"Маленькие герои большой войны" мероприятие ко Дню Победы
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
"Маленькие герои большой войны"
Сценарий
Звучит голос Левитана о начале войны.
Ведущий: Именно так жители Советского Союза узнали о начале Великой Отечественной войны, которая была самой жестокой, самой кровопролитной войной какие только знала Россия.
22 июня 1941 года, в 4 часа утра вдоль всей линии западных границ тогда еще Советского Союза взвились ракеты, загремели залпы артиллерийских орудий. Танки, самолеты со свастикой на крыльях начали бомбить советские города и села. Так, без объявления войны, гитлеровская Германия напала на нашу Родину.
песня Вставай страна огромная
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-ом , в мае.
Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести…. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова- были удостоены звания Героя Советского Союза.
Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись полы.
Когда же, идя на ученья,
Мы путали ногу подчас:
Двадцать пятого года
рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступил!
Мы мужали
В сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.
Орудия, танки, повозки
Гремели по городам,
И пели по-чешски и польски
Веселые девушки нам.
А в час, когда звезды студены,
Над онемевшей рекой
Немецкие аккордеоны
Рыдали рязанской тоской…
Е Винокуров
Ведущая 2. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Ведущая 1. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Ведущая 2. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Ведущая 1. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Ведущая 2. Сражались повсюду. На море,.В небе, В партизанском отряде, как В Брестской крепости, В керченских катакомбах,. В подполье, И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Ведущая 1. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Чтец: (2)
Зачем ты, война,
У мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы
Работать
Мальчишки Урала
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою
военного года,
Когда занимался над Камой
холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих
директор завода,
А было рабочим –
Всего по четырнадцать лет.
Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:
Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.
Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.
Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в конюшнях и сараях
Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.
Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.
Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.
Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.
Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились — не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» — девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.
Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.
Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):
песня о пионерах-героях
СЦЕНКА
- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.
- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.
- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.
- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.
- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.
Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда. И таких маленьких героев во время войны было очень много.
Совсем юные мальчишки и девчонки ! На их хрупкие плечи легла вся тяжесть невзгод военных лет. Но они выстояли.!
Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино, что на берегу реки Поло, которая впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года…2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.
Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по сёлам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжёлых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брёл к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
М. Вайцман.
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне , куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, даже находясь далеко за пределами своего родного города, она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
Кто там улицей крадется,
Кто в глухую ночь не спит?
На ветру листовка вьется,
Биржа черная горит.
Это было в Краснодоне.
В грозном зареве войны
Комсомольское подполье
Поднялось за честь страны.
Не найдут враги покоя,
Не опомнятся никак.
Над управой городскою
Кто-то поднял красный флаг.
И сквозь дали вековые
Эту славу пронесет
Благодарная Россия
И великий наш народ.
Валя Котик родился и вырос в маленьком украинском селе Хмелёвка. Война застала мальчика в городе Шепетовка. В 12 лет он стал членом подпольной организации. Вместе с другими ребятами он собирал на месте боев патроны и оружие, узнавал расположение немецких войск, складов оружия и продовольствия. Вместе со своими товарищами Валя Котик брал в плен «языков», минировал железные дороги, взрывал мосты. 11 февраля 1944 года ему исполнилось 14 лет, и именно в этот день Советская Армия освободила его город Шепетовку. Можно было возвращаться домой, но мальчик решил остаться в отряде.
17 февраля партизаны ворвались в город Изяславль, преследуя отступающих фашистов. Захватили оружейный склад. Валек и ещё несколько партизан получили приказ охранять склад. Валек стоял на посту. Вдруг совсем рядом прожужжала пуля. Ноги мальчика подкосились, он прислонился к стене. На белом маскировочном халате выступила кровь.
Вал Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Два года как война идёт
Тринадцать лет герою.
И Валя стал ходить в поход
И летом и зимою.
Уже не дома ночевал,
А спал в землянке мшистой.
У партизан он воевал.
Как папа, бил фашистов.
Заданий легких не просил,
А шел, куда опасно.
Ушанку теплую носил
Он с ленточкою красной.
Совсем как партизан – солдат…
Взглянули бы ребята!
В руках у Вали автомат,
А на боку граната.
Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В годы ВОвойны вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и достовлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельского совета юный партизан был обнаружен фашистами,которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль окрыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, юнга Александр Ковалев был награжден Орденом Красной Звезды.
Аркаша Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.
Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали: Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.
Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды во время воздушного боя вражеский пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание , он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.
