Эссе "Я учитель" для конкурса "Учитель года"
статья по теме

Рослякова Елена Николаевна

Эссе "Я учитель" для муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roslyakova_-_esse_-_ya_uchitel.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе  «Я – учитель»  Росляковой Елены Николаевны,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты Мурманской области.

Учитель! Он всегда в дороге -
В заботах, поисках, тревоге -
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит.
Он весь земной, но рвется ввысь.
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
                                  
И. Дружинин

        В современном обществе сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, профессия учителя декларируется, как одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. С другой стороны, по данным социологических исследований лишь пятая часть россиян относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных, и не  более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования.         Видеть своего ребенка школьным преподавателем хотели бы меньше двадцати процентов родителей учеников.

Учителем сегодня быть трудно. К нему предъявляются высокие требования со стороны общества, родителей, детей. Выдержать темп профессии, принести пользу ученикам, привить им любовь к труду и знаниям - задача не из легких. Работа требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных и  нравственных сил.

Просматривая педагогические форумы в Интернете, я нахожу размышления моих коллег о профессии: «По тяжести труда профессию учителя можно сравнить с трудом шахтера, или горнового доменной печи, так как воспитание детей наших стоит не только пота, но и крови. По эмоциональному напряжению рабочий день походит на сумасшедший день главного диспетчера международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях (… то взлет, то посадка, то снег, то дожди…).  По точности подхода к делу, ювелирности и индивидуальности работу учителя можно сравнить с тончайшей работой скальпеля нейрохирурга: небольшая неточность и исправить положение уже невозможно… Учителю тысячи раз приходится искать все новые и новые подходы, молниеносно принимать стратегические и тактические решения, тонко подбирать ключики к умам и сердцам учеников».

        Почему я выбрала именно профессию учителя? Я родом из семидесятых, из той эпохи, когда ещё не было компьютеров и Интернета, а было много-много книг. Мама помогла выучить буквы, привила мне любовь к литературе, и ещё до школы я стала читать сама. Герои книг стали моими друзьями и учителями жизни.  Девиз Саньки Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» из повести Валентина Каверина «Два капитана» помог мне преодолеть все трудности в подростковом возрасте. Слова Павки Корчагина из романа Николая Островского  «Как закалялась сталь» заставляли задуматься о том, что «самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Легенда о Прометее вдохновила выбрать такую профессию, чтобы приносить свет и пользу другим людям. Слова  песни «Костёр» группы «Машина времени» помогли сделать выбор в жизни – гореть или тлеть? Хотелось прожить жизнь так, чтобы «стало всем теплей».

В школу играла всегда и везде: в садике, на улице, дома. Стену нашей кухни, окрашенную синей краской, использовала как классную доску, писала по ней настоящим мелом. Перед окончанием восьмого класса прочитала книгу Симона Соловейчика «Учение с увлечением» и задумалась о выборе профессии всерьёз. В пятнадцать лет мне не хотелось покидать страну детства, и работа учителя привлекала меня тем, что туда можно будет ещё вернуться.

Стала учителем начальных классов потому, что именно в этот период жизни для детей открывается дверь в мир знаний, и им нужна помощь в этом пути.  Мне хотелось стать доброй волшебницей для ребят, попробовать себя в роли «мамы», наставника. После педагогического училища в девятнадцать лет стала Еленой Николаевной и вместе с детьми  начала «творить, выдумывать, пробовать». Меня привлекали экология и народное творчество, журналистика и театр. Со своими учениками  осваивала новые авторские программы, разрабатывала свои. Помогала детям преодолевать трудности при изучении русского, а чуть позже и английского языков, освоила новые специальности: «учитель-логопед», «преподаватель английского языка в начальной школе».         

На несколько лет оставляла преподавательскую деятельность, так как работа в международной благотворительной организации давала мне уникальную возможность путешествовать, о чём я так мечтала с детства. В эти годы познакомилась с Учителем, на которого хочу быть похожей. Он ходил по земле, делал добро, передавал людям истину. Его не послушали ... Своим ученикам Он поручил продолжать своё дело. Миссию учителя на земле можно сравнить с Его миссией, и не все готовы нести этот крест.

В педагогической профессии остаются те, кто пришёл в неё по призванию. Призвание  это нечто большее, чем просто работа для заработка. Это дело, которое  подходит человеку, приносит ему радость и вносит некий вклад в общество. Призвание это, что вы не можете не делать. В современной школе остаются  лишь те учителя, кто готов ежедневно приносить себя в жертву, кто любит свою профессию и остаётся ей верен,  несмотря ни на что. Таких людей называют «подвижниками». В этом слове  сочетаются два понятия: «движение» и «подвиг». В чём состоит  этот подвиг? Каждый день учителя  отдают  частицу своего сердца и души ученикам, хотя  не всегда это бывает оценено. В словах Симона Соловейчика об учителе я нашла подтверждение этому: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться». Наше общество серьезно больно.  Целое поколение родителей  не умеет правильно воспитывать ребенка, и это ведет к перекладыванию ответственности на школу.  Родителям гораздо проще винить школу во всех бедах и гораздо сложнее признать свои ошибки.

В 2012 году я вновь вернулась в профессию, но уже более осознанно. Мне стало не хватать того «неспокойствия», которое описано  в строках, взятых мною в эпиграф. Я поняла, что мне хочется передать свой опыт и знания другим.  И сегодня моим девизом стали слова «живи на земле, делай добро, храни истину».

Работа с детьми приносит в мою жизнь ощущение радости и нескончаемой энергии. Каждый день не похож на предыдущий: ежедневно меня ждут новые события, заботы и дела. Вчера ты  организовывал праздник, сегодня выступаешь  на семинаре, завтра пойдёшь с детьми в поход, а послезавтра проведёшь родительское собрание. Для кого-то это может показаться невыносимым, но этот драйв мне по душе, он даёт возможность проявить все свои таланты и творчество.

Последние три года я работаю с особыми детьми – с нарушениями речи. Стараюсь не только передать им знания, но помогаю им развиваться, становиться личностями. Много внимание уделяю воспитательной работе во внеурочное время. Даю возможность  детям найти ту сферу, где они могут проявить себя. Участие в конкурсах рисунков и поделок, поэтические конкурсы и исследовательские проекты, посещение выставок и спектаклей, проведение праздников и экскурсий – всё это помогает ребятам учиться и развиваться.

Люблю честность и искренность, учу этому своих учеников. Стараюсь много не говорить, а делать что-то полезное, двигаться вперёд. Учусь на своих ошибках, делаю выводы на будущее.

Участие в конкурсе «Учитель года»  это  возможность подвести некоторые итоги, научиться новому и продолжать своё самообразование. А закончить свое эссе я хочу строками  из  стихотворения  Бориса Пастернака, которые очень точно отражают  мой путь в профессии учителя:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

        

        

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»

Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

«С Новым годом!» сценарий нового года

Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам.    Слайд №3            Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...