РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
статья на тему
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovtsynova_o._v._statya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Овцынова О. В.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 2 с УИОП»
г. Губкин
Белгородская область
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Семья является одним из важнейших социальных факторов, влияющих на становление личности. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Внутренняя духовная жизнь семьи проявляется в слове. В семье непрерывно идет общение между её членами. Поэтому и возникают вопросы: какой должна быть речь в семье, какие темы следует обсуждать, а от каких оберегать себя и своих детей, чтобы не навредить душевному миру членам семьи. Ошибочно мнение о том, что дома можно говорить всё, что вздумается. Можно вести себя вольно и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. «Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам»[1].
Человек несет большую ответственность за выбор произносимых слов в семье и в других кругах общения. «Слово… уже вышедшее из уст человека, уже не возвращается к нему. Оно идет по умам, по устам многих людей и производит неисчислимое множество мыслей, чувств и поступков» [2].
Святитель Московский Филарет писал по этому поводу: «Ни в коем случае не расточай безрассудно слова; давай себе размыслить, во благо ли тебе и другому будет слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя»[4]. Родители должны сами руководствоваться этими знаниями и научить этому детей.
В семейном общении дети воспринимают и усваивают не только обсуждаемые родителями темы, но и запоминают слова и обороты речи, которые при этом употребляются. Достоянием ребенка становятся даже те чувства, которыми взрослый сопровождает свою речь. Другими словами, через речь мы можем либо учить детей добродетелям, либо прививать им словесные грехи и пороки в зависимости от употребляемых слов и сопровождающих их чувств.
Словарный запас современных людей обеднел. Постепенно утрачиваются слова, описывающие богатство человеческой души (честь, достоинство, милосердие, кротость, благородство и т.д.), и это оттого, что сами эти состояния уходят из жизни современного человека. К указанным духовно-нравственным понятиям нужно обязательно развивать интерес в семье.
Человек с грубой душой и говорит грубо, речь его примитивна. Богатство языка говорит и о богатстве внутреннего мира человека. Следовательно, обогащая словарный запас детей, взрослый обогащает их внутреннюю жизнь.
Большое значение при общении в семье имеет интонация. Иногда ошибка может заключаться не столько в неправильно выбранных словах, сколько в ошибочной интонации, которая во многом определяется именно внутренним состоянием говорящего. Поэтому необходимо тщательно следить за теми интонациями, которые приняты в семье. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что, если дети услышат оскорбительные интонации в речи родителей, то они выучатся тому же. В семейном общении следует остерегаться холодной, развязной, раздражительной интонации, ведь она вместе со словом обладает огромной способностью влиять на других людей.
Дети должны усвоить, что слово – это орудие добра и зла. А взрослые должны подавать им пример бережного отношения со словом. Словом можно заблуждающегося на путь истины наставить, скорбящего утешить, сомневающегося вразумить и т. д. Именно в семье ребенок должен усвоить основные правила владения словом и применять в семейном общении. Каждый человек должен сначала думать, потом говорить; не кричать; избегать споров и ссор; не быть упрямым, не настаивать на своем слове; не говорить ничего лишнего, контролировать свои слова; воздерживаться от ответных обвинений, побеждать гнев другого человека любовью, кротостью и смирением; избегать многословия; во избежание клеветы не верить ложным слухам.
Отец Иоанн обращает особое внимание на то, что «доброе, ласковое слово простого сочувствия имеет великую ободряющую и успокаивающую силу». Действительно, слово - очень могущественный инструмент, и его положительное воздействие проявляется в том случае, если оно используется как «замечательное средство нравственного воспитания» [3].
Литература:
1. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М.: 2001, - С.265 .
2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Избранные мысли и проповеди. М., 2004, - С.162.
3. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию. М.: 2001, - С. 152.
4. Филарет (Дроздов), святитель Слава Богоматери. Гл. 13. О молчании духовном. М.: 1996, - С. 164-165.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕГО МИРА РЕБЁНКА.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее....
Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста.
Современные ценности России. Роль учителя ОПК в формировании духовных ценностей детей младшего школьного возраста....
Конспект родительского собрания "Роль семейного общения в жизни ребенка"
Конспект родительского собрания в начальных классах...
Родительское собрание«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»
Родительское собрание«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»...
Роль классного руководителя в формировании нравственных ценностей
Нам надо жить по чести, в вереНеся свет просвещенья в мир!...
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Мы,учителя, делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей со школой было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...