«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
рабочая программа (2 класс) на тему

Осипова Виктория Александровна

Рабочая программа  внеурочной деятельности младших школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России»  2  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prazdniki_rossii_2_kl.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

   Рабочая программа  внеурочной деятельности младших школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России» во 2  классе, составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011 г, 1-4 классы. Начальная школа). Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность рабочей программы

Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие  сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют  о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории   и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.

Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Практическая  значимость.

Знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры, развитие художественного вкуса.

Программа курса тесно связана с программой учебного курса:

Программа данного курса тесно связана с программой учебного курса по  окружающему миру.  Учащиеся обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально- гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми.

Тип программы внеурочной деятельности - комплексная образовательная программ, вариант «А», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности, все содержание деятельности по программе предполагает работу по одному направлению.

Цель данного курса:

ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи данного курса::
- изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
- создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
- развитие творческого креативного мышления.
- увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.
- создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.
- изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.

- знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;

- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;

- воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;

- развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;

- формирование чувства национального достоинства. 

Отличительные особенности рабочей программы.

Данная программа состоит в том, что занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность и культуросообразность.

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям

детей младшего школьного возраста);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные  связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 9 лет .Занятия проводятся 1 раз в неделю  с группой не менее 11 человек, продолжительность занятия 40 минут. Во 2 классе в  год проводится 34 занятия.

Уровень результатов работы по программе.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Обучения  детей  реализовывается проведением  викторин, выставкой  работ и фольклорными  праздниками.

Учебно – тематический  план.

раздела

Тема раздела

Количество

часов

Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности.

1

Старинный русский быт.

5

Новый русский быт со времён Петра I.  

2

Русские народные праздники.

15

Русские  народные  промыслы.

4

Русские народные хороводы, игры

2

Народные песни, загадки, пословицы

2

Народные танцы.

Переплясы. Хороводы.

2

Итоговое занятие.

1

Итого

34

Содержание курса

1.Вводное занятие

      Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности.

2.Старинный русский быт

Функциональный характер одежды в старину.

Роль орнамента-оберега (вышивка).

3.Новый русский быт (со времён Петра I)

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

Петровские ассамблеи.

4.Русские народные праздники.

Осень золотая. Зимушка-зима.

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники. 

Канун Нового года.

Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха

Масленица — весенний праздник проводов зимы.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.

Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.

Вербное воскресенье.

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.

5.Русские народные промыслы.

          Изготовление  игрушек. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Народный промысел — расписные металлические подносы

6.Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

7.Народные песни, загадки, пословицы.

        Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали   детей.

8.Народные танцы.

Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца.

Календарно – тематическое  планирование

п/п

Тема  занятия

Форма  проведения

Дата

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности.

Провести  инструктаж по технике безопасности.

Старинный русский быт.

2

Одежда. Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

Ознакомить с элементами старинного русского костюма.

Изготовление  украшения.

 

3

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. 

Продемонстрировать устройство крестьянской избы.

4

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Познакомить с традиционной русской кухней.

5

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды.

Разучить несколько наиболее известных игр.

Роль орнамента-оберега (вышивка).

6

Учеба. Школа

Сравнить учебу детей в старину с современной школой.

Новый русский быт со времён

Петра I.

7

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

8

Быт дворянской семьи.

Изготовление головных уборов  замужних женщин - кокошники, платки.

Русские народные праздники.

9

Осень золотая. Спасы.

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

10

Успение.

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки.

11

Покров

Поделки из природного материала.

12

Викторина «Русские народные праздники»

Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

13

Зимушка-зима. Новый год  у  ворот..

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

14

Рождество. Святки.

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

Стихи.

15

Святки.

Стихи.

16

Крещение

Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках.

Стихи.

Русские  народные  промыслы.

17

Керамика Гжели

Нарисовать несколько гжельских орнаментов.

18

Хохлома. Жостово

Раскрасить узоры хохломских ложек, узоры жостовских  подносов.

19

Павлово-Посадские шали

Сравнить орнаменты нескольких шалей.

20

Вятская  игрушка. Богородская игрушка

Изготовить из глины и пластилина вятскую  и богородскую

игрушку.

Русские народные праздники.

21

Весна-веснянка. Масленица.

Познакомить  с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

Научиться печь блины

22

Великий пост. Вербное воскресенье.

Поход  за  вербами.

23

Пасха

Научиться красить пасхальные яйца;

24

Лето красное. Егорьев день. Иван Купала.

Научиться плести венки.

25

Троица. Духов день

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

26

Петров день. Ильин день

Выучить  приметы  праздника.

27

Иван Купала.

Выучить  приметы  праздника.

Народные песни, загадки, пословицы

28

Народные песни, загадки, пословицы

Разучить несколько песенок, считалок;

29

Детские песенки, загадки, пословицы.

Научиться разгадывать загадки.

Разучить несколько песенок, считалок.

Русские народные хороводы, игры.

Народные танцы.

Переплясы. Хороводы.

31

Народные танцы Парные пляски. Переплясы.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

32

Хороводы. Игры.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

33

Хороводы. Игры.

Разучить хороводы, игры-хороводы.

34

Итоговое занятие. Творческий отчет по пройденным темам.

Выставка работ. Фольклорный праздник.

Ожидаемые результаты.

К концу срока обучения учащиеся должны :

            Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

  • Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
  • Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
  • Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и  сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
  • Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально-техническое:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • аудиоцентр/магнитофон;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран;
  • компьютер;
  • принтер лазерный;
  • ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационно – методическое:

Дидактический материал:  серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники».

Рекомендуемая литература.

Литература для учителя:

  1. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011.
  2. Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
  3. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Сокольникова Н.М.   Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.

Ресурсы сети интернет:

  1.  http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
  2. http://dereven-ka.ru/tradicii.html

Литература для учащихся:

Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...

«ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

          Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единс...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....