«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России» 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prazdniki_rossii_2_kl.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России» во 2 классе, составлена на основе Программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Автор Л.Н. Михеев (Сборник программ внеурочной деятельности. Издательский центр «Вентана-Граф»2011 г, 1-4 классы. Начальная школа). Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность рабочей программы
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.
Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.
Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель — «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Практическая значимость.
Знакомство с праздниками, традициями и ремёслами народов России; развитие детской одаренности. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры, развитие художественного вкуса.
Программа курса тесно связана с программой учебного курса:
Программа данного курса тесно связана с программой учебного курса по окружающему миру. Учащиеся обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально- гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми.
Тип программы внеурочной деятельности - комплексная образовательная программ, вариант «А», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности, все содержание деятельности по программе предполагает работу по одному направлению.
Цель данного курса:
ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи данного курса::
- изучение отечественной культуры во всем ее многообразии.
- создание полноценной нравственно-эстетической среды общения.
- развитие творческого креативного мышления.
- увеличение диапазона выбора творческой деятельности.
- формирование представления об общечеловеческих ценностях, свойственное каждой культуре.
- создание мотивации к дальнейшему формированию культурно-исторической памяти.
- изучение названного курса, как посыл для активизации познавательной деятельности.
- знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами русского народа, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
- воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
- развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
- формирование чувства национального достоинства.
Отличительные особенности рабочей программы.
Данная программа состоит в том, что занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ заключается в принципах к подбору ее содержания: это природосообразность и культуросообразность.
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям
детей младшего школьного возраста);
—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 9 лет .Занятия проводятся 1 раз в неделю с группой не менее 11 человек, продолжительность занятия 40 минут. Во 2 классе в год проводится 34 занятия.
Уровень результатов работы по программе.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения.
Обучения детей реализовывается проведением викторин, выставкой работ и фольклорными праздниками.
Учебно – тематический план.
№ раздела | Тема раздела | Количество часов |
Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
Старинный русский быт. | 5 | |
Новый русский быт со времён Петра I. | 2 | |
Русские народные праздники. | 15 | |
Русские народные промыслы. | 4 | |
Русские народные хороводы, игры | 2 | |
Народные песни, загадки, пословицы | 2 | |
Народные танцы. Переплясы. Хороводы. | 2 | |
Итоговое занятие. | 1 | |
Итого | 34 |
Содержание курса
1.Вводное занятие
Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности.
2.Старинный русский быт
Функциональный характер одежды в старину.
Роль орнамента-оберега (вышивка).
3.Новый русский быт (со времён Петра I)
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.
Петровские ассамблеи.
4.Русские народные праздники.
Осень золотая. Зимушка-зима.
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники.
Канун Нового года.
Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха
Масленица — весенний праздник проводов зимы.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье.
Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа.
5.Русские народные промыслы.
Изготовление игрушек. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Народный промысел — расписные металлические подносы
6.Русские народные игры
Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
7.Народные песни, загадки, пословицы.
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей.
8.Народные танцы.
Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Дата | ||
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности. | Провести инструктаж по технике безопасности. | |||
Старинный русский быт. | |||||
2 | Одежда. Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | Ознакомить с элементами старинного русского костюма. | Изготовление украшения.
| ||
3 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. | Продемонстрировать устройство крестьянской избы. | |||
4 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания | Познакомить с традиционной русской кухней. | |||
5 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. | Разучить несколько наиболее известных игр. | Роль орнамента-оберега (вышивка). | ||
6 | Учеба. Школа | Сравнить учебу детей в старину с современной школой. | |||
Новый русский быт со времён Петра I. | |||||
7 | Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки | Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I. | |||
8 | Быт дворянской семьи. | Изготовление головных уборов замужних женщин - кокошники, платки. | |||
Русские народные праздники. | |||||
9 | Осень золотая. Спасы. | Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы; | |||
10 | Успение. | Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. | |||
11 | Покров | Поделки из природного материала. | |||
12 | Викторина «Русские народные праздники» | Прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | |||
13 | Зимушка-зима. Новый год у ворот.. | Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. | |||
14 | Рождество. Святки. | Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние Стихи. | |||
15 | Святки. | Стихи. | |||
16 | Крещение | Познакомить с пословицами и поговорками о праздниках. | Стихи. | ||
Русские народные промыслы. | |||||
17 | Керамика Гжели | Нарисовать несколько гжельских орнаментов. | |||
18 | Хохлома. Жостово | Раскрасить узоры хохломских ложек, узоры жостовских подносов. | |||
19 | Павлово-Посадские шали | Сравнить орнаменты нескольких шалей. | |||
20 | Вятская игрушка. Богородская игрушка | Изготовить из глины и пластилина вятскую и богородскую игрушку. | |||
Русские народные праздники. | |||||
21 | Весна-веснянка. Масленица. | Познакомить с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор. | Научиться печь блины | ||
22 | Великий пост. Вербное воскресенье. | Поход за вербами. | |||
23 | Пасха | Научиться красить пасхальные яйца; | |||
24 | Лето красное. Егорьев день. Иван Купала. | Научиться плести венки. | |||
25 | Троица. Духов день | Разучить песни о завивании берёзки, хороводы; | |||
26 | Петров день. Ильин день | Выучить приметы праздника. | |||
27 | Иван Купала. | Выучить приметы праздника. | |||
Народные песни, загадки, пословицы | |||||
28 | Народные песни, загадки, пословицы | Разучить несколько песенок, считалок; | |||
29 | Детские песенки, загадки, пословицы. | Научиться разгадывать загадки. Разучить несколько песенок, считалок. | |||
Русские народные хороводы, игры. Народные танцы. Переплясы. Хороводы. | |||||
31 | Народные танцы Парные пляски. Переплясы. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | |||
32 | Хороводы. Игры. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | |||
33 | Хороводы. Игры. | Разучить хороводы, игры-хороводы. | |||
34 | Итоговое занятие. Творческий отчет по пройденным темам. | Выставка работ. Фольклорный праздник. |
Ожидаемые результаты.
К концу срока обучения учащиеся должны :
Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;
- Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
- Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
- Обучающиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать и сопоставлять крестьянскую и дворянскую культуру; знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
- Обучающиеся должны принимать участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Материально-техническое:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- принтер лазерный;
- ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Информационно – методическое:
Дидактический материал: серия презентаций: «Как жили на Руси»; «Художественные промыслы России»; «Православные праздники»; «Русские народные праздники».
Рекомендуемая литература.
Литература для учителя:
- Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М. : Вентана-Граф, 2011.
- Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
- Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 368 с.
Ресурсы сети интернет:
Литература для учащихся:
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс
Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...
Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...
«Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...
«ПРАЗДНИКИ, ТРАДИЦИИ И РЕМЁСЛА НАРОДОВ РОССИИ»рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единс...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление "Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 3-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа....