Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую!»
проект по окружающему миру

Анахина Татьяна Александровна

Данный проект разработан с целью реализации экологического воспитания дошкольников через приобщение любви к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект берёзка258.57 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую  ! »

http://ic.pics.livejournal.com/t_galina_s/44199447/32051/32051_600.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"

города Губкина Белгородской области

Проект   «Люблю березку русскую !»

(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.)

Информационная карта проекта

Вид проекта:  

коллективный, творческий, долгосрочный  (период 2015-2016учебный год)

Участники проекта:

  • Лубышева Е.Е. -  заведующий МАДОУ
  • Радченко А.В. - старший воспитатель
  • Ткач Ю.Б. - педагог-психолог
  • Лазарева О.Ю. - музыкальный руководитель
  • Курчина  В.В. - музыкальный руководитель
  • Васильева С.Н. - воспитатель средней  группы
  • Анахина Т.А. - воспитатель средней  группы
  • Канунникова  И.М. - воспитатель
  • воспитанники ДОУ
  • родители воспитанников

Введение

Актуальность

 

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

 Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое   образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
  • Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
  • Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
  • Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц).
  • Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.

Адресная группа:

Воспитанники подготовительной группы ДОУ

Формы реализации проекта:

- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

- экскурсии;

- целевые прогулки;

- праздники;

- труд на участке ДОУ;

- изготовление поделок из природного материала;

- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

- изготовление плакатов;

- работа с родителями.

Индикаторы:

- развитие  познавательного  интереса, мышления , творческого  воображения  и коммуникативных навыков ;

- активизация речи, словаря;

- развитие творческих способностей  детей;

- активное привлечение  родителей.

- познавательная  информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)

-  воспитание интереса  к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.

ИТОГ:  В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап.   Сбор  банка данных. 

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Второй этап.   Разработка проекта.

1.Определение конкретной темы проекта.

2.Обсуждение  проблемы с группой специалистов и родителей.

3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.

4.Составление плана реализации проекта.

Третий этап.    Работа над реализацией проекта.

1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.

2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..

Четвёртый этап.     Подведение итогов реализации проекта.

1.Презентация проекта  в рамках работы ГМО (секций).

2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.

3.Опубликование проекта в периодических изданиях.

Оценка успешности проекта

  • Повышение  уровня педагогической компетентности родителей дошкольников – не менее 80%;
  • активное участие родителей в реализации проекта – не менее 80%;
  • результаты продуктивной деятельности.

ПЛАН

работы по проекту «Люблю березку русскую! »

Кол-во

Содержание работы

(мероприятия)

Сроки

        Ответственные

1-4

1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

Заполнение индивидуальных паспортов здоровья

 

сентябрь

члены рабочей группы

воспитатель

члены рабочей группы

5-8

1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария.

октябрь

воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

9-12

1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза» 

2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала..

3.Оформление книжек-малышек «Моя березка»

4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.»

ноябрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Старший воспитатель

13-16

1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина

3. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

декабрь

члены рабочей группы

17-19

1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

2.Вечер загадок о березе с использованием малых   фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

январь

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель

члены рабочей группы

20-23

1.Викторина «Русская березка»

2.Изготовление гербария.

3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки.

4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение».

   февраль

Старший воспитатель,

члены рабочей группы

 

24-27

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

2.Подготовка праздника «Святая Троица».

3.Экскурсия в городской парк.

4. Развлечение «Во поле березка стояла».

     

 март

Члены рабочей группы

 Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

28-31

  1. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.
  2. Наблюдение за деревьями в весеннем парке.
  3. Экскурсия в краеведческий музей.
  4. Консультация для родителей «Сохраним красоту березовых рощ.»

апрель

Члены рабочей группы

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагог-психолог

   

32-35

  1. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

  1. Труд на земле: Посев растений. Высадка рассады цветов.

  1. Фиксация наблюдений за березкой. Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.

  1. Праздник «Святая Троица».

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

педагог-психолог, члены рабочей группы

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Литература



1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе .- Ярославль, 2000

2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века . М.: 2011

3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».

5. Данилков Н. Дерево жизни . Все о целебных свойствах березы.

6. Данкова   Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.

7. Леокум  А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему ?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992

8. Мазин И.А. 500 загадок для детей .-М.  развитию речи».2002

9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития , 2001

10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение , 1994

11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение , 2012

12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение , 1998

13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М .: Педагогика пресс. 1993

14. Растения России : Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация классного часа на тему "Люблю березку русскую"

Презентация классного часа  на тему "Люблю березку русскую"...

Кл.час с использованием проектной деятельности Тема: «Люблю березку русскую»

По всем странам славится Стройная красавица: Белые одежки, золото – сережки, С расплетенною косой, Улыбается росой.– вопрос к нашим гостям, о каком дереве идет речь?...

Проект по теме: "Люблю березку русскую"

В наши дни отношение людей к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Эта проблема актуальна, потому что любовь к Родине начинается с любви к природе. Под этим лозунгом д...

Люблю березку русскую

Ученический проект.Цель: показать красоту и пользу березы....

Проект "Люблю березку русскую"

Данный проект позволит ребятам познакомиться с традициями, связанных с берёзой и ответить на поставленные задачи...

Проект "Люблю березку русскую"

Меня стал интересовать вопрос почему именно береза  неотделима от России, что в ней такого, что вдохновляло , вдохновляет  и будет еще неоднократно в вдохновлять  многих людей на возвел...