Методическая разработка по музееведению «Хранители воинской славы» «Труженики тыла ДЕТИ ВОЙНЫ»
материал (4 класс) на тему

  Расширить и углубить знания учащихся по истории Отечества и родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., Афганской и Чеченских войн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_muzeevedeniyu.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по музееведению «Хранители воинской славы» «Труженики тыла ДЕТИ ВОЙНЫ»

Библиотекарь: Егорова Елена Алексеевна

Цель:

  1. Расширить и углубить знания учащихся по истории Отечества и родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., Афганской и Чеченских войн.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, уважения к старшему поколению и памяти погибших, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла;
  3. Формировать умения оценивать события с позиции справедливости, гуманизма.
  4. Развивать познавательный интерес учащихся к героическому прошлому родной земли, творческие способности учеников: актёрские, риторические, художественные.

Задачи:

  1. воспитание достойных граждан Отечества, её патриотов и защитников на примерах героизма земляков, достойных поклонения, подражания;
  2. знакомство учащихся с поисковым и исследовательским материалом, накопленным в разделе «Ради жизни на земле»;
  3. привлечение учащихся к продолжению ведения поисковой и краеведческой работы.

Оборудование:
1. Экспозиция в музее раздела «Труженики тыла»
2. Мультимедийное сопровождение: презентация «Труженики тыла – дети войны»
3. Музыкальное оформление:
а) песня «Священная война»
б) песня «По дорогам былых времен…»
в) голос Левитана
г) песня «День Победы»

1. Вступительное слово.

Дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.

70 лет назад отгремела эта война, но ее отголоски слышны до сих пор. Афганская и Чеченская войны этому подтверждение.

Более 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм. Есть в этом и заслуга наших земляков. Мы должны знать героическую страницу истории родного края, всегда помнить ее героев, гордиться ими, чтобы стать настоящими людьми, любящими свою Родину и готовыми стать на ее защиту.

К сожалению, уходит из жизни поколение ветеранов, участников войны, свидетели тех тяжелых, героических лет. Слава и почет нашему ветерану ВОв: Подлесному Николаю Емельяновичу.

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле…

Уходили на войну наши деды, отцы, братья и сестра, уходили мальчишки и девчонки 40 годов.

Долгих 4 года шла война. Страна сражалась с мощным и коварным врагом, провела очень много страшных сражений, иногда каждый метр отвоеванной земли давался большим трудом и людскими потерями.

Только вслушайтесь в эти цифры:
Погибло в годы войны русских свыше 20 000 000 чел.,
Сожжено в лагерях 11 000 000 чел.,
Всего погибло в войне 50 000 000 чел.,
Вывезено в Германию для работ 5 000 000 чел.,
46 000 тракторов, 18 000 комбайнов, 16 000 000 голов скота.
Сожжено и разрушено 17 000 школ, 208 театров , 12 000 предприятий, 52 000 колхозов , 862 совхоза.
В первый день войны на страну напало 190 танковых и пехотных дивизий.

Война легла на плечи не только мужчин, но и женщин, детей.

Женщины, проводив своих мужей, детей, на фронт ждали от них весточки, верили в их возвращение. Ждать - очень трудное бремя.

Женщины не только ждали, но и работали, делали все возможное и невозможное. «Все для фронта, все для Победы», этот призыв звал на трудовой подвиг. Они стояли у станков по 12-16 часов, рыли окопы, шили одежду. 800 000 женщин служили в армии ( медики, связисты, саперы, летчицы, снайперы, стрелки, зенитчицы, политработники, танкисты, десантники, партизаны, разведчицы, механики, командиры пулеметной роты, автоматчики)

“Дети и война — нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете…”
(А.Твардовский)

В те годы войны дети быстро взрослели. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли под бомбами и умирали от голода, но нередко сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Родины. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Я считаю своим долгом рассказать о суровых и страшных судьбах тех, чье детство затронула война, и спустя много лет их воспоминания тревожат и ранят их душу. Вспомним сегодня земляков, на долю которых выпала самая тяжелая и кровопролитная война в истории человечества. Как легенды вошли в историю рассказы ветеранов о далеком, но близком их прошлом. Юношам и девушкам той военной поры не пришлось познать радостей, которые дарит юность. Война ломала судьбы, отнимала близких и рано заставляла взрослеть. Дети фронтовиков не посрамили отцовского имени. Вместе со взрослыми ковали Победу в тылу, потом восстанавливали народное хозяйство. Они стали ветеранами, за плечами каждого большой трудовой стаж.

