра).

В ходе обобщения теоретических положений ученых различных стран выделены следующие группы компетенции:

  • педагогическая, отражающая готовность выпускника осуществлять различные виды педагогической деятельности (преподавательской, научно – методической, консультационной, воспитательной);
  • социально – психологическая, предполагающая способность будущего менеджера создавать благоприятный социально – психологический климат в организации, умение управлять конфликтами, гармонизировать интересы личности, социальных групп и коллектива организации в целом;
  • организационно – управленческая, предполагающая готовность осуществлять различные виды управленческой и организационной деятельности в образовательных систем и организации различных типов и уровней, принимать оптимальные управленческие решения, адекватные требования внешней и внутренней среды образовательных учреждений;
  • межкультурная, отражающая готовность выпускников осуществлять управленческую деятельность в поликультурной среде, в организациях, имеющих гетерогенную корпоративную культуру, с учетом международного и межкультурного  контекстов.

Также в Финляндии насчитывается 20 университетов  и 30 институтов. Финские вузы предлагают до 400 международных учебных программ на английском языке. За последние 10 лет количество  иностранных студентов, обучающихся в финских университетов, возросло  в 2 раза, в то время как количество финских университетов  возросло незначительно.

А как в Финляндии развита система дошкольных учреждений?

  Первая отличительная черта финской образовательной модели - развитая система дошкольных учреждений:  подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли.

В России, между  прочим, тоже подавляющее большинство детей в дошкольном возрасте посещает дошкольные образовательные учреждения.

        В Финляндии после дошкольного образования ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет.

А как в Финляндии  обстоят дела с реализацией и проведением экзаменов в школах?

Вот характерная черта финской системы школьного обучения - отсутствие экзаменов, даже по окончанию основной школы.

Однако проводится для выпускников матрикуляционный экзамен – первое и последнее общенациональное испытание для школьника. В  Российских школах учащиеся сдают экзамены и немало. Одним из них является ГИА – для девятиклассников и ЕГЭ - для оканчивающих школу.

        Как структурирована система обучения в школах этих стран?

В Финляндии 5 учебных дней, по субботам и воскресеньям школы не работают.

В России как бы приветствуется в основном 5 дневное обучение, но в школах за последние два года уже определяется шестидневное обучение. В общей сложности количество учебных часов в неделю составляет от 20 в первом классе до 30 в четвёртом классе.

В Финляндии в первом классе от 18 учебных часов до 25 в четвёртом классе.

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов средней школы и 2 старших класса.

В Финляндии обязательно полное общее образование.

В Финляндии учащиеся не могут уйти после девятого класса в средние профессиональные учреждения.

А, как организованны  перемены в Финляндии?

   Во время перемены учащиеся выходят на свежий воздух.

 В России такого, к сожалению нет.

Сколько обязательных языков изучают в школах Финляндии?

  - В школах Финляндии изучают обязательных 3 языка, а в России обязательный язык только один.

Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому,  что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов. В каждой финской школе на специальной ставке работает педагог, помогающий ученикам определится с будущем и профессией.

А в нашей школе такое практикуется?

 - К сожалению, в российской школе такого  педагога в штатном расписании нет.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

         Какова реакция учителей в школах России на такое поведение учащихся?

    В школах учителя не приемлют такой системы, они очень трепетно относятся к тому, как учатся  и чему учатся и как научились учащиеся.

         Как в Финляндии обстоит дело с учениками, которые остаются на повторный год обучения?

        В финских школах считается незазорным оставаться на 2-ой год, особенно после 9 года обучения. К взрослой жизни следует готовиться серьезно.

Как родители узнают о результатах своих детей?

   Один раз в месяц куратор рассылает родителям листок фиолетового цвета, в котором отражаются успехи ученика.

Что у них нет дневников?

Дневников у учеников финских школ не имеется.

 Как узнают родители результаты своих детей в Российских школа, есть ли у них такой куратор?

Нет, в России такого нет, в России пользуются дневниками. Сейчас в России вводится электронный дневник, и в последнее время во многих московских школах имеются электронные дневники, по которому каждый день, каждый родитель может узнать об успехах своего ребёнка, о посещаемости, успеваемости.

Да, только за эту услугу надо заплатить, что-то около шестиста рублей в год.

В Финских школах ученики, директор и учителя, включая медсестру, питаются все вместе и точно так же, как и любой рядовой ученик, и мы и директор убирает за собой со стола, раскладывая посуду по специально отведенным для этого местам.

Как происходит организация режима питания в школах России?

В школах России имеются разграничения между учащимися и сотрудниками школы.

В  Финляндии  дети с   и ограниченными физическими   возможностями  занимаются вместе со сверстниками, учителя  согласно принятым нормам, не вправе  исключить или направить подопечного в другую школу.

В России существуют классы коррекционно - развивающего  обучения.

