Урок гражданского образования в 4 классе
методическая разработка (4 класс) на тему

Чудновская Анна Иосифовна

Урок гражданского образования в 4 классе "Родители обязаны - дети обязаны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Донецкая общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней №114

 с углубленным изучением отдельных предметов 

     Урок гражданского образования в 4-А классе      

         

«Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода».

 

                                                                                Подготовила учитель

                                                                                               высшей категории

                                                                                     Чудновская

                                                                                              Анна Иосифовна

     

                                                 Донецк

                                                                               

Тема: Родители обязаны – дети обязаны. Главный закон рода.

Цели: на основе изученных правил и обязанностей гражданина        

          способствовать осознанию собственных прав;

          через обсуждение некоторых ситуаций ознакомить со взаимными

          обязательствами родителей и детей;

          развивать умение высказывать свои взгляды и мысли по разным

          вопросам;

          воспитывать чувство любви и уважения к членам семьи.

Оборудование: « правовое» дерево,

                          карточки с правами и обязанностями, карточки с рассказам.

                                           Ход урока:

І. Организация класса.

       Эмоциональный настрой

    - Как ты мне нравишься!

    - За что?

    - За то, что улыбаешься.

    - Как ты мне нравишься!

    - За что?

    - За то, что руку жмёшь.

    - Как ты мне нравишься!

    - За что?

    - Совсем не притворяешься,

    Меня понять стараешься,

    Навстречу мне идёшь!

- Чтобы наша совместная работа была плодотворной, вспомним правила для достижения успеха.

           Правила:

- учиться сотрудничать;

- учиться общаться;

- не оставлять учение;

- не терять надежду;

- получать наслаждение и от учения, и от жизни.

ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

-Что изучали на прошлом уроке?

- Как вы понимаете слова «право»,  «обязанность»?

- В каких документах записаны права ребёнка?

2. Составление «правового  дерева»

 - Выберите среди прав и обязанностей права и составим «правовое дерево».

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

        - Молодцы, права выучили хорошо.

- Скажите, в обществе человек пользуется только правами, чтобы жизнь была налажена?  Что ещё требуется от человека? (Обязанности).

ІV. Сообщение темы и задач урока. Выставление уровня достижений на шкале.

- Сегодня на уроке мы узнаем об обязанностях родителей и детей, т.е. о взаимоотношениях в семье, будете составлять свои обязанности.

- Положите перед собой шкалу достижений. Подумайте, знаете ли вы о своих обязанностях и обязанностях родителей? Отметьте на шкале, на каком уровне.

V. Изучение нового материала.

1. Беседа о семье

- Каких людей мы называем самыми дорогими?

- Что семья даёт человеку?

- А что каждый человек может дать своей семье?

2. Слушание стихотворения  Н.Чемерис «Что такое семья». 

      Расскажу я вам, друзья,                         Дед и бабушка – в почёте,

      Как живёт моя семья.                             Всё в заботе, всё в работе.

      Хорошо всегда нам вместе,                   Внуков всех безумно любят,

      Мы поём об этом песню.                       Словно птенчиков голубят.

                                                                        Есть два брата у меня -

      Папа сильный и весёлый-                      Очень славная родня.

      Он хозяин в нашем доме,                       Вот и вышло: нас семь «Я»-

      Мастер добрый и умелый-                     Получается семья.

      До всего ему есть дело.

     

      Мама, милая моя!

      Как горжусь тобою я!

      Пожурит и пожалеет,

      Сердцем каждого согреет.

- Как автор стихотворения относится к членам своей семьи? Как вы это определили?

2. Этимологическая минутка.

- А что об этом слове рассказывается  в толковом словаре? Подготовил …

- Значит, это самые родные люди, которые друг друга уважают и любят.

3. Ассоциативный куст «Моя семья». 

 - Ребята, когда вы слышите выражение «Моя семья», о чём вы думаете, что вы себе представляете?

- Сколько хорошего вы сказали о своих семьях. Но семьи бывают разные, а иногда не бывает семьи у детей.

 

4. Работа с учебником.( с. 60- 61) .Чтение 1 части статьи.

          Щадящий опрос. Работа в парах.

  1 в. -  О чём ещё заботятся родители, кроме хозяйственных хлопот?

            (Родители заботятся о здоровье сыновей и дочерей, их образовании, воспитании, настроении и развлечениях).

  2 в. – Из-за чего  около 100 тысяч детей  лишены родительской  заботы?

            (Каждый десятый ребёнок – сирота. Родители девяти детей не выполняли своих обязанностей по отношению к ним. Лишены родительских прав).

  1 в. – Что это такое: «мини-детдома»?

           (Дети живут по восемь – десять человек вместе с названной матерью как обычная многодетная семья).

  2 в. – А как помогают «детям улицы» просто добрые люди?

           (Создают детские приюты, центры реабилитации, где возвращают детям надежду на лучшее будущее).

- Вы полноценно пользуетесь правом жить в семье вместе с родителями. Уважайте и цените своих родителей.

-  Кто ответил на оба вопроса, поднимите руку.

5.Физкультминутка.

 - Каждый человек имеет право на отдых. Мы тоже немного отдохнём.

           Разминка «Поругались – помирились».

- Представьте, что ваши правые ручки – весёлые человечки. Вот они встретились,  знакомятся, идут вместе гулять. Но вдруг они поругались, обижаются, бьются. Но они же умные, поэтому  помирились, гуляют, идут домой и прощаются.

6. Продолжение работы с учебником. Чтение притчи «Закон рода».(с. 61)

         а) Чтение притчи и обсуждение.

- Что поразило вас в этой притче?

- Прочитайте новый закон рода.

- Над чем заставил задуматься этот рассказ?

- Какое жизненное правило вы взяли для себя?

         б) Методика « Интервью». Работа в парах.

- А теперь поработайте в парах. Ребята 1 варианта выступают в роли корреспондентов, т.е. задают вопросы, а ребята 2 варианта представьте себя в роли сына и отвечаете на вопросы корреспондентов.  

-  А теперь давайте заслушаем один из вариантов такой работы.

VІ. Закрепление материала. 

1. Составление обязанностей детей в семье. Работа в группе.

- Положите перед собой рассказы и прочитайте их самостоятельно. (Можно использовать рассказы В.Сухомлинского)

Затем хорошо продумайте и обсудите в группах, какую обязанность можно сформулировать на основе прочитанных рассказов.

        а) самостоятельное чтение рассказа учениками;  

        б) обсуждение рассказа и составление на его основе обязанности;

        в) высказывание своего мнения, выбор карточки с обязанностью

            на столе.

       (Прикрепить каждую обязанность к подходящим по смыслу правам)

2. Работа в тетрадях (с. 20). Работа в парах.

Составление текста для табличек.

VІІ. Итог урока. Рефлексия.

    -Давайте проследим, выросли ли ваши знания об обязанностях. Отметьте на шкале. У кого уровень знаний стал выше, поднимите руку.

    - А что нового вы узнали на уроке об обязанностях?

 

VІІІ. Домашнее задание. 

Прочитать 2 часть статьи. Продолжить перечень правил, представленных в статье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по гражданскому образованию 3 класс "Без праздника нет народа"

Закрепить знания учащихся о праздниках государственных, народных, религиозных, профессиональных, семейных. Познакомить с праздником Рождества, с Российскими традициями и обычаями, связанными с Рождест...

гражданское образование 3 класс

Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"

Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....

урок гражданского образования

конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"...

урок гражданского образования

конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"...

Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"

Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....