Психологическое сопровождение 5-7 классов по внедрению ФГОС НОО
материал на тему

Кульпина Марина Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_pedagoga-psihologa_po_fgos_5-79_klassy_2015-16g.doc340 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9» г. Абакан

Программа психологического сопровождения

ФГОС в основной школе

 

        

         

        


Программа психологического сопровождения ФГОС ООО

Пояснительная записка

Данная программа написана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г., с изменениями и дополнениями утвержденными приказом Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации №1644 от 29 декабря 2014г.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся в условиях введения ФГОС ООО, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

В условиях введения ФГОС ООО педагог-психолог решает следующие задачи:

  1. обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;
  2. дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;
  3. принимает  участие в разработке основной образовательной программы и активно участвует в её реализации;
  4. проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  5. участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;
  6. прогнозирует социальные риски образовательного  процесса,  проводит профилактическую работу;
  7. оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;
  8. ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
  9. взаимодействует с участниками образовательного процесса для выстраивания  индивидуальных образовательных траектории детей и образовательной, развивающей траектории образовательного учреждения.

Общая характеристика программы психологического сопровождения ФГОС ООО

Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО в соответствии с п. 25 ФГОС ООО должны:

1. Обеспечивать преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый. 

Программа преемственности подразделяется на последовательные  этапы: предварительный, основной, заключительный – каждый из которых предусматривает решение определенных задач: подготовка детей к обучению в школе, адаптация к системному обучению и переходу в среднее звено, последующая социализация и обучение с использованием возрастных принципов развития. Направления работы предусматривают мониторинг психологического, интеллектуального и эмоционального здоровья обучающихся с целью сохранения и повышения достижений учащихся в личностном развитии, а также определения индивидуальной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим разного вида трудности.

2. Формировать и развивать психолого-педагогическую компетентность участников образовательного процесса.

Деятельность педагога-психолога, направленная на повышение психологической культуры педагога через просветительские мероприятия, должна содействовать развитию толерантности и способов саморегуляции, развитию навыков конструктивного общения и эффективного управления образовательным процессом, умению разрешать проблемные ситуации. На основе психологического анализа профессиональной деятельности педагогов психолог консультирует по вопросам дальнейшего совершенствования дидактики обучения в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечивать вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения подразумевает осуществление психологического сопровождения на четырех уровнях: уровне всего образовательного учреждения, класса, малой группы и на индивидуальном уровне.

К основным видам деятельности  педагога-психолога (консультирование, диагностика, просвещение, профилактика, коррекционная работа, развивающая работа) добавляется экспертная деятельность: экспертиза образовательных программ, уроков, профессиональной деятельности учителя, психологической безопасности образовательной среды и др.

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое) детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты реализации программы психологического сопровождения ФГОС ООО

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  1. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  3. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  5. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  6. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  7. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически-ориентированной, рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  8. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  9. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
  3. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

I этап (V класс) Переход учащегося на новую ступень образования

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся V классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся в среднем звене школы. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации. По своим задачам этот этап обеспечивается психологическими программами и формами работы с детьми. Главное – создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.

Проводится фронтальная и индивидуальная диагностика. Ее результаты заносятся в «Индивидуальные карты учащихся» и «Итоговые бланки аналитических отчетов». Таким образом, создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии, о формировании УУД учащихся. Индивидуальная диагностика проводится по запросу педагогов или родителей учащихся. Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

В рамках данного этапа (с сентября по май) предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации учащихся к учебному процессу.
  2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
  3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС. Данное направление позволяет направить работу педагогов на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников.
  4. Коррекционно-развивающая работа проводится с двумя целевыми группами: обучающимися с ООП (разрабатывается и реализуется специалистами ОУ по результатам работы консилиума), обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Их задача – настроить обучающихся на предъявляемую основной школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, сформировать у учащихся коммуникативные навыки, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся средней школы «Тропинка к своему Я» О.Хухлаевой.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС ООО, планирование работы на следующий год.

