Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую!»
проект по окружающему миру
Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект берёзка | 258.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую ! »
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"
города Губкина Белгородской области
Проект «Люблю березку русскую !»
(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.)
Информационная карта проекта
Вид проекта:
коллективный, творческий, долгосрочный (период 2015-2016учебный год)
Участники проекта:
- Лубышева Е.Е. - заведующий МАДОУ
- Радченко А.В. - старший воспитатель
- Ткач Ю.Б. - педагог-психолог
- Лазарева О.Ю. - музыкальный руководитель
- Курчина В.В. - музыкальный руководитель
- Васильева С.Н. - воспитатель средней группы
- Анахина Т.А. - воспитатель средней группы
- Канунникова И.М. - воспитатель
- воспитанники ДОУ
- родители воспитанников
Введение
Актуальность
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Проблема:
1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.
2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
- Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
- Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
- Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц).
- Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.
Адресная группа:
Воспитанники подготовительной группы ДОУ
Формы реализации проекта:
- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
- экскурсии;
- целевые прогулки;
- праздники;
- труд на участке ДОУ;
- изготовление поделок из природного материала;
- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);
- изготовление плакатов;
- работа с родителями.
Индикаторы:
- развитие познавательного интереса, мышления , творческого воображения и коммуникативных навыков ;
- активизация речи, словаря;
- развитие творческих способностей детей;
- активное привлечение родителей.
- познавательная информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)
- воспитание интереса к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.
ИТОГ: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Первый этап. Сбор банка данных.
1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».
2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»
3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».
Второй этап. Разработка проекта.
1.Определение конкретной темы проекта.
2.Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.
3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.
4.Составление плана реализации проекта.
Третий этап. Работа над реализацией проекта.
1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.
2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..
Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.
1.Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).
2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.
3.Опубликование проекта в периодических изданиях.
Оценка успешности проекта
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей дошкольников – не менее 80%;
- активное участие родителей в реализации проекта – не менее 80%;
- результаты продуктивной деятельности.
ПЛАН
работы по проекту «Люблю березку русскую! »
Кол-во | Содержание работы (мероприятия) | Сроки | Ответственные |
1-4 | 1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками. 2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик». 3. Рисование акварелью «Золотая березка». 4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России». Заполнение индивидуальных паспортов здоровья |
сентябрь | члены рабочей группы воспитатель члены рабочей группы |
5-8 | 1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин. 2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи. 3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария. | октябрь | воспитатель, педагог-психолог, воспитатель |
9-12 | 1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза» 2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала.. 3.Оформление книжек-малышек «Моя березка» 4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.» | ноябрь | Воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель Старший воспитатель |
13-16 | 1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина. 2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина 3. Наблюдение за зимней березкой на аллее. 4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России». | декабрь | члены рабочей группы |
17-19 | 1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья». 2.Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр. 3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку». | январь | Старший воспитатель, Музыкальный руководитель члены рабочей группы |
20-23 | 1.Викторина «Русская березка» 2.Изготовление гербария. 3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки. 4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение». | февраль | Старший воспитатель, члены рабочей группы |
24-27 | 1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе». 2.Подготовка праздника «Святая Троица». 3.Экскурсия в городской парк. 4. Развлечение «Во поле березка стояла». |
март | Члены рабочей группы Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель |
28-31 |
| апрель | Члены рабочей группы Заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог |
32-35 |
| май | Заведующий ДОУ Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, педагог-психолог, члены рабочей группы |
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Литература
1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе .- Ярославль, 2000
2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века . М.: 2011
3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.
4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».
5. Данилков Н. Дерево жизни . Все о целебных свойствах березы.
6. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.
7. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему ?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992
8. Мазин И.А. 500 загадок для детей .-М. развитию речи».2002
9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития , 2001
10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение , 1994
11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение , 2012
12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение , 1998
13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М .: Педагогика пресс. 1993
14. Растения России : Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие (Экологический час) "Люблю березу русскую!"
Рекомендовано для млаших школьников....
Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"
Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"...
Кл.час с использованием проектной деятельности Тема: «Люблю березку русскую»
По всем странам славится Стройная красавица: Белые одежки, золото – сережки, С расплетенною косой, Улыбается росой.– вопрос к нашим гостям, о каком дереве идет речь?...
Проект по теме: "Люблю березку русскую"
В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом д...
Люблю березку русскую
Ученический проект.Цель: показать красоту и пользу березы....
Проект "Люблю березку русскую"
Данный проект позволит ребятам познакомиться с традициями, связанных с берёзой и ответить на поставленные задачи...
Проект "Люблю березку русскую"
Меня стал интересовать вопрос почему именно береза неотделима от России, что в ней такого, что вдохновляло , вдохновляет и будет еще неоднократно в вдохновлять многих людей на возвел...