1. Знать и помнить

«Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна …
Если мы войну забудем,
Вновь придет она»

«Поколение, которое не знает своего прошлого, не имеет будущего…» гласит народная мудрость.

У каждого человека есть свой родной край, где он родился и вырос – это есть его малая Родина. Для него здесь все родное, здесь даже воздух чище, а солнце светит ярче, чем в другом месте на земле. Прикоснуться к ее истории, значит стать сопричастным ко всем событиям, которые с ней произошли.

Говорят, что Родину себе не выбирают, так и эти хутора, где родились наши земляки, стали для них родным краем на всю жизнь. В этих хуторах прошло их детство, тяжелейшее испытание войны, и каждый житель был готов отдать свою жизнь за родной край. Сейчас в каждом хуторе есть мемориалы и воинские братские захоронения, за которыми ухаживают жители хуторов и учащиеся школ. Это вечная память о том, какой ценой нам досталась победа, чистое небо и мирная жизнь.

В настоящее время в Стычновском сельском поселении проживает 11 тружеников тыла Великой Отечественной войны и 1 участник ВОв: это

  1. Акулиничев Филипп Иванович
  2. Бокаев Владимир Федорович
  3. Вифлянцева Александра Дмитриевна
  4. Вифлянцева Раиса Ивановна
  5. Долганин Василий Никифорович
  6. Егоров Василий Григорьевич
  7. Кондаков Александр Никонович (умер 5 декабря 2012г)
  8. Калмыков Павел Федорович
  9. Луценко Василий Яковлевич
  10.  Синявцева Валентина Ефимовна
  11. Трушкина Вера Васильевна
  12.  Нигреева Милентина Федоровна
  13.  Подлесный Николай Емельянович (участник ВОв)

У каждого своя история, свой жизненный путь.
Чем дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны, тем глубже осознается важность этих дней, величие подвига народа и наших земляков.

21 июня 1941 года без объявления войны Гитлеровская Германия напала на нашу Родину. Война стала тяжелейшим и трагическим для населения, и защищать Отечество, свой родной край, ушёл каждый четвертый житель нашего района.

В начале июля, в разгар уборки урожая, наши хутора были оккупированы фашистскими захватчиками. Первыми в небе появились немецкие самолеты, потом на горизонте показались мотоциклы, машины. Сильный гул и шум повис над землёй, ужас объял жителей хутора. Немцы расположились в жилых домах, а жители спрятались в погребах. В некоторых домах были образованы штабы и госпитали для раненых. У селян отбирали все продукты питания. Эти события оставили след в душе подростков на всю жизнь, по зову сердца и из патриотических побуждений в годы Великой Отечественной войны они брали на себя ответственность за семью, становились помощниками матерей, заменяли отца в доме.

Время бежит быстро и сегодня с нами уже мало тех, кто завоёвывал Победу на фронте и в тылу. Мы с гордостью говорим о жизни ветеранов внесших вклад в Великую Победу.

2.Труженики тыла – воспоминания

«Когда уйдет последний ветеран,
Кто вам о той войне расскажет,
Кто вам окопы старые покажет,
Когда уйдет последний ветеран?

Мирно течет сейчас жизнь в поселках, хуторах: по дорогам мчатся гружёные зерном машины, на полях работают комбайны, на пастбище пасутся стада, в своих огородах заняты женщины. Дети беззаботно катаются на велосипедах, с воодушевлением запускают в небо воздушного змея, ловят рыбу, а старики все чаще сидят на лавочках у своих домов и задумчиво перелистывают в памяти воспоминания о прожитой жизни, о своей молодости.

