М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Особенности композиции и идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
план-конспект урока на тему

Ирина Владимировна Егорова

Конспект урока по литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Особенности композиции и идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Форма занятия: вводный урок

   

Цели урока

Обучающая: выявить структурные особенности произведения, рассмотреть их в связи с идеей поэмы «Мцыри»

Развивающая: развивать умение анализировать лирическое произведение, строить устные монологические высказывания, продолжать формирование навыков исследовательской деятельности, работы в команде.

Воспитательная: воспитывать любовь к русской классической литературе, уважение друг к другу, умение уважать чужое мнение.

Оборудование:  доска, учебник, тетрадь, компьютер.

На доске заранее записаны определения литературных терминов.

Композиция – построение произведения, расположение его частей, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).

Идея – главная, обобщающая мысль в литературном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

 

Давайте начнем наш урок со строк М. Ю. Лермонтова, которые не вошли в окончательный вариант поэмы «Мцыри». Почему автор зачеркнул их? Возможно, он хотел, чтоб вы, читатели, сами пришли к выводу, какова же идея произведения. Указание на нее есть в этих строчках, но мы сформулируем идею после серьезной работы по изучению произведения.

О боже, думал я, зачем

Ты дал мне то, что ты дал всем,

И крепость сил, и мысли власть,

 Желанья, молодость и страсть?

Зачем ты ум наполнил мой

Неутолимою тоской

По дикой воле? Почему

Ты на земле мне одному

Дал вместо родины тюрьму?

Какова тема этого отрывка?

Это строки о стремлении к свободе, отрицании неволи.

  1. Реализация домашнего задания – прослушивание материалов, подготовленных учащимися в группах.

Темы свободы и тюрьмы в лирике М. Ю. Лермонтова.

И. Андроников в своей статье «Образ Лермонтова» подчеркивает «трагический характер его поэзии». Работая над темой, мы прочитали большое количество стихотворений М. Ю. Лермонтова и обнаружили, что слова «тюрьма», «тюремный», «узы», «узник», “темница» в сумме употребляются  очень часто. Но мы согласны с автором статьи в том, что поэт «не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу».

Тема свободы, воли– одна из основных в творчестве Лермонтова. Так слова «свобода», «свободный», «воля», «вольный» встречаются 72 раза. «И все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины”, - подтверждает И. Андроников.

 -Лермонтов развивает эти темы и в поэме «Мцыри».

3. Рассказ учителя об истории создания поэмы. (см. презентацию слайд 1-5)

4. Чтение поэмы.

Что является символом неволи, узничества в поэме? (Монастырь.)

- Что такое монастырь? Кто такие монахи?

Сообщение ученика.

Что нового вы узнали?

Монастырь – место, где человек может приносить пользу, воплощать свои мечты.

 

  1. Беседа, обсуждение вопросов. Композиция. Эпиграф, идея произведения. (презентация)

- Почему, умирая, Мцыри не боится смерти?

-Cвободы, настоящей человеческой жизни Мцыри хоть и немного, но все же отведал, и он несказанно счастлив от этого. А вот достигнуть родины ему не удалось. Почему так случилось?

- Посмотрите на портрет. (история создания портрета- презентация )

- Что узнал о себе Мцыри на воле?

- Почему автор для выражения мысли героя избрад форму исповеди?

- Что такое исповедь?

Как показан монастырь в поэме? Составляя таблицу, учащиеся выписывают цитаты в тетрадь.

Гл. 2 (слова автора)

Гл. 3-26 (слова Мцыри)

«в стенах хранительных»

«монах больного призрел»

«искусством дружеским спасен»

«я мало жил, и жил в плену»

«я вырос в сумрачных стенах»

«на мне печать свою тюрьма оставила»

«в тюрьме воспитанный цветок»

Сопоставьте эпитеты к слову «стенах» (см. таблицу). Чем можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?

Мцыри попал в монастырь не по своей воле, находится вдали от родины, тоскует о свободе.

Каков сюжет поэмы?

Он прост: герой в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и остался одиноким среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, для чего живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности жизни в монастыре, но не приводят к желанной цели – вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. Смерть его неизбежна, перед ней он снова рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».

Сохранена ли в поэме такая последовательность? Нет.

В чем заключается нарушение, изменение?

В чем смысл такой композиции?

Она позволяет понять, что эти три дня для Мцыри дороже целой жизни, за которую он не смог испытать такой гаммы чувств.

Кто или что стоит в центре поэмы: герой или событие?

В чьем восприятии показаны события «трех блаженных дней»?

Мцыри – значит, важен внутренний мир героя, хотя сам он говорит: «…душу можно ль рассказать?»

         Мы знаем, что эпиграф – это ключ к пониманию идеи произведения. Обратимся к авторской подсказке.

Первоначальный эпиграф – французское изречение: «Родина бывает только одна».

 Окончательный вариант: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (Библия, 14 гл. Первой Книги Царств). Дословный перевод: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть».

 

Учащийся пересказывает притчу, из которой позаимствован эпиграф.

Библейская легенда рассказывает об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына». Ионафан сказал: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Ионафана – и не умер он.

Как вы думаете, с какой интонацией – протеста или смирения – произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу? С интонацией протеста.

Чем похожи Ионафан и Мцыри?

Смелые, свободолюбивые, выразившие протест против чужой воли.

Почему Лермонтов отказался от первого варианта эпиграфа и обратился к Библии?

Герой прежде всего стремится к свободе. Понятия свободы и родины для него неразделимы.

Как эпиграф и композиция связаны с идеей произведения?

Они помогают раскрыть, понять ее.

 Сформулируйте идею.

Главное для человека – свобода, три дня на воле лучше, чем многолетнее заключение.

-Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений – герой искатель свободы, бежит из неволи.

-А что такое романтизм? ((фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIIIXX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

- Можно ли назвать Мцыри романтическим героем?

6. Итог урока

- С чем сегодня познакомились?

-Какие эпизоды запомнились?

7. Домашнее задание:  составить цитатный план поэмы         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная идея УМК "Перспективная начальная школа"

Данный комплект — один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего о...

ИДЕЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АДОЛЬФА ДИСТЕРВЕГА

  Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.Правила обучения ...

Идея развития активности обучающихся в педагогике

В статье рассмотрена проблема активности обучающихся, развития самостоятельности и творчества как одна из актуальных задач педагогики....

М.Ю. Лермонтов "Мцыри"

Презентация к отрывку из поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" (Бой с барсом)...

Литературно – музыкальная композиция по поэме А.Твардовского «Василий Тёркин»

Цель:Способствовать  развитию патриотических чувств,  воспитывать уважение  к историческому прошлому нашей страны, гордость за тех,  кто защищал ее от врагов. чтить память о прошлы...