 Какие задачи несет обучение в начальной школе Финляндии?

Его задачей является предоставить минимальный базовый набор знаний и умений, необходимый для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарное математика, начальное трудовое обучение, которыми должны овладеть финские школьники.

Учитель начальных классов – это человек, закрепленный за классом, который несет ответственность за класс и ведет почти все предметы за исключением физкультуры и музыки. Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение, или оборудование. Окончив начальную школу, учащиеся переходят на следующий этап обучения. Не менее важным становится создание образовательных концепций для социально незащищенных слоев населения (инвалиды, безработные, мигранты, проблемные семьи и дети).

Какие факторы  объясняют успех финского школьного обучения?

    Фактор успешности финского школьного обучения – позитивное отношения общественности к образованию.

Как в Финляндии  относятся к профессии «преподаватель»?

В Финляндии самый высокий статус учителя в обществе. Среди  выпускников школ популярность этой  профессии даже выше, чем средней по стране. Учителя Финляндии   зарабатывают около 17 тысяч евро в год без учетов налогов. Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии  школьного учителя  позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов.

Да….. В России профессия преподавателя в обществе не имеет такого высокого статуса, как в Финляндии. Из 10 выпускников педагогического вуза только 3 идут работать по специальности. Отличительными чертами  финской системы образования являются:

  • усиленная внутренняя связь сегментов образования;
  • дошкольные учреждения, интегрированные в школы, школы - тесно связанны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и оказали посильной помощи педагогам в повышении качества школьного обучения.

Приоритетность равенства образовательных возможностей  и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит инструментом социального выравнивания:

  • территориального (расположение школ и вузов);
  • содержательного (запрет на дифференциацию   классов средних школьников);
  • культурного (политика, проводимая в отношении этнических групп финского севера);
  • институциальная (сглаженность различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение.

Повышена социальная  ответственность в вузах, возведенная в ранг приоритета национальной образовательной политики, и как следствие, тесное взаимодействие институтов образование с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задаёт благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в тоже время создаёт ситуацию множественности инстанций контроля.

Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их не многочисленностью позволила оперативно посредством директив, провести реформирование образовательной системы и в частности реализовать программы интернационализации высшего образования. Российские и финские вузы решают сегодня сходные задачи, обусловливающие новое качество управления. Среди них особо следует выделить:

  • усиление предпринимательской функции университетов;
  • переход на многоуровневую систему обучения студентов в русле Болонского процесса;
  • внедрение международных систем качества;
  • расширение международного сотрудничества и межкультурной коммуникации.

Все это требует от кадров новых компетентностей, прежде всего в области международного проектного менеджмента и социального управления.

А что в советской системе образования было такого, что она являлась престижной, особенно высшее образование?

-Советская система образования создавалась и развивалась в ответом на требования времени- стране необходимо много было  грамотных инженеров, конструкторов, изобретателей, разработчиков. Свою задачу советское образование на данном этапе выполнило.

Если говорить о начальном и среднем образовании, то можно отметить, что, советский школьник 10-классник по уровню знания мог заткнуть за пояс американского студента-третьекурсника из платного ВУЗА.

 Именно по ряду содержания советской системы образования многие страны стали учить подрастающее поколение.

Где-то в середине 70-х годов ХХ века известный социолог Игорь Бестужев-Лада сказал о современном учителе, что учитель 70-х годов отстаёт от учителя 60-х годов и даже 40-х годов.

    Похоже, мы совсем забыли слова канцлера Германии Отто Фон Бисмарка: «Войну выиграет школьный учитель».

   Если судить по высказываниям Бисмарка, то действительно Великая           Отечественная война выиграна не без помощи советского учителя.

 А всё-таки как обстоит дело сегодня  с учителем, образованием в России?

Ответ таков:

«будем надеяться и верить, что если останется жить Земля, лучшей наградой человечества станут когда – нибудь  учителя.

Учителя России.

Список литературы.

1.Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. – 2005.

2.Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федерации. 2000—2005. М.,2007.

3.Гусинский Э. Н. Образование личности. М.,2009.

4.Колесников Л.Ф. Турасенко В.Н., Борисов Г. С. Эффективность образования. М., 2007.

5.Самсонова В.В. Ефимов // Качество. Инновации. Образование. – 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Презентация "Новый год в России и во Вьетнаме. Сравнительная характеристика"

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к опре...

Сборник "балльно-рейтинговая система оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская школа 2020""

"Воспитание как культуротвочерская деятельность в школе"УрокПуськова Людмила Николавена,ГБОУ школа №45 Приморского района Санкт-Петербурга...

Система образования в Финляндии

В данной работе раскрывается система образования в Финляндии на всех 4 уровнях....

Стратегиальный подход к обучению детей с ОВЗ в букварный период.

        Я обучаю  чтению детей на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата....

Стенд "История системы образования России"

Данная стендовая информация посвящена Дню знаний....