II этап

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся VI–VIII классов

  1. Работа по сопровождению VI–VIII классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения.
  2. Реализация решений итогового консилиума, проведенного в конце года в 5 классе
  3. Углубленная диагностика УУД совместно с педагогами.
  4. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

III этап

Психолого-педагогическая экспертиза уровня сформированности УУД учащихся IX классов

В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение психолого-педагогических элективных курсов направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута 
  2. Проведение профильных элективных курсов.
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.
  4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
  5. Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений.

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие  системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в основной школе через разработку  эффективных механизмов совместной деятельности участников  учебно-воспитательного процесса  школы.
  2. Наличие системы  оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
  3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся.
  4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД.
  5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства обучающихся основной школы через развивающие занятия.
  6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Содержание работы по основным направлениям.

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

  1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической  литературы по требованиям внедрения ФГОС в основной школе.
  2. Участие в ШМО основной школы по разработке инструментария оценки УДД.
  3. Совместный анализ мониторинга УДД в основной школе.
  4. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
  5. Совместный  анализ  процесса и результатов формирования УУД у школьников.

Профилактическое направление

Консультирование и просвещение педагогов

  • Семинары практикумы для педагогов:

«Возрастные особенности подростков»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Профилактика трудностей в учебе»

«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»

«Профилактика конфликтов в школьной среде»

«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»

  •  Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.
  • Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.

Консультирование и просвещение родителей

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

- информационные;

- проблемные.

  • Общешкольные и классные  родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено», «Общение подростка со сверстниками», «Этот непонятный и непонятый подросток», «Причины и последствия детской агрессии», «Установка на успех. Как успешно сдать экзамены».
  • Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку.
  • Памятки, печатные рекомендации на стенде,  информация на сайте школы.


Диагностическое направление

Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС  ООО

(диагностическая работа)

УУД

Инструментарий

Сроки

5 класс (I этап)

Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации  Н.Г. Лускановой

3. Тест тревожности А.М. Прихожан (Кондаши)

октябрь, март

Регулятивные

  1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.
  2. Тест № 9 - «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)

Коммуникативные

  1. Тест № 9 - «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)

Выявление одаренных детей

1. Методика «Палитра интересов»

ноябрь

Личностные

  1. Методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга

декабрь

6-7 класс (II этап)

Личностные

6 класс:

1. Методика «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой Г.Н.)

2. Тест тревожности А.М. Прихожан (Кондаши)

3. Опросник мотивации  Н.Г. Лускановой

7 класс:

1. Методика «Изучение общей самооценки» (опросник Казанцевой Г.Н.)

2. Тест тревожности А.М. Прихожан (Кондаши)

3. Методика изучения мотивации учения подростков

октябрь-ноябрь, март-апрель

Регулятивные

1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.

Коммуникативные

  1. Методика «Оценка отношений подростка с классом»
  2. Тест № 9 - «Личностный опросник Кеттелла» (в модификации Л.А. Ясюковой)

Выявление одаренных детей

1. Методика «Профиль»

Декабрь


Коррекционно – развивающее направление

Цель развивающей деятельности – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Структура группового занятия со школьниками.

  • Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
  • Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
  • Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При проведении занятий используются методы:

  • психолого-педагогические игры;
  • развивающие упражнения;
  • диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
  • рисуночные методы.

Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников.

  1. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.

  1. Дифференцированный подход.

      Учет индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

  1. Конфиденциальность.

      Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Примерная тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся среднего звена

Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1.

«Тропинка к своему Я»

5-6 классы

Развивающие занятия с классом

Помощь детям в адаптации к школе, развитие социально-психологических навыков

2.

«Слагаемые выбора профессии»

9 классы

Развивающие занятия с классом

повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению

Консультативное направление

Консультации

Контингент

Сроки

1.

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители, учителя

Сентябрь, октябрь

2.

Групповые консультации для ШМО основной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения»

Педагоги

В течение года

3.

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся. Оформление индивидуальных карт развития учащихся

Педагоги

В течение года

4.

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители

В течение года

5.

