урок гражданского образования
план-конспект урока (3 класс) на тему
конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_krugu_rodnom_i_tesnom.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « В кругу родном и тесном».
Цели урока:1. Познакомить с правами и обязанностями по отношению к
членам семьи.
2.Актуализировать знания и эмоциональный опыт учащихся
о семье, о взаимоотношениях родственников.
3. Расширить знания детей об обычаях гостеприимства раз-
ных народов. Формировать умение быть гостеприимным
хозяином и повторить правила поведения в гостях.
4. Познакомить с произведениями искусства, посвящёнными
теме семья.
Ход урока.
- Организационный момент
Звучит песня Ю.Антонова «Родительский дом», идет показ слайдов с рисунками детей на тему «Семья».
- Введение в тему урока.
- Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. Вы прослушали песню, просмотрели рисунки, прочитали тему урока.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на этом уроке?
- Сегодня мы с вами поговорим о семье. Обсудим, какой должна быть семья. По вашим рисункам видно, что вы растёте в счастливых семьях, каждый рисунок проникнут радостью, теплом и я думаю, что даже, когда вы вырастите и создадите свои семьи, тепло родного очага будет согревать вас на протяжении всей жизни, и возможно скажите о семье так же, как сказал Александр Трифонович Твардовский:
О семье.
И хорошо за стол свой сесть
В кругу родном и тесном,
И, отдыхая, хлеб свой есть,
И день хвалить чудесный.
- Замените строчку «в кругу родном и тесном» одним словом. Догадайтесь, каким?
- О какой семье говорит поэт?
- А какую семью хотел бы иметь ты?
2. Беседа о своей будущей семье.
-Какие качества ты особенно ценишь у своих у своих родителей, бабушек и дедушек?
-Каким ты хочешь быть сыном (дочерью), а каким отцом (матерью) для своих будущих детей, а дедушкой (бабушкой) для внуков?
Семья
Дружной, трудолюбивой. В стихотворении говорится: «В кругу родном и тесном». Вся семья за столом. Едят свой хлеб, который заработали.
Дружную,трудолюбивую, гостеприимную.
У родителей – любовь, взаимопонимание, строгость, требовательность, готовность прийти на помощь.
У бабушек и дедушек – доброта. Они меня балуют, не ругают, не наказывают, а только пожурят.
Я хочу быть хорошим сыном: честным, добрым, хорошо учиться, ласковым, гостеприимным, щедрым.
- Вот видите, ребята, всё доброе и хорошее вы видите у родителей, бабушек и дедушек. Родители более строгие, в отличие от бабушек и дедушек. Они все вам желают добра, Но старшее поколение ,бабушки и дедушки, с высоты своего возраста главным считают любовь. Когда они были молодыми родителями, они работали, учились, были очень заняты, меньше могли уделить внимания детям, и были строги к ним. Сейчас они это осознали и хотят отдать свою нерастраченную любовь внукам. Недаром говорят, что внуки – любимые дети.
-Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы сохранить для своих детей и внуков?
-А какие реликвии хранятся в вашей семье?
Отцом – справедливым, требовательным, буду любить своих детей, готовым прийти на помощь, ответственным.
Бабушкой и дедушкой – добрыми, щедрыми, ласковыми.
Очень хорошая традиция отмечать день рождения всех членов семьи.
У нас семейная традиция отмечать Новый год. Мы дарим друг другу подарки.
Мы отмечаем Рождество. Дни поминовения умерших.В этот день собираются родственники.
Родители отмечают День свадьбы. Это я бы хотел сохранить.
Реликвии - фотографии, дневники, мои тетради, вещи, медали, награды.
Да, ребята, я ещё раз убедилась, что вы с любовью и уважением относитесь к членам своей семьи, к семейным традициям и реликвиям. Вы провели большую исследовательскую работу по теме «Моя родословная». Без уважения к прошлому нет достойного будущего. Вы можете гордиться своими предками и будете достойны их.
Вывод:
- Почему авторы считают важными размышления над вопросами, которые касаются будущей семьи, давайте прочитаем в учебнике.
- Что вы можете сказать о значении семьи в жизни человека?
Вывод:
Французский писатель Антуан де Сент –Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства». Семья, как говорится в песне, это начало начал, в жизни надёжный причал.
Земскова Настя: В нашей семье хранится «Псалтырь» 1905 г., он достался от прабабушки.
Аришкина Ксения: Я принесла салфетку, которую вышила прабабушка, ещё есть дома скатерть, которая передаётся по наследству.
Полковникова Инна: Мой прадед был на войне и на целине. У нас в семье хранятся его ордена и медали.
Размышления над этими вопросами помогут тебе уже сейчас готовиться к взрослой жизни.
В семье начинает формироваться человек. Семья воспринимает и любит меня таким, какой я есть. Семья помогает в трудную минуту.
3.Работа по актуализа- ции эмоционального опыта взаимоотношений родствен- ников.