 В грозные годы войны на этих полях шли ожесточенные сражения. Солдаты отдали свои жизни, шли под пули, чтобы прогнать врага, чтобы победить. Потому что на этой родной земле остались жены, матеря, дети. На плечи женщин и стариков выпало немало и большую помощь им оказывали дети – подростки. Они и в поле, и в мастерской, на ферме …

 Через много лет спустя, те детские воспоминания тружеников тыла помогут нам восстановить в памяти их суровые и страшные судьбы, ту обстановку и те тяготы жизни которые пережили они в свои детские годы. Нынешнему поколению нужно знать о детстве своих дедов, земляков, и нельзя забывать кокой ценой выжил и выстрадал наш народ в годы оккупации. Давным – давно была война, и что же мы будем знать о той войне? Не дай бог такому повториться. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье каждого из нас.

Акулиничев Филипп Иванович - родился 23 октября 1930 года в . Вербовке Николаевского района (сейчас Константиновского). Отец был председателем колхоза, потом председателем совета. В 1941 году ушел на фронт. Мать осталась одна с двумя детьми. Чтобы материально помочь матери, Филипп пошел с детства работать в колхоз чабаном. Работал подпаском у старенького дедушки. Весь день пасли в поле овец, к ночи подгоняли к хутору, а если не успеют, то ночевать приходилось - где ночь захватит.

В 1953 г. в мае пошел служить в Советскую Армию. Тогда служили 3.5 года. Провожали всей деревней. Пришел осенью в 1956 году и вскоре женился. Работал в колхозе «Заря» в поле чабаном 45 лет. Перед пенсией 2 года сторожем.

Уже 63 года живет в х. Вифлянцеве. Построил дом, с супругой вырастили 3 детей. 7 ноября 2012 года отпраздновали 55- летие совместной жизни.

Бокаев Владимир Федорович

Вифлянцева Александра Дмитриевна (Тимченко) - родилась 21 ноября 1928 года в х. Вифлянцеве. Отец работал в администрации, мать в колхозе. В семье было 3 детей. До войны ходила в школу, училась в 6 классе. Когда началась война Отец и старший брат ушли на фронт. Брат погиб. В 1943 году объявили помочь стране, всех женщин, детей, брали копать окопы. Нам было по 14 лет, но нас, на ровне со взрослыми возили за Дон копать окопы. Все лето (апрель, июль) работали. Норма взрослых - 8 метров в день, а детям 4 метра. Работали с нами и военные солдаты. За выработку нормы награждали отрезом на юбку. От радости то было. Одежды не было, с дому кушать взять было нечего. Повара варили нам из не обмолоченного проса кашу. Спали мы в палатках.

После войны 40 лет работала в колхозе: на ферме дояркой, на птичнике, на плантации, на току – куда пошлют. В 1946 году вышла замуж. Сейчас живет в х. Вифлянцеве, имеет 3 детей. Награждена медалями…

Вифлянцева (Анненкова) Раиса Ивановна - родилась 19.июня 1930 года в селе Мазурка Псковского района, Воронежской области. Родители: Анненковы Иван Васильевич и Татьяна Ильинична. В 1940 году семья переезжает в Константиновский район, на ферму №3. Отец планировал поработать несколько лет и вернуться назад, но его мечтам не суждено было сбыться. Началась Великая отечественная война, на которую он был мобилизован. Тяжелое военное лихолетье легло на плечи женщин и детей. Трудовую деятельность Раиса начала заправщиком тракторов. Возили горючее из ст. Тацинской. Было тяжело: холодно и голодно, но девочка, как и все Советские люди горячо верила в то, что её труд необходим и хоть на капельку, но приближает долгожданную победу. Счастье улыбнулось семье, живым с войны вернулся кормилец – отец.

