Технологическая карта в 5 классе "Школа безопасности"
план-конспект урока на тему

Купоносова Валентина Васильевна

Технологическая карта 5 класс  Школа безопасности по теме "Основные и чрезвычайные ситуации. Главные правила предмета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1_shkola_bezopasnosti.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1

Дата проведения урока

Учебный предмет: «Школа безопасности»

Класс 5

Тема «Опасные и чрезвычайные ситуации. Главные правила предмета.»

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная ситуация» с классификацией опасных ситуаций; учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях; развивать кругозор детей, мышление, память, внимание; воспитывать морально-волевые качества личности, коллективизм, взаимопомощь.

Планируемые результаты:

предметные: понимать потенциальные опасности в доме и вне его; соблюдать правила безопасного поведения на улице .

личностные: проявлять навыки адаптации в динамично меняющемся мире; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; определять мотивы учебной деятельности;

Метапредметные: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы;

 способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность;  умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других.

Формы работы: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  учебный диалог работа в группах с источниками информации,  работа с текстом, проблемное задание.

Средства обучения: учебник, иллюстрации, презентация.

Технологическая карта

Этап урока    

Формы,

методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.  Организацион

ный момент. Актуализация знаний.

Фронтальная беседа

Мотивирует учащихся на начало урока

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку.

- Друзья мои, сегодня мы начинаем изучение нового предмета Основа безопасности.

-  А начать урок я хочу со стихотворения.

 

В школе новый есть предмет-

Он спасет от многих бед!

В каждом классе он введен,

В каждом классе нужен он!

В пятом классе и в шестом,

И в одиннадцатом он!

А названье: Школа безопасности –

Это знать пора уже…

«Школа безопасности» –

 это спасенье,

Бед от многих избавленье!

Чтоб опасность избежать,

ОБЖ должны вы знать!

Школа безопасности  – это наука!

Праздник жизни, а не скука!

Интереснейший предмет,

Где на все готов ответ:

Как в лесу не заблудиться,

Как под лед не провалиться.

Как пожара избежать,

Как купаться, загорать!

Школа безопасности

 Все вам расскажет,

И поможет, и подскажет:

Как узнать вороний глаз,

Как надеть противогаз.

Как вести себя в метро,

Как идти, когда темно!

Кто подскажет?

Школа безопасности!

В нем ответ готов уже!

- Итак, кто же  из вас знает, как расшифровывается  аббревиатура ОБЖ?

-  Что означают данные слова?

- В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Так в РФ ежегодно от разного рода опасностей погибают более 300 тыс. человек, 100 тыс. становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье. В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях.

- Заниматься мы будем по учебнику, написанному Фроловым и другими авторами, под редакцией заслуженного спасателя РФ, Героя России  Ю.Л.Воробьева.

- Кроме учебника на уроках нам понадобится  тетрадь Это будет вашей рабочей тетрадью, в которой мы будем записывать важные моменты урока.

- Сейчас  обратимся к учебнику и посмотрим, что же мы с вами будем изучать в 5 классе и как работать с данным учебником?

Работа с учебником (стр. 3 и стр. 6).

Приветствуют учителя и садятся.

Включаются   в учебную деятельность.

Ответы учащихся. Слайд 2.

Слайд 3.

Ответы детей.

Работа с учебником.

.

Формирование положительного  отношения  к процессу познания; самоопределение.

2. Изучение нового материала.

Фронтальная работа, работа в группах

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Что мы сегодня будем изучать ? А для этого посмотрите слайд и сделаете вывод.

 - Что такое опасность, где, когда и какие опасности бывают?

- Рассказ учителя с элементами беседы.

- Скажем откровенно, опасностей вокруг нас хватает. Наша задача состоит в том, чтобы их знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

- С чего начнем нашу подготовку к безопасной жизни?

Обратим сначала наше внимание на понятие «безопасность».

Безопасность – это состояние, при котором ничего не угрожает. Это состояние защищённости человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов.

- А, что же такое опасная ситуация? Посмотрите на слайд.

Опасны ли данные ситуации? В чем их опасность?

Сейчас я предлагаю вам представить пространство, в котором мы живём, и назвать все места, в которых нас подстерегают опасности. Чтобы облегчить вам задачу, я приготовила кроссворд. Разгадав его, мы узнаем опасные места.

