Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки"
материал по теме
Учебно - тематическое планирование кружка "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования кружка "Умелые ручки" | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх – Майданская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ
Полх – Майданской СОШ__________
«_____»_______2013 А.. А. Гусев
Педагог дополнительного образования:
Милёшина Надежда Викторовна
Возраст детей – 7- 11 лет
Сроки реализации программы –4 года
с. Полховский Майдан
2013 -2017 учебный год
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, развитие рационального мышления, практического характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью -– это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной школы. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год (2-4 классы) и 33 часа (1 класс).
Основные цели работы:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
- творчества;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
- начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
- опытом практической деятельности по созданию поделок;
- способами планирования и организации досуговой деятельности;
- навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
- уважительного отношения к результатам труда;
- интереса к творческой и досуговой деятельности;
- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
2. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
3. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне.
4. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
кружка «Умелые ручки» (1 час в неделю)
1 класс
№ п/п | Раздел | Темы | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | Формирование групп, принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка. | 1 |
2. | Изделия из природного материала | Икебана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. | 1 |
Аппликация из осенних листьев. Зайчик. Птички. | 1 | ||
Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. Белочка. | 1 | ||
3. | Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги. | 1 |
Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики. | 1 | ||
Панно-мозаика из пластилиновых шариков. | 1 | ||
4. | Объемные игрушки из бумаги. | История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса» | 1 |
Игрушка «Лягушонок». | 1 | ||
Игрушка-стаканчик «Зебра». | 1 | ||
5. | Игрушки из ниток. | Какие бывают нитки? «Цыпленок». | 1 |
«Цыпленок». Завершение работы. | 1 | ||
«Гномик». | 1 | ||
6. | Украшения для новогодней елки. | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет…». Игрушка из ваты. | 1 |
Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. | 1 | ||
Яблоко, лимон, груша, вишня, клубника – подвесные игрушки для елки. Окраска изделий. | 1 | ||
Зайчик из ватных шариков. | 1 | ||
7. | Фигурки животных, сказочных персонажей и человека, выполненных из пластилина. | Разнообразие животного мира. Выполнение фигурок птиц. | 1 |
Выполнение фигурок зверей. | 1 | ||
В мире сказок. Выполнение фигурок сказочных героев. | 1 | ||
8. | Оригами: конструирование из бумаги. | Знакомство с древним японским искусством оригами. | 1 |
Лилии в вазе. Заготовка деталей. Оформление композиции. | 1 | ||
Аппликация «Аквариумные рыбки». | 1 | ||
8 | Игрушки из яиц. | Подготовка яиц к работе. «Зайка». | 1 |
«Цыпленок». Поросёнок. | 1 | ||
Береги братьев наших меньших. Коллективная работа «Мои друзья». | 1 | ||
7 | Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: кожей, сухоцветами, тканью, бумагой, трикотажными нитками. | Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов. | 1 |
Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации. | 1 | ||
Панно из цветной бумаги. | 1 | ||
8. | Общая коллективная работа для выставки. | Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска. | 1 |
Панно «Смешарики» из соленого теста. | 1 | ||
«Весенний букет» | 1 | ||
«Веселый зоопарк» - фигурки – сувениры из соленого теста. Составление коллективной композиции. | 1 | ||
Итого: | 33 |
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
2 класс
№ п/п | Раздел | Темы | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Игры с элементами тренинга по сплочению детского коллектива. | 1 |
2. | Плоскостные композиции из бумаги. | Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Аппликация «Деревенский домик». | 2 | ||
Аппликация «Волшебная птица». | 1 | ||
3. | Узоры из бумажных лент (квиллинг) | Знакомство с инструментами и материалами. Выполнение основных форм квилинга. | 1 |
Панно «Цинерария» | 1 | ||
Панно «Наперстянка», «Ландыш» | 1 | ||