 В 1949 году Раиса вышла замуж за Василия Мироновича и переехала в х. Вифлянцев. Вырастили четверых детей: сына и троих дочерей. Работала свинаркой в совхозе «Стычной», санитаркой в Вифлянцевской амбулатории. Ветеран труда, труженик тыла.

Сейчас у Раисы Ивановны 11 внуков, 9 правнуков. Она добрый и отзывчивый человек, очень общительная, и, конечно-же, частенько вспоминает про войну, как частичку своей жизни.

Долганин Василий Никифорович

Егоров Василий Григорьевич – родился 20 января 1931 года. Воспитывался с матерью, отца не было. Мать работала в колхозе. В хуторе была школа до 4 класса. Учился хорошо, даже получал грамоту, но когда в хутор пришли немцы и стали делать обыски, мать из-за страха за жизнь документы сожгла. В колхозе много было работы, без дела никто не бегал. Пололи хлеб в поле, глядели телят на ферме, кормили их и пасли. Женщины работали на плантации, доили коров. Мы, пацаны на быках возили корм скоту, на быках пахали, вывозили навоз. Весь день в работе, а ночью домой. В 1943 году немцы заняли х. Кухтачев, мне было 12 лет. Однажды играя с ребятами на улице, мы услышали незнакомый шум и гул, на горизонте появились немецкие машины, все окутанные пылю, до нас донесся незнакомый запах бензина, вся детвора побежала к машинам, вдыхая запах бензина. А видно главный немец, стоя в машине, отгоняя нас от машины, кричал, показывая рукой вперед: « Александров, Александров…». Когда немцы заняли хутор, в сельской школе занимала учительница – Валентина Петровна, староста хутора заставлял, чтобы мы все учили молитвы.

 В колхозе «Заря проработал электриком 40 лет. Имеет грамоты, в 2005 году получил медаль

 Сейчас проживает в х. Вифлянцеве.

Кондаков Александр Никонович - родился 15 марта 1928 года в х.Вифлянцеве. Отец – кузнец, мать работала в колхозе на ферме. В семье было 5 детей. В хуторе была школа - 4 класса, и все дети туда ходили. В 1941 году отец ушел на фронт. Надо было что-то кушать, одной матери всех не прокормить. Мы пошли работать в колхоз. Пасли коней по очереди все лето, сеяли в поле. Было голодно, поймаешь сусликов, и на костер. В колхозе давали горсть семечек, зерна не было. Больше были голодные. Первое время пацанами, возили горючее для тракторов на быках из с. Николаевкой, потом учились на трактористов. После войны в 1948 году в декабре пошел в армию. Потом женился, вырастил 3 детей. 52 года проработал шофером в колхозе, перед пенсией работал слесарем на мехдойке. Жил в родном хуторе Вифлянцеве. Умер 5 декабря 2012 года.

Калмыков Павел ФедоровичРодился -15 декабря 1930 г в семье крепкого крестьянина Калмыкова Федора Авдеевича и Агафьи Абрамовны. Родители работали в колхозе «1 Мая» на разных работах, но больше в поле, на току. В 1933 году отец погиб, так в три года Павел остался без отца. В памяти о нем осталось только рука, дающая ему сахар. Помогать матери Павел начал рано, поливать огород, пасти единоличных, а затем и колхозных коров. Началась война. Перед наступлением немцев, послали Павла с мужчиной угнать скот на пристань. Пристань разбомбили. Прождав два дня отправки, скот вернули обратно в хутор. В начале августа 1942 г наступая со стороны х.Трофимова, немцы заняли наш хутор. Хуторян со своих домов повыгоняли. Самый большой дом заняли под штаб. Начали разорять местных жителей, т.е. отнимали еду и то, что понравится. 7 января 1943 года рано утром в хутор пробрались 4 разведчика в маскировочных халатах и сказали, что сегодня будет наступление. Вой снарядов летящих со стороны 2-й фермы услышали скоро. Но взрывались они за хутором , колхозное поле №8. Потом пришла голодная весна: ели траву, крапиву, лебеду, конский щавель, выливали сусликов. Павел был старший (13 лет) из мужчин в семье, росточком был не большого, но жизнь заставляла быть его сильным. Помогал возить зерно на быках в ст. Николаевскую на гос. поставки. После войны закончил Стычновскую школу. Поступил в Константиновский техникум на отделение ветфельдшер. По распределению попал в Амурскую область, где и познакомился с молодой учительницей Поляковой Зинаидой Николаевной. В 1957 году переехали жить на свою родину, в х.Вифлянцев. Работал ветфельдшером. В 1975 г. бригадир комплексной бригады №1 колхоза «Заря». В этом колхозе проработал более 30 лет, а общий трудовой стаж составил более 40 лет. На пенсию вышел в 1990 г.. Награжден медалью «Ветеран труда». Работал и в ТОО «Степной» до сентября 1991г.