После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет , подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!
Миша Куприн- юный герой из села Касилова, что на Брянщине.Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»
1-й чтец. Четвертые сутки, а выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в 14 лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек!
Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
- Идемте! Я знаю тропинку в отряд,-
Решает разведчик израненный.
2-й чтец. С врагами мальчишка один на один.
Куда ты ведешь их, Миша Куприн?
Ведет сквозь орешник и ельник.
Знакомое место, сюда
За клюквой ходили когда- то.
Ходили за клюквой… Ну вот и пора!
Прощайте! Держитесь ребята!
3-й чтец.
С врагами мальчишка один на один.
Ну что ты задумал, Миша Куприн?
А Мишка стоял- поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
- Просили в отряд провести!
Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!
4-й чтец. Ликуют фашисты: мол наша взяла
И рвутся сквозь частый кустарник.
Но что это? Поле, а там у села
Виднеются их же казармы.
В глазах у мальчишки лазоревый свет…
А было мальчишке 14 лет
2-й ведущий .
Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.
Чтец. Шумел сурово брянский лес,
Спускались темные туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли тропою партизаны.
Тропою тайной меж берез
Спешили дебрями густыми,
И каждый за плечами нес
Винтовку с пулями литыми.
В лесах врагам спасенья нет,
Летят российские гранаты,
И командир кричит им в след:
«Громи захватчиков, ребята!»
Шумел сурово брянский лес,
Спускались темные туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны!
Писатель Александр Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой , так как работал военным корреспондентом.
Вот одно его стихотворение «Рассказ танкиста»
Был трудный бой . Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами- не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит не выглянуть из башен,-
И кто его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился ,-столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там в саду…
- Да где же, где?... – А дайте я поеду
На танке с вами . Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет.- Влезай сюда, дружище!-
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка- мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали.- Вот здесь. –И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал:- Спасибо хлопец!-
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой . Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
- песня Тишина
2-й ведущий
В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.
Девочка
Среди 149 сгоревших в Хатыни — 75 детей. На мемориальной плите одного из сгоревших домов имена погибших. Одна семья:
Новицкий Александр Романович
Новицкая Александра
Новицкий Леня 15 лет
Новицкий Женя 13 лет
Новицкая Маша 11 лет
Новицкая Аня 9 лет
Новицкий Костя 5 лет
Новицкий Антон 4 года
Новицкий Миша 2 года
Мальчик
Будто бы вставшие из пепла хатынцы обращаются к тебе, ко мне, ко всем живущим.
отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского.
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
Девочка
Вновь скупая слеза сторожит тишину,
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
ПЕСНЯ ЖУРАВЛИ
СЦЕНКА
Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.
Вася — Ребята, я привел малого с вокзала, не обижайте его. У него мамку убили фашисты, он целый час молчит и плачет. Садись, Малой, вот тебе конфетка. На, ешь! Ну а вы, ребята, что сегодня сделали?
Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.
Вася — Снова ты, Жорка, украл у какой-нибудь зазевавшейся бабульки?
Жора — Фельдшер дал за то, что я ему три ведра воды для раненых солдат принес и дров наколол.
Вася — Хорошо, . А ты, Заика, что принес?
Заика — У-у м-меня т-только э-э-то. Я за г-городом от-ткоп-пал. Показывает несколько картофелин.
Вася — Хорошо, Заика. А ты, Хромой?
Хромой — А у меня только одна луковица и две картошки.
Вася — Ну а ты, Поэт, что принес? Почему молчишь?
Поэт — А я не смог ни чего принести.— Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать? Лежим.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Осенний черный ветер.
А обувь мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, земелька холодна,
Аж руки онемели.
Мечты о мире, словно сны,
Витают, согревая,
И на мгновенье – нет войны,
А только жизнь простая.
Жора — Точно, Поэт, о нас все написал!
Миша — Ага! Хорошее стихотворенье!
Вася — Молодец, Поэт! . Стихи про нас. Правда, ребята?
Вася — Ладно, босяки, пошли спать.
МЕЛОДИЯ
ВЕДУЩИЙ: А маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе с голодом, холодом, со смертью. Дневник Тани Савичевой нельзя читать без боли и содрогания.
"...Если просто хочешь есть, это не голод. Голод - это когда изо дня в день
голодают голова, руки, сердце - все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает".Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она стала совсем тоненькой, легкой, но жила. Пока с ней была мама, она держалась. Потом... Страничка на букву "С": "Савичевы умерли все".
Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей. Она просто жила в родном городе в трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что десятки тысяч других девчонок и мальчишек так и остались навсегда в своем времени.
На их долю выпали тяжкие испытания: холод, голод, бомбежки, но они
выстояли.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи — медалями «За оборону Ленинграда».
Ведущий: Фашисты были беспощадны по отношению к детям. Их брали в заложники, убивали, отправляли в лагеря смерти, где их морили голодом, травили собаками, пытали. Из воспоминаний Кати Жачкиной, 10 лет.
"Нас ввели в лагерь. На окраине леса мы увидели крематорий. Мы догадались, что попали в лагерь в котором сжигали людей. Через несколько минут подошел немец - эсесовец, приказал раздеваться, кто не хотел, лупили палками. Нас обливали водой, осматривали и ставили клеймо. У меня на левой руке был поставлен номер 79 645, а у мамы 79 646.
Андрей Барановский: Во время блокады немцы убили мою маму. Они схватили меня и привезли в бункер. Через неделю нас погрузили в вагоны и повезли в Германию. Через неделю нас выгрузили в Берлине и повезли в концлагерь. В темных сырых бараках были нары в четыре этажа в каждом бараке по 400 - 500 человек. Дети находились вместе со взрослыми. На ногах мы носили деревянные колодки. Нас заставляли работать по 12 часов в сутки, и в это время, есть не давали.Надо мной стоял надзиратель и пристальноследил за моей работой. Я не имел права оглядываться и смотреть по сторонам, за это он бил меня кулаком. В бараке нам давали по 100 грамм прелого хлеба и по литру вареной крапивы без соли.
Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний
Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!
Ведущий: особую благодарность заслуживают дети, кому пришлось заменить своим младшим братикам и сестренкам родителей. Война знает много примеров, когда малыши выживали только благодаря заботе старших братьев и сестер. Война стала биографией целого поколения. Даже если они находились в тылу, это все равно были военные дети. Они рассказывают, как тосковали, когда наступало 1 сентября а в школу идти не надо было, как в 10 лет встав на ящик, дотягивались до станка и работали по 12 часов в сутки, как получали на погибших отцов похоронки как их усыновляли чужие люди, как увидев после воины первый батон не знали можно ли его есть, потому что не знали что такое белый хлеб. Дети военной поры - последние свидетели тех трагических лет, за ними никого нет!
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
В 1963г. была найдена записка солдата С.М. Крутова: “ Дорогие русские люди, соотечественники, не забывайте нас. Мы что могли бороться, боролись с фашистским псом. Но вот пришел конец, нас захватили в плен раненых, истекаемых кровью и морят голодом, издеваются над нами, гонят нас насильно в Починки. А что дальше будет не знаем, много народу уже померло от голода и побегов. Кто найдет эту записку, пускай передаст в любые органы власти, может быть останутся люди живые кто-нибудь на русской земле. Не может быть, чтобы эти гады перебили всех. Кто после нас будет жить, пускай помнят, что люди боролись за свою Родину, любили ее как мать. Мы непобедимы.
10 октября 1941г.”
Видеоролик ОТ героев былых времен
Минута молчания
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым
«2-й ведущий. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.
Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.
Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет , сколько и вам, ребята, сегодня.
1 чтец
Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие-
Память о вас никогда не умрет!,
2-й чтец. Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!
Вместе. Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Зональный брейн-ринг "Маленькие герои большой войны", посвященный 72 годовщине Великой Победы
Воспитание у учащихся патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к её защитникам, к её историческому прошлому на примере подвигов пионеров-героев......
«Великая Победа: наследие и наследники. 75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается» Юные защитники Отечества». Устный ЖУРНАЛ « Маленькие герои большой войны»
Создание устного журнала "Маленькие герои большой войны " о пионерах героях , о детях войны....
Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеклассное чтение. К 75 летию Победы. Тема "Домашние животные - маленькие герои большой Войны". 3 класс.
Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны....
кл.часу "Маленькие герои - большой Победы"
Цели: - расширять знания детей о юных героях (пионерах) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;- воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к...
презентация "Маленькие герои - большой Победы"
данная презентация составлена к классному часу по теме "Маленькие герои - Большой Победы"...
"Маленькие герои большой войны" мероприятие ко Дню Победы
Сценарий мероприятия ко Дню Победы 2 класс "Маленькие герои большой войны"...