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся основной школы

Педагоги

В течение года

6.

Индивидуальные консультации учащихся

 (по запросу)

Учащиеся

В течение года


Способы развития

универсальных учебных действий

на основной ступени обучения

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля и оценки. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и ученика к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте). Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствуют более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе. В результате наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.

Универсальные учебные действия в широком смысле слова означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Наконец, овладение универсальными способами учебной деятельности, являющихся базовым компонентом ключевых компетентностей, позволит успешно решать задачу нового качества образования.

Виды универсальных учебных действий:

В составе основных видов универсальных учебных действии в соответствии с проектом ФГОС выделены четыре блока:

Развитие регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Регулятивные действия являются базовыми, поскольку на их основе обеспечивается организация учебной деятельности учащихся. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей (задач) с учетом, конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.


Развитие познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  3. смысловое чтение.

Общеучебные универсальные действия:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

–  структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

–  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

– моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

– преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

–  подведение под понятие, выведение следствий;

–  установление причинно-следственных связей;

–  построение логической цепи рассуждений;

–  доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:

–  формулирование проблемы;

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Развитие коммуникативных универсальных учебных действий

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  3. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
  4. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

К коммуникативным действиям относятся:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Развитие личностных универсальных учебных действий

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мобильный выбор.


План

психолого-педагогического сопровождения ФГОС в 5-7, 9 классах

МБОУ «СОШ №9»

Сроки

Содержание работы

Объект

Название программ, методов, темы

Октябрь

Диагностика развития УУД (первичная)

5-7 класс

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Родительское собрание

Родители 5-х классов

«Трудности адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено»

Консультирование родителей по вопросам адаптации пятиклассников

Родители 5-х классов

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 5-7х классов

Развивающие занятия

5,6 класс

«Тропинка к своему Я»

Диагностика адаптации учащихся 5-х  классов.

5-е классы

Тест тревожности Прихожан

Ноябрь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

5-7 класс

Выявление одаренных детей

5 класс

Методика «Палитра интересов»

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»

Декабрь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

5-6 класс

Диагностика адаптации учащихся 5-х  классов.

5-е классы

Методика «Изучение учебной мотивации»

Выявление одаренных детей

6-7 класс

Методика «Профиль»

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»

Январь

Индивидуальная работа с учащимися, требующими особого внимания

5-7 класс

Групповые занятия «Слагаемые выбора профессии»

9 класс

Программа занятий по проф.ориентации «Психология и выбора профессии» Резапкина

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»

Февраль

Групповые занятия «Слагаемые выбора профессии»

9 класс

Программа занятий по проф.ориентации «Психология и выбора профессии» Резапкина

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»

Март

Диагностика развития УУД (итоговая)

5-7 класс

Диагностики, направленные на определение уровня развития УУД

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 5-7-х классов

Консультирование родителей  по результатам диагностики

Родители 5-7-х классов

Групповые занятия «Слагаемые выбора профессии»

9 класс

Программа занятий по проф.ориентации «Психология и выбора профессии» Резапкина

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»

Апрель-май

Групповые занятия «Слагаемые выбора профессии»

9 класс

Программа занятий по проф.ориентации «Психология и выбора профессии» Резапкина

Консультирование педагогов  по результатам диагностики

Педагоги 9-х классов

Консультирование учащихся  по результатам диагностики

9 класс

Развивающие занятия

5-6 класс

«Тропинка к своему Я»


Список литературы:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
  3. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В.. Психология. 5 класс. И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
  4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  5. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе. М., 2002.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. – М.: Владос-пресс, 2003.
  7. Симонова О.К. Родительские собрания с психологом. 1-11 классы. М.: Планета, 2011.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / пер. с нем.; в 4 т. М.: Генезис, 2001. Т. 4.
  10. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008
  11. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
  12. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организац...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС

Презентация знакомит с системой психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессав условиях внедрения ФГОС...

психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС

Рассматриваются цели, задачи и приорететные направления психологического сопровождения.  Основные направления деятельности, виды работ, документация педагога-психолога....