Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по художествеено-эстетическому напрвлению "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_umelye_ruchki.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Вичурская основная общеобразовательная школа»
| «Утверждаю» _________________ Т.И.Баширова Приказ № _______ от_________ 2014г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению
«Умелые ручки» в 1-4 классах
Разработана:
Павловой Н.П., учителем начальных классов.
2014 -2015 учебный год
Пояснительная записка
. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
При выполнении практических работ ребята кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Художественная обработка материалов требует серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом, одновременно с этим она предоставляет уникальную возможность соединения трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без чего невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Цель программы:
создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка, то есть создание условий для раскрытия и развития таланта, совершенствование умений и навыков, полученных на уроках технологии, повышение мастерства и развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Ознакомление детей с различными формами работ из природного материала, бумаги, салфеток
- Обучение детей ЗУН по заготовке и работе с различными материалами;
- Формировать активность, самостоятельность, коммуникативность, эстетический вкус, аккуратность.
- Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений ДПИ как части культуры народа;
- Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус;
- Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с природным материалом, салфетками, использование различных техник по рисованию- монотипия, точечный рисунок, выдувание, штриховка и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, игры, конкурсы и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усавивают готовую информацию
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:
- фронтальный
- индивидуально-фронтальный
- групповой
- индивидуальный.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок работ учащихся:
- в классе
- в школе.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
№п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | Аппликация из листьев «Совушка» | 1 |
2 | Рисование с помощью отпечатывания листьев, цветов | 1 |
3 | Аппликация из листьев «Летняя фантазия» | 1 |
4 | Рисование с помощью отпечатывания листьев, цветов | 1 |
5 | Поделка из листьев «Аквариум» | 1 |
6 | Рисование. Точечный рисунок «Зайчонок»(с помощью ватных палочек) | 1 |
7 | Поделка из природного материала по замыслу детей | 1 |
8 | Рисование. Точечный рисунок «Ваза с цветами» | 1 |
9 | Аппликация из салфеток «Снегирь» | 1 |
10 | Рисование. Точечный рисунок по замыслу детей | 1 |
11 | 1 | |
12,13, 14 | Новогодние игрушки | 3 |
15 | Аппликация + рисование «Узорные варежки» | 1 |
16 | Кусудама. Знакомство с техникой кусудама | 1 |
17 | Рисование с помощью ниток «Сказочные цветы» | 1 |
18 | Кусудама. Базовые модули | 1 |
19 | Рисование выдувание | 1 |
20 | Кусудама. Цветок из 5-и модулей | 1 |
21 | Рисование. Орнамент | 1 |
22, 23, 24 | Кусудама. «Колокольчик» | 3 |
25 | Рисование. Орнамент в посуде | 1 |
26 | Рисование. Орнамент в одежде | 1 |
27 | Кусудама. «Звезда» | 1 |
28 | Рисование. Штриховка точками | 1 |
29-32 | Топиарий из салфеток | 4 |
33 | Коллективное панно с использованием различных техник | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Нетрадиционные техники рисования:
- отпечатывания листьев, цветов.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
- точечный рисунок (при помощи ватных палочек)
- рисование с помощью ниток
- монотипияпредметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
- Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
- выдувание
- штриховка точками.
Список литературы:
- А.Бахметьев, “Оч. умелые ручки”
ПросняковаТ.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.
- Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
- Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами./Сост. А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1981.
- Проснякова Т.Н. Энциклопедия технологий прикладного творчества.Изд. «Фёдоров» г.Самара, 2007
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...