Проект по теме: "Люблю березку русскую"
проект (3 класс) на тему
В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал к выступлению | 35.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление:
1 слайд: Здравствуйте, мы предоставляем вашему вниманию проект «Люблю березку русскую».
2 слайд: В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
3 слайд: Нас заинтересовало особое отношение русского народа к одному из видов растения – березе. Почему береза является символом России.
Цель нашей работы:
Выяснить, почему на протяжении многих веков русский народ так бережно, почтительно и с любовью относится к березе?
Для осуществления этой цели мы поставили перед собой задачи:
- Собрать информацию о жизни березы, как живого существа, о ее значении в жизни человека (хозяйственном, оздоровительном, эстетическом).
- Познакомиться с пословицами, поговорками, загадками, обрядами, связанными с березой.
- Рассмотреть образ березы в произведениях искусства (в поэзии, в живописи и в музыке)
- Провести в классе конкурс рисунков и природоохранных знаков.
- Оформить альбом «Все о березе»
- Подготовить и провести праздник «Люблю березку русскую»
- Проанализировать работу над проектом и сделать выводы.
4 слайд: Для работы над проектом мы разделились 4 творческие группы:
наблюдатели, художники, исследователи аналитики. Каждая группа получила свое задание:
Наблюдатели:
- наблюдение за жизнью березы,
- отметить значение березы в жизни человека,
Художники:
Собрать произведения искусств в устном народном творчестве, в поэзии, в живописи и в музыке.
Исследователи:
Найти ответы на проблемные вопросы о жизни березы, ее значении в жизни человека, о творческом отношении к ней.
Аналитики:
Подвести итоги работы над проектом и сформулировать выводы.
Все группы работали в взаимодействии с друг с другом.
5 слайд: Наша работа походила в три основных этапа:
- организационный,
- практический,
- обобщающий,
где организационный этап включает в себя: постановку цели и задач, планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;
практический - деятельность участников проекта: сбор и исследование информации, конкурс, составление вопросов викторины, праздник.
Обобщающий (итоговый) - обобщение результатов работы проекта, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
6 слайд: Работая над постановкой цели и задач проекта, у нас возникли проблемные вопросы:
- Откуда береза получила свое название?
- Какую роль играет береза в жизни человека?
- Какие ассоциации вызывает береза?
- Почему именно береза является символом России?
- Почему образ березы пользовался и пользуется такой любовью и популярностью в устном народном творчестве, в русской поэзии, живописи и музыке?
- В чем загадка русской березы?
- Как можно сохранить березы?
Ответы на эти вопросы помогут нам понять особое отношение человека к березе.
7 слайд: Сбор и исследование информации о березе показал нам, какое это прекрасное дерево – русская береза.
В ходе работы над проектом мы попытались взглянуть на березу другими глазами, глазами художника, глазами человека, любящего свою Родину.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с небольшого дворика, где мы живем, а может она начинается «…с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет».
8 слайд: Красавицей русского леса называют березку.
Берёза - лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками с гладкой корой, покрытой тёмными полосками. Своё название получила по цвету коры. Корень «бер» означает ясный свет, светлый, белый. Прежде её звали берзой, а теперь берёзой, берёзкой. Есть еще одно высказывание, что слово «береза» появилось примерно в VII веке и произошло от глагола «беречь». Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы.
9слайд: Русская береза – это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев.
Нет в русском лесу дерева более родного и близкого, чем берёзка. И может быть, нет на свете дерева красивее берёзы! Тонкая ажурная бледно-зелёная листва над молочно-белым стволом удивительно хорошо сочетается с серо-голубым сибирским небом, всегда пробуждает в нас нежное и доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости, лёгкости, простора и полноты жизни.
10 слайд: Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, осенью или зимой?
Русской берёзе одинаково к лицу и алмазный зимний убор, и золотая парча осени. А как удивительно хороша берёза весной в зелёном наряде. Вот почему нет для россиян более любимого и прекрасного дерева.
11 слайд: Береза занимала значительное место в жизни русского человека, ее называли деревом 4-х дел:
Первое дело — мир освещать,
Другое дело — крик утешать,
Третье дело — больных исцелять,
Четвертое дело — чистоту соблюдать.
Береза согревала избу, дом (березовые дрова — поленце), освещала (лучина), мыла (веничек, с которым ходили в баню).
12 слайд: Прочная древесина берёзы шла на изготовление мебели, а из бересты делали украшения, обувь, посуду: кузовки для грибов и ягод, туесы для сметаны и творога. В берестяных туесах мука не плесневела, а ягода хранилась долго и не кисла.
13 слайд: На бересте писали письма и грамоты. Новгородцы говорили: «Я послал тебе бересту».
14 слайд: Береза очень музыкальное дерево. Во многих народных инструментах используется именно береза – древесина и береста: рожок, жалейка, балалайка, ложки, трещотки, бубен, ксилофон, баян.
15 слайд: Милая наша березка не только всесторонне обогащает нас, она еще универсальный врачеватель, исцелитель и предсказатель погоды. Это дерево может заменить собою компас, если вы заблудитесь в лесу. Из березовых почек и листьев изготавливают отвары, настои, мази, активированный уголь, масла. А как ароматен и полезен настой березового гриба-чаги! Не зря его называют березовым бальзамом. Полезен и приятен освещающий древесный эликсир – березовый сок!