1.-Прочитайте рассказ Д. Родари «Кто командует?»
-Как относятся друг к другу девочка и её родители?
2.Работа по картинам.
-Да, ребята, родительский дом – начало начал, где бы ни был человек, через всю жизнь он пронесёт любовь к родному очагу. Я прочитала четверостишие Твардовского о его семье. Это он написал, будучи взрослым. Мы прослушали песню о родительском доме, прочитали рассказ и видим, что любовь, светлые чувства о родном доме и поэты, и композиторы пронесли через всю жизнь. Но не только поэты, писатели и композиторы уделяли внимание теме «Семья» в своём творчестве, но и прекрасные художники создали немало полотен той же тематики. Давайте полюбуемся репродукциями с картин известных художников.
1). Вот перед вами репродукция с картины Ольги Тихомировой «Утро». Посмотрите, ребята, кого изобразил художник?
-Малыш проснулся, а у кровати мама. Малыш и мама - счастливы. Картина называется «Утро». Утро – это начало дня, пробуждение. Утро – в жизни человека – его детство. Оно прекрасно, когда рядом с
Читает ученица.
С любовью, взаимопонима-
нием, уважением.
Маму с дочкой.
ребёнком любящая мама. Какие чувства испытывают герои картины?
2). Вот перед вами другая картина. Написал её прекрасный художник Константин Коровин «За чайным столом». Посмотрите внимательно, что изобразил художник?
-Как в стихотворении «в кругу родном и тесном»
3).Следующая репродукция с картины художника Пластова «Жатва». Ребята, что мы видим на этой картине?
Да, ребята, работа у них очень тяжёлая, а картину Пластов написал в 1945 году. Это первая послевоенная жатва. Мужчин в деревнях не было, кто погиб, а кто ещё не вернулся из армии, а жить- то надо и вот семья в таком составе старый да малый вышла на уборку. Дед работал косой, мальчики серпами, а девочка сгребала граблями. Они очень устали и сели отдохнуть тесным кружком. Где родители этих детей? Мы можем только предполагать. Может быть, погибли, и дед остался с малыми внуками в тяжёлое время. Но вместе они семья, вместе не пропадут. Мы убеждаемся, что семья – это вза-
Любовь, счастье, радость.
Изобразил семью. Видно, что семья дружная. Все пьют чай на веранде и ведут неспешную беседу. Лица спокойные, дружелюбные, чувствуется, что в этой семье мир и согласие.
Это- уборка хлеба. Семья убирает рожь или пшеницу. На переднем плане старый дедушка и его внуки. Они что-то кушают деревянными ложками. Мальчик в белой рубашке пьёт из кувшина. Видно, что они устали. Работа была тяжёлая. Они работали косой и серпами, сгребали граблями.
имная поддержка в трудную минуту.
3. Групповая работа.
-Делимся на две группы. Первая группа отвечает на вопрос:
-Что вы можете сказать о взаимоотношениях в этих семьях?
-Вторая группа отвечает на вопрос:
-Каким чувствам героев этих картин мы сопереживаем?
- Как важно, чтобы все в семье были счастливы! А как для этого нужно относиться друг к другу?
4.Работа в тетради.
Выполните задание №1с. 13.
-Какие «мелочи» создают хорошее настроение твоим родственникам?
Вывод:
- Стараешься ли ты не показывать свое плохое настроение родным? Умеешь ли быть сдержанным, доброжелательным, вежливым в общении с родственниками?
Расскажите случаи из жизни.
Они дружны, счастливы
Радость, счастье, любовь, уважение к старшим, взаимная поддержка.
Доброжелательно, вежливо, не показывать своё плохое настроение.
Вопрос о самочувствии, сюрприз, доброе приветствие, хорошая учёба, хорошие поступки, помощь по дому.
1.Утром я встаю и говорю маме: «Доброе утро!». Поцелую её. У мамы хорошее настроение и у меня на целый день.
2.Однажды мама ушла по делам. Я остался один дома с младшим братом и сестрёнкой. У сестрёнки поднялась температура, и она начала плакать. Я её уговаривал и качал, пока не пришла мама.
5. Работа со статьёй из Конвенции о правах ребёнка.
-Прочитайте в учебнике статью о правах ребёнка:
- Почему детям нужны любовь и понимание?
- Кто-то из мудрых сказал: «Счастье – это когда тебя понимают».
- Как ты считаешь, все ли желания детей нужно выполнять?
-Почему?
6. Работа в тетради.
- Какие обязанности есть у детей по отношению к своим родственникам?
Выполните задание в тетради №2
Я люблю сам_____________.
Я с удовольствием помогаю
_______________________.
Меня хвалят за _________.
№3
Сочинение «Моя семья».
Мы с вами на уроке русского языка писали сочинения на эту тему.
Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи.
Для того, чтобы чувствовать заботу о себе, формировать правильные черты характера. Например, если будет ребёнок бояться, то он будет приспосабливаться, угождать и будет лживым.
Нет.
Сладкого нельзя, а дети просят. В компьютерные игры часто заигрываемся, а нельзя.
В газете « Диагональ» были напечатаны ваши работы.
Давайте прослушаем некоторые ваши стихи и сочинения о семье.
7.Беседа об обычаях гостеприимства.
-Мы уже говорили о семейных традициях. Входит ли в традиции вашей семьи гостеприимство?
- Какие законы гостеприимства ты знаешь?
Прочитаем рассказ об обычаях разных народов. С. 31- 32.
- Что вы узнали о законах гостеприимства разных народов?
- Для чего люди ходили в гости в Древней Греции? А в наше время?
- К кому и когда ты ходишь в гости с удовольствием?
- Поразмыслив над данными ситуациями и вспомнив похожие случаи из жизни, вы, ребята, сами ответите на вопрос, какими качествами обладает хороший хозяин. Дополните выражение: «Хороший хозяин – это…»
Какие чувства ты испытываешь, принимая гостей?
Дети зачитывают стихи и сочинения.
Да, мы любим встречать гостей.
Доброжелательность, приветливость, щедрость
Гостей сажали в красный угол – на самое почетное место. Преподносили хлеб да соль и угощали очень щедро.
Для общения.
Люблю ходить в гости к тёте. У неё весело.
Я люблю ходить к бабушке. Она печёт вкусные пироги.
Гостеприимный, доброжелательный, весёлый, щедрый.
Я рад, когда приходят гости.
8.Работа по учебнику:
Составьте пословицу.
«Гость в дом- радость в дом».
Объясните, как её понимаете.
- Как образовались слова «хлебосольство», «гостеприимство».
Щедрость и хлебосольство присущи всем народам.
9.Правила поведения в гостях.
Вспомним правила поведения в гостях.
1)Винни- Пух любил ходить в гости по утрам и утверждал:
Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро…
Как вы думаете прав ли Винни?
2) Как надо вести себя в гостях?
Вывод.
Итак, в гости мы любим ходить, но принимать гостей надо тоже любить. Потому что быть хорошим хозяином очень трудно. Правилам хорошего тона вы учитесь с детства и в гостях вы будете себя вести прилично и гостей принимать вежливо и радушно.
8. Итог урока. Итак, о чём мы с вами так увлечённо, откровенно, задушевно беседовали?
-Хорошо, когда детство человека проходит в его родной
Когда приходят гости хозяева рады.
Гостям предлагают самое лучшее, плохое настроение не показывают. Они щедры, хлебосольны.
Он думал только о себе. Утром трудно встречать гостей.
Скромно, вежливо, не тянуть лучший кусок, не лазить куда не надо, не шуметь, соблюдать правила поведения.
О семье, Мы говорили о том, что все мы родом из детства.
семье. Потому, что в семье закладываются все основные
черты характера. Конечно, воспитание и образование человека продолжается всю жизнь. Но самое основное в семье. Ведь недаром теме семья посвящали свои произведения многие поэты, писатели, композиторы, художники, не оставила равнодушными эта тема и вас. Вы, юные художники и поэты в нашем классе. Мы выслушали ваши стихи и посмотрели рисунки. Они прекрасные. Да, « Все мы родом из детства»,- сказал Экзюпери и семья для каждого из нас это тот чистый исток, из которого начинается путь в прекрасное далёко. Любовь к своей семье каждый человек проносит через всю свою жизнь, это чувство подпитывает нас доброй энергией, даёт силы.
«Два чувства равно близки нам,
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу» .
Красивее и точнее, чем сказал Александр Сергеевич Пушкин и не скажешь. По настоящему, счастлив тот, кто счастлив в семье. Чем больше счастливых семей, тем счастливее наше общество и крепче наше государство. Это осознаем и мы с вами ребята и наше правительство.
9.Домашнее задание.
Выполните задание в тетради №2, №3 письменно.
Конспект урока по «Гражданскому образованию»
3 класс
По учебнику «Жар птица»
авт. С.К.Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина
Конспект составила:
учитель начальных классов Гераськина Наталья Константиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - викторина по гражданскому образованию
Итоговый урок проводится в виде викторины. Цель урока - проверить в игровой форме знания детей о родном крае....
Урок по курсу "Гражданское образование"
Время властвует над человеком. Оно хочет, чтобы человек берёг его, дорожил им. И есть у времени верный помощник – память, которая помогает сохранить те следы, которые оставляет время....
Презентация к уроку по гражданскому образованию "В горах Кавказа"
Презентация к учебникууроку по гражданскому образованию Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Жар-птица. 3 класс....
Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"
Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....
урок гражданского образования
конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"...
Урок гражданского образования в 4 классе
Урок гражданского образования в 4 классе "Родители обязаны - дети обязаны"...
Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"
Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....