Луценко Василий Яковлевич - родился15 января 1930 года. В х.Колодезной, Тацинского района. Отец – Луценко Яков Николаевич, мать - Луценко Агрепина Никитична, работали в колхозе рабочими. В семье двое детей – Старший Василий и младшая дочь Полина (Мельникова, проживает в Одессе). Когда началась война отец сразу ушел воевать, в Грузии был ранен в плечо, потом был госпитализирован.

Остались дома с матерью, за старшего стал Василий. С 4 класса работал в колхозе, возил с ребятами сено, смотрел скот. Когда немцы заняли хутор, остались без дома, немцы всех выгнали и поселили своих солдат. Пришлось проситься жить к знакомым. Но мать изредка посылала сына посмотреть, как хозяйничают в их доме немцы. Хоть и страшно было, но Василий пробирался к своему двору, заглядывал в окошко, наблюдал, что делают немцы, чтобы потом рассказать матери успокоить ее. Он помнит, что видел, что на подоконниках, в раскрытых настеж окнах, лежали автоматы . Заметя мальчишку, немцы кричали «Партизан, партизан!». Что было духу приходилось уносить ноги со двора.

Подлесный Николай Емельянович - родился 14 июня 1927 года в ст. Чертково Ростовской области. Окончил 7 классов. До армии работал в колхозе. До освобождения ст. Чертково находился на оккупированной территории. В Красную Армию призван 27 ноября 1944 года.

Служил в г. Львов, 63-м стрелковом полку, 22-й дивизии.

Полк занимался уничтожение бандеровских банд на Западной Украине. По окончании войны занимался транспортировкой военных судов из Германии в Россию. Служил в г. Мурманск на десантном корабле 1 год, а затем до демобилизации в порту Лииннахамари.

Демобилизован в 1951 году. В совхозе работал с1978 года шофером, трактористом. 
 
Награды: орден «Отечественной войны» 2 степени (1985г), 
 медаль «За победу над Германией», юбилейные награды.

Трушкина Вера Васильевна - родилась 25 сентября 1924 года в х. Новороссошка, Тацинского района. В семье было 2 детей. Отец с матерью работали в поле. Жить было трудно. В 1941 году перед войной переехали на 4 ферму Стычновского поселеия, отец устроился скотником, там людям строили дома. Но объявили войну. Родителей забрали. Остались мы с бабушкой и дедушкой. С фронта отец прислал открытку, что везут их по черному морю на Кавказ. А второй раз прислал весточку его друг, что ранен отец в голову. Больше вестей не было.

В колхозе работать было некому. И всех распределяли на работу. Нас, девчат и ребят послали на сев, научили работать на тракторе. Сеяли просо, ночевали в поле, учили ремонтировать трактора. Весь день в мастерской до ночи, кормили похлебкой. Детство было тяжелое.

После войны ездила на заработки на Украину, работала на тракторе. Потом вернулась в родные места, вышла замуж, работала на ферме дояркой, телятницей.

Сейчас проживает в х. Вифлянцеве с дочерью Любовью.

3. Помним и гордимся

Давно окончилась война.
Давно ушли в запас солдаты.
Но боль о ней всегда жива,
Мы знать должны, какой была
Война когда – то …

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерное страдание военных лет и огромное мужество народа. Вспомним наших земляков и по праву будем ими гордиться, на долю которых выпала самое тяжелое испытание в истории человечества …

Мы родились и выросли на мирной земле, и хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома, как довелось это слышать нашим дедам, труженикам тыла, в свои детские годы.

В годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои. Населенные пункты бомбили, население уменьшалось почти вдвое, из них это дети. Дети умирали от голода, болезней, полученных ран. Эти люди полной чашей испили и горечь в жизни, и радость побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими. Война – не только история, это факт нравственного подвига людей, принявших на себя главную тяжесть, достойно и мужественно исполнивших свою священную долю.

Летом 1942 года на землю нашего хутора ступила нога немецко-фашистских захватчиков. Несколько месяцев шли ожесточенные бои с большими потерями. 7 января 1943 года наши войска разгромили немцев и освободили территорию нашего и близлежащих хуторов.

Низкий поклон и глубокая благодарность Вам, дорогие наши ветераны!

Мы гордимся тем, что родились на этой земле в Ростовской области. Там, где и сегодня, в начале третьего тысячелетия, наши односельчане не утратили того жизненного уклада, который был заложен предками.

Я верю, что у моего хутора есть будущее, так как в нем живут люди небезразличные к судьбе своей Родины, любящие свой родной край, в который хочется возвращаться. Мы склоняем головы перед светлой памятью отцов, дедов, родных, и будем достойны их.

111. Заключение

Это надо не мёртвым, это надо живым.

4 долгих года шел солдат к своей Победе. И этот день пришел. 9 мая 1945 года. С каким нетерпением ждали его не только русский народ, но и вся Европа. И сейчас это праздник для всех жителей планеты. Его встречают везде, вспоминают тех, кто не дожил до Победы, т тех кто с нами рядом - солдаты Победы

Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения, но память о народном подвиге не меркнет. Она живет в фотографиях, письмах, воспоминаниях ветеранов, тружеников тыла. Чтобы не угасла память о войне, о подвиге народа, в нашей школе стала доброй традицией о проведении мероприятий направленных на защиту, оказание помощи и внимания ветеранам войны, труженикам тыла, престарелым людям.

Каждый год осенью и весной, учащиеся нашей школы ходят к ветеранам, очищают от мусора и сорняков приусадебные участки, вскапывают грядки, собирают урожай, поздравляют с праздником

Пусть доброта и взаимопомощь молодого поколения окружает всех в наши мирные дни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Методическая разработка "Этих дней не смолкнет слава!"

Литературно – музыкальная композиция «Этих дней не смолкнет слава!» раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, в...

Методическая разработка концерта, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Этих дней не смолкнет слава».

Ведущий: Сегодня мы приехали к вам в гости, что бы вместе со всей страной отметить самый великий праздник нашего народа – День Победы!    В этот день, 70 лет назад закончилась Великая Отечес...

Хранители воинской славы

Пояснительная записка. «Много меняется в современном мире, но люди остаются людьмии крепость человеческой души, сила людская, стойкость,патриотизм и мужество ценятся по-прежнему высоко.»Академик ...

Методическая разработка занятия "Кремль - наследник нашей славы"

Цель : Развитие общих  трудовых навыков и умений. Знакомство с материалом « спички», с их свойством, структурой.Задачи : Развитие  - умений и навыков , приобретенных на уроках и ...

Методическая разработка по окружающему миру "Память о героях Великой отечественной войны 1941-1945 годов".

Содействует осознанию учащимися ценности изучаемого материала.Знакомит с героями Великой отечественной войны, достопримечательностями и памятными местами Москвы, связанными с этим событием....

Методическая разработка к проведению классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция «Дневник Тани Савичевой»

Методическая разработка к проведению  классного часа посвящённому снятию блокады Ленинграда «Войною прерванное детство». Литературно-музыкальная композиция    «Дн...