Изготовление вазы | 1 | ||
4. | Бумажная мозаика | Панно «Корзина с фруктами» | 1 |
Панно «Солнечный лев» | 2 | ||
Панно « Воздушные шарики» | 1 | ||
5. | Оригами | Изготовление простых поделок – журавлика, собаки, лягушки, тюльпана. | 1 |
Изготовление лебедя | 2 | ||
Изготовление снежинок | 1 | ||
6. | Работа с нитками
| Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические) | 1 |
Аппликация из нитяной крошки. | 1 | ||
Ниткопись (изонить) | 1 | ||
7. | Работа с бросовым материалом
| Беседа. Карандашница | 1 |
Поделки из фантиков, открыток, спичечных коробков. | 1 | ||
Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы. | 1 | ||
8. | Работа с тканью | Аппликация из ткани | 1 |
Изготовление мягкой игрушки «Собачка» | 2 | ||
9. | Лепка. Глина. Пластилин. | Дымковская игрушка | 1 |
Филимоновская игрушка | 1 | ||
10. | Солёное тесто | Изготовление поделок | 3 |
11. | Работа с бисером | Изготовление цветов | 1 |
Изготовление украшений для девочек | 1 | ||
Панно из бисера | 1 | ||
Итого: | 34 |
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
3 класс
№ п\п | Разделы | Темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие
| План работы кружка. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | Плоскостные композиции из бумаги. | Аппликация «Клематисы» | 2 |
| Аппликация «Озеро» | 2 | |
Аппликация «Гиацинт и сирень»
| 2 | ||
3 | Узоры из бумажных лент (квиллинг); | Панно «Одуванчики» | 2 |
Изготовление розочки в технике квилинг
| 2 | ||
Изготовление салфетницы | 3 | ||
Панно «Уточка» | 2 | ||
4 | Бумажная мозаика | Панно « Воздушные шарики» | 2 |
5 | Оригами | Изготовление простой розочки. | 1 |
Изготовление звездочки. | 1 | ||
Изготовление цветного шара (кусудама). | 1 | ||
Изготовление торта (оригами). | 1 | ||
6 | Работа с нитками
| Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические) | 1 |
Ваза из ниток. | 1 | ||
Ниткопись (изонить). | 1 | ||
7 | Работа с бросовым материалом | Поделки из фантиков, открыток, спичечных коробков. | 1 |
8 | Работа с тканью | Аппликация из ткани «Корзина с клубникой». | 2 |
9 | Солёное тесто | Изготовление поделок | 3 |
10 | Работа с бисером | Изготовление украшений для девочек | 1 |
Панно из бисера | 2 | ||
Итого: | 34 |
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
4 класс
№ п\п | Разделы | Темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие | Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. | 1 |
2 | Работа с бисером. | Знакомство, беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов, иллюстраций, пробные плетения. | 1 |
Плетение браслетов - “фенечек”. Плетение колец. | 1 | ||
Работа по замыслу детей. | 1 | ||
3 | Работа с тканью, мехом. | Шитье мягкой игрушки «Собачка» | 3 |
4 | Работа с бумагой и бросовым материалом. | Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки). | 1 |
Игрушка “Гордый петух” (из пластмассовой бутылки). | 1 | ||
Изготовление чеканки (по замыслу детей). | 1 | ||
5 | Работа с пластилином. | Пластилиновая аппликация на стекле (по замыслу детей). | 2 |
6. | Работа с бумагой | Изготовление елочных игрушек. | 1 |
Изготовление новогодних сувениров. | 1 | ||
Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом | 1 | ||
. | Изготовление гирлянд (коллективная работа). | 1 | |
7. | Работа с тканью. | Изготовление одежды для Барби (по выбору детей). | 2 |
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). | 3 | ||
8. | Солёное тесто | Композиция «Грибочки» | 2 |
Композиция «На морском дне» | 2 | ||
Композиция «Подкова счастья» | 2 | ||
9. | Узоры из бумажных лент (квиллинг); | Панно «Ромашки» | 2 |
Панно «Весенняя композиция» | 3 | ||
Коллективная работа «Картина природы» | 2 | ||
Итого: | 34 |
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, бисер, стеклярус; корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Список литературы.
- Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А.Гусакова “Аппликация”
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ОЧ-УМЕЛЫЕ РУЧКИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-5 КЛАССОВ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Кружок «Оч-Умелые ручки»Руководитель: Ионова Т.А. – воспитатель ГПД.Кружок «Оч-Умелые ручки» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитан на детей 8 ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...
программа дополнительного образования Объёмное моделирование 3D ручкой
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "моделирование 3D ручкой" имеет техническую напрравленность Точка роста. Данная программа развивает у детей способность к м...