Загадки:

1. Вот огромный шумный мир,
В нем четыреста квартир,
Пять подъездов, домофоны,
Остекленные балконы.                      
Дом.

2. В городе деревьев мало
И гулять стремятся все,
Уходя на два квартала
 

От проспектов и шоссе.
Тут прохладно средь аллей
И зеленых тополей.                            
Парк.

3.  Вот жилище горожан:        
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови.                
Квартира.

4. Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!                
Транспорт.

5. Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в...                        
Магазин.

6. Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.                        
Школа.

7. Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих -
Рыбацкие сети.                                
Стадион.

8.  В полумраке зала прожекторы светят,
И снова на сцену актёрам пора.

Заботы и беды пусть останутся дома.
Здесь сказка и правда,
Здесь жизни игра.                                
Театр.

9. В два ряда стоят дома —
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят.
Улица

Что же относиться к таким факторам?

Некоторые опасные ситуации перерастают в экстремальные. 

Например, человек тонет, тушит пожар….

Экстремальная ситуация - это наиболее сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.

Демонстрация слайда 18 – примеры ЧС.

В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих вредных  факторов опасные ситуации можно разделить на 3 группы:

- техногенные;

- природные;

- социальные.

Слайд 4.

Учащиеся записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.

- Дети формируют ответ на вопрос. Слайд 5.

- Таким образом, опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека.

- Запись в тетрадь.

Дети разгадывают кроссворд.

Учащиеся отгадывают загадки, открывая слайд 6 - слайд14.

Дети делают вывод.

- Дом, парк, квартира, транспорт, магазин, школа, стадион, театр, улица – это наши хорошо знакомые места. Однако и в самых обыденных и привлекательных местах могут возникать опасные ситуации, вызванные различными неблагоприятными факторами и условиями.

Слайд 15.

Слайд 16.

Запись в тетрадь.

Если же это крупномасштабные опасные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие особо тяжелыми последствиями – это чрезвычайные ситуации. Слайд 17. Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь. Слайд 19.

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания; формирование бережного отношению к  духовным ценностям

Познавательные: анализ, исключение одного и выбор другого по существенному признаку, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 Р егулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности.

3. Закрепление нового материала

Учащимся на слайдах 20 – 21  предлагаются задания, которые они выполняют в тетрадях.

Задание 1.

Найдите соответствие между понятием и его определением.

А.   Экстремальная опасная ситуация

Б.   Чрезвычайная ситуация

     

  1. Экстремальная и опасная ситуация с вовлечением большого количества людей, грозящая тяжелыми последствиями для общества.
  2. Неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие жизни, здоровью человека, его имуществу и среде обитания.
  3.  Сложная опасная ситуация, которая требует для защиты жизни и здоровья человека напряжение всех его физических и духовных сил.

Ответ: А – 3; Б – 1.

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

В зависимости от причин возникновения и разновидности действующих факторов опасные ситуации бывают:

А. Только техногенные и социальные

Б. Только природные и социальные

В. Только природные и техногенные

Г. Техногенные, природные и социальные

Ответ: Г.

Индивидуальная работа учащихся с последующей проверкой.

  1. Домашнее задание

  • Слайд 22.
    Прочитать обращение авторов (стр.4-6).
  • Параграф 1, 2
  • Стр. 11 задание 1,2

  1. Рефлексия.

- Продолжи предложение.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

По очереди отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия «Безопасное колесо»

Цель урока: формировать умение прогнозировать поведение всех участников движения Задачи: Закрепление знаний правил дорожного движения...

Технологическая карта урока по информатике «Безопасность в сети Интернет»

Материал предназначен для проведения единого урока по безопасности в сети...

технологическая карта информационной безопасной образовательной среды школьника

В этой технологической карте содержится материал по инфобезопасной образовательной среде младшего школьника....

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс тема " Наша безопасность"

Способствовать формированию представления о факторах, которые могут угрожать безопасности детей, ознакомления детей с правилами безопасного поведения в квартире, подъезде, лифте, на улице; создать усл...

Технологическая карта открытого занятия "Экологическая безопасность" (для педагогов дополнительного образования и классных руководителей)

Данное занятие проводится в виде соревнования. Мероприятие интересно педагогам дополнительного образования и классным руководителям....

Технологическая карта урока окружающего мира «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Знаки безопасности.»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель ур...