16 слайд: В древности год начинался не елкой, а березой, название первого месяца года было «березовым»: березозол — апрель (от берёза и зол/зел — зеленый). В это время береза еще не зеленела, только-только начиналось движение сока. «Березовый» Новый год существовал до середины XIV века, когда начало Нового года было перенесено на сентябрь, на время сбора урожая.
17 слайд: А праздник березки остался. Береза является символом самого любимого на Руси праздника – Троицы.
Четверг перед Троицей – это седьмой четверг после Пасхи, поэтому и называется он Семиком. На Семик в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали берёзки лентами и цветами, водили хороводы и пели песни.
18 слайд: Береза – это символ России. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке.
В устном народном творчестве нередко можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про березу.
Приметы:
- Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб.
- Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.
- Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Загадки:
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой…
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Кудрявая, нарядная, белая.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Пословицы и поговорки:
- Береза не угроза – где она стоит там и шумит.
- Белая береста – да деготь чернь.
- Кривая береза не держит снега, плохой человек не сдержит слова.
19 слайд: В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский.
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена…
20 слайд: Береза, во многом благодаря С. Есенину, стала национальным поэтическим символом России.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
21слайд: Александр Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.
Поэт в стихотворении «Березка» использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», …«с зелеными сережками», а используемые эпитеты «светлую, грустную, плакучую березку» помогают автору передать его мысль и эмоции.
22 слайд:
Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, то ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится!
23 слайд: Стихи, посвященные березе, мы также найдем и у Александра Сергеевича Пушкина, и у Михаила Юрьевича Лермонтова, у Афанасия Фета, у Самуила Маршака, у Константина Симонова и у многих других поэтов.
24 слайд: Образ березы как символ Родины, России постоянно встречается в произведениях многих выдающихся художников: А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»и многие другие. И каждый художник видел в березке свою красоту.
25 слайд: Глядя на картины Исаака Левитана, на самом деле трудно сказать, в какое время года березка бывает красивее.
Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем леса, под сенью шумящих зеленью берез (Березовая роща).
Белоствольные берёзки в ярком осеннем убранстве сияют в лучах солнца (Золотая осень).
Картины очаровывают своей свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
26 слайд: В картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь» на передний план вынесена береза, которая покрыта тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому, кажется, что дерево обзавелось янтарными бусами. Сам автор восторженно отзывается о березе: «Что может быть прекраснее березы… Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево – сказка».
27 слайд: В своей картине «Березовая роща Архип Куинджи создает удивительно живую и яркую картину летнего солнечного дня. Залитые светом, белые, почти светящиеся березы — и густая тень, пронизанная солнечными зайчиками; темная зелень — и ослепительно-голубое небо.
28 слайд: В музыке также часто возникает образ березы: в русских народных песнях, в русском романсе, песнях, написанных на стихи российских поэтов.
Наряд её легок, чудесен
Нет дерева сердцу милей.
А сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
29 слайд: Какая задушевная мелодия звучит в песне Григория Пономаренко. Слышится в ней искренность, чистота и красота русской души.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком
30 слайд: Во все времена образ березы, ее красота, ее чистота и свежесть неразрывно связывались с самым нежным образом – с прекрасной девушкой - березки, стройной, белоствольной с «шелковыми косами» и «с зелеными сережками».
31 слайд: Наша белоствольная красавица нуждается в заботе и охране. Много ран наносит природе человек. Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведенных для рубки леса.
Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху, к кончикам ветвей, к почкам, к будущей листве, земные соки. Этот сок часто является причиной гибели многих берёзок, поскольку не все знают, как правильно взять его, не повредив дереву.
Чтобы дерево не обессилело, с каждой березы собирали не больше одного литра сока, рану тщательно замазывали и благодарили дерево за помощь. Больше в течении года это дерево не трогали и с дерева – донора не обрезали ветвей.
Охранять березку станем мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою!
32 слайд: Анализируя информацию о березе, мы узнали, какую огромную ценность имеет это простое русское дерево. Мы поняли, что с древних времен береза была и есть одно из любимых деревьев в России, о котором сложено много песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок. Она не только глаз радует, но и лечит душу человека и организм. Каждый мастер слова, красок или звука изображает березку как чудо. Глядя на картины художников, создается настроение восхищения и радости, любви и бережного отношения к родной природе.
33 слайд: В заключение работы, в классе проведены конкурс: «Люби и охраняй русскую березу» и 34 слайд: праздник «Люблю березку русскую» с целью бережного отношения к природе.
35 слайд: Подводя итоги работы над проектом, мы пришли к таким выводам:
- Береза имеет как хозяйственное, медицинское, так и эстетическое значение для человека.
- Если с добротой относится к природе, то и она по-доброму ответит нам.
- Художник, создавая свое произведение искусства, учи нас видеть красивое, прекрасное, гармоничное в природе, любить и ценить ее.
36 слайд: У нас все. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"
Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"...
Кл.час с использованием проектной деятельности Тема: «Люблю березку русскую»
По всем странам славится Стройная красавица: Белые одежки, золото – сережки, С расплетенною косой, Улыбается росой.– вопрос к нашим гостям, о каком дереве идет речь?...
Проект по теме: «Люблю тебя мой край родной» в рамках межшкольного проекта «80 лет Саратовской области»
Проект по теме:«Люблю тебя мой край родной»в рамкахмежшкольного проекта«80 лет Саратовской области»...
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую!»
Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края....
Проект "Люблю березку русскую"
Меня стал интересовать вопрос почему именно береза неотделима от России, что в ней такого, что вдохновляло , вдохновляет и будет еще неоднократно в вдохновлять многих людей на возвел...