Конструирование урока по ФГОС
статья на тему
Составление технологических карт в соответствии с ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_doklad.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дети не должны наполняться знаниями механически
мы должны научить их добывать знания, научить их учиться»
В.В. Путин
Вспомним типологию уроков по ФГОС.
1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).
2. Урок отработки умений и рефлексии.
3. Урок творчества (урок – исследование).
4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности).
5. Уроки развивающего контроля.
- На уроке «открытия» нового знания (ОНЗ) учащиеся изучают новые знания и знакомятся с новыми способами действий и их применением.
- На уроках отработки умений и рефлексии ученики закрепляют полученные знания и умения, и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
- На уроке творчества (урок – исследование) ученики «открывают» новые знания, выдвигая гипотезы, выбирают методы решения проблемной ситуации, проводят эксперименты, наблюдения, лабораторные работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.
- На уроке развивающего контроля учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности.
- Уроки общеметодологической направленности предполагают структурирование и систематизацию знаний.
Готовясь к уроку учитель должен сделать 6 шагов.
Шаг 1. Определение нового.
- Учитель чётко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке: правило, алгоритм, закономерности, понятие, своё отношение к предмету исследования и т. д.
Шаг 2. Конструирование проблемной ситуации.
- Проблемная ситуация может возникнуть на уроке сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен чётко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как её лучше обыграть, чтобы её разрешение привело к задуманному результату.
- Проблемную ситуацию надо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.
Шаг 3. Планирование действий.
- При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действий», чтобы вовремя направить деятельность учащихся в «нужное русло». Работая над сценарием урока, надо спланировать применение разных приёмов.
Шаг 4. Планирование решений.
- Сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности и т. д.), к которому при помощи учителя ученики могут прийти сами.
- Выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
- Необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.
- Следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т. п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
Шаг 5. Планирование результатов.
- Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос «Так как же мы решили проблему?»
Шаг 6. Планирование заданий для применения нового знания.
- Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Выполнить эти 6 шагов поможет технологическая карта урока.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на следующей технологической карте урока.
(показ образца заготовки технологической карты и готовой технологической карты)
(Приложение 1, Приложение 2)
При составлении технологической карты я структурирую урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Содержание этапа.
3) Деятельность учителя.
4) Деятельность учащихся.
5) Формы работы.
6) Результат.
7) ЭОР
Каковы же этапы работы над технологической картой?
1. Определение места урока в изучаемой теме и его тип, дата проведения.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Формулировка планируемых образовательных результатов.
4. Выделение основных понятий, изучаемых на уроке.
5. Обозначение этапов урока в соответствии с его типом.
6. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
7. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
8. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
9. Определение ЭОР, используемых на уроке.
Готовясь к выступлению, я нашла кодификатор УУД (Приложение 3), предложенный на II Всероссийской научно-практической конференции «Контроль и оценка учебных достижений по русскому языку в контексте новых образовательных стандартов. Этот кодификатор был разработан в Институте стратегических исследований в образовании РАО. Он может существенно облегчить работы преподавателя в составлении технологических карт.
Еще одну трудность при составлении технологической карты составляет формулировка определение деятельности учителя и учащегося. Я разработала таблицу, которая поможет в решении этой проблемы (Приложение 4).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Предлагаю выполнить групповую работу по составлению технологических карт урока.
Защита работ.
Рефлексия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Технологическая карта
Предмет | Класс | Дата | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности | |||||||||
Цели | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Мотивация | |||||||||
2 | Актуализация опорных знаний и умений | |||||||||
3 | Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях | |||||||||
4 | Контроль и самоконтроль | |||||||||
5 | Коррекция |
Технологическая карта
Предмет | Класс | Дата | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся | |||||||||
Цели | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Мотивация | |||||||||
2 | Актуализация комплекса знаний и умений | |||||||||
3 | Показ образца применений комплекса знаний | |||||||||
4 | Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях | |||||||||
5 | Контроль и самоконтроль | |||||||||
6 | Рефлексия |
Технологическая карта
Предмет | Класс | Дата | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | |||||||||
Цели | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Мотивация | |||||||||
2 | Актуализация знаний, умений | |||||||||
3 | Анализ изученного содержания | |||||||||
4 | Выделение главного в изученном | |||||||||
5 | Систематизация и обобщение | |||||||||
6 | Установление межпредметных и внутрепредметных связей | |||||||||
7 | Рефлексия |
Технологическая карта
Предмет | Класс | Дата | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности | |||||||||
Цели | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Мотивация | |||||||||
2 | Организация деятельности учащихся по самостоятельному применению знаний | |||||||||
3 | Контроль и самоконтроль | |||||||||
4 | Коррекция | |||||||||
5 | Рефлексия |
Технологическая карта
Предмет | Класс | Дата | ||||||||
Тема урока | ||||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||||||
Цели | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Оргмомент Мотивация | |||||||||
2 | Актуализация субъективного опыта | |||||||||
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | . | ||||||||
4 | Первичная проверка понимания | |||||||||
5 | Первичное закрепление | |||||||||
6 | Рефлексия |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Технологическая карта
Предмет | Русский язык | Класс 3 | Дата | |||||||
Тема урока | Как найти в слове корень? Чередование согласных. | |||||||||
Тип урока | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности | |||||||||
Цели | Сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные; тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных. | |||||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. | Регулятивные УУД: | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Корень, однокоренные слова, чередование согласных в корне. | |||||||||
Организационная структура урока | ||||||||||
№ этапа | Этап урока | УУД | Деятельность | ЭОР | ||||||
учителя | учащихся | |||||||||
1 | Оргмомент Мотивация | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Приветствие учащихся. На доске «рассыпавшаяся» пословица – учение и труд к счастью ведут. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её. Чему учит пословица? | Приветствие учителя. Фронтальная работа. | ||||||
2 | Актуализация субъективного опыта | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). | - Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях. -Назовите орфограммы. - При проверке какой орфограммы надо изменить форму слова? - При проверке какой орфограммы надо подобрать однокоренные? - Какие слова называют однокоренными? Распределите слова по группам. Запишите однокоренные, выделите корень. - Как пишутся корни однокоренных слов? Что продолжим изучать на уроке? Назовите тему урока. | Пишут в тетрадях. Фронтальная работа с комментированием. Ответы детей. | Слайд 1 Слайд 2 | |||||
3 | Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | Задание для пробного действия. Свет, свеча, освещение В данных словах выдели корень. -Вы можете утверждать, что выделили корни правильно? Составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.) 1.Лексическое значение схожее? 2.Определю границу корня в каждом слове. Подберу однокоренные слова к каждому слову. 3. Выделю корень 4.Вывод: в корне чередование согласных…….. 5.Подчеркну чередования согласных. - Выделите корень в словах, используя план. - Выписываем чередования Т//Ч//Щ - Где можно найти подтверждение нового знания? Откройте учебник на стр. 76. Прочитайте Страничку для любознательных. Верно ли ваше рассуждение? - Для чего вам нужно новое знание? | Ответы детей. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Слайд 3 | |||||
4 | Первичная проверка понимания | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Сады, сажать, рассада….. Река, речка, речной….
Пух, пуховый… Друг, дружок… | Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи Работа в парах: по вариантам с взаимопроверкой | Слайд 4 Слайд 5 | |||||
5 | Первичное закрепление | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Работа с учебником. - С. 77 упр. 137 - С. 77 упр. 138 - С. 77 упр. 140 | Выполняют письменно в тетради. Работа по рядам. | ||||||
6 | Рефлексия | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | - Какую цель мы ставили перед собой сегодня? - Достигли вы цели? - Что научились делать? - Что нужно выучить дома, чтобы выделять правильно корень с чередующимися согласными? | Ответы детей. | ||||||
7 | Домашнее задание | С. 78, упр. 141, с. 76 правило. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает: комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей... Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование урока в рамках ФГОС
Опорная таблица для коструирования учебного занятия....
Выступление на семинаре конструирование урока ОНЗ в соотвествии с ФГОС
Так что же для нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. ТЕМА УРОКА "БУКВА Щ".
Разработка урока по теме "Строчная буква щ". Развитие навыка письма. Упражнения и задания на развитие речи....
Конструирование урока по ФГОС
Составление технологических карт в соответствии с ФГОС второго поколения....
Учебная стратегия «Трансформер» как эффективный способ конструирования урока математики в начальной школе. Урок одной задачи.
Данная стратегия поможет организовать работу с любой текстовой задачей на этапе закрепления знаний. Возможность конструировать, подстраивать урок под определённый вид задач, иными словами трансформиро...
Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС
Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ" 3 класс ФГОС...
Особенности конструирования урока физической культуры в начальной школе в свете реализации ФГОС
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — одна из главных целей развития отечественной